Реформа, портящая отношения Брюсселя и Варшавы
Евросоюз начал вторую дисциплинарную процедуру против Польши из-за вступления в силу закона о Верховном суде
2 июля Еврокомиссия — высший орган исполнительной власти ЕС — начала против Польши второе расследование в связи с судебной реформой в этой стране. На этот раз — из-за закона о Верховном суде, вступившего в силу 3 июля. «Учитывая отсутствие прогресса и неминуемую имплементацию нового режима выхода на пенсию для судей Верховного суда, Комиссия сегодня решила немедленно начать процедуру о нарушении», — сказал спикер организации Маргаритис Схинас, цитирует его AFP.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА
Новый польский закон снижает пенсионный возраст для судей Верховного суда с 70 до 65 лет. Эта норма, в частности, применяется к первому председателю Верховного суда Малгожате Герсдорф, чей 6-летний мандат может быть досрочно прекращен в связи с тем, что ей исполнилось 65 лет, сообщает Польское Радио. Распоряжение о ее выходе на пенсию должен был выдать уже 3 июля президент Польши Анджей Дуда.
В целом, 27 из 72 судей Верховного суда столкнулись с риском того, что могут быть вынуждены уйти на пенсию, отмечается в сообщении на сайте Еврокомиссии. Действующие судьи имеют возможность обратиться к президенту страны и попросить его продолжить свой мандат еще на три года. 16 судей составили такие ходатайства к главе государства.
ПОЗИЦИЯ ЕС
Еврокомиссия считает, что не установлено никаких критериев принятия такого решения главой государства и что нет возможности судебного пересмотра этого решения. «Комиссия считает, что эти мероприятия подрывают принцип независимости судей, включая неизменность судей, и потому Польша не выполняет своих обязательств согласно статье 19(1) Договора о ЕС в связи со статьей 47 Хартии основных прав ЕС», — отмечается в сообщении. Также речь идет о том, что правительство Польши имеет месяц на то, чтобы отреагировать на формальное письмо из Брюсселя, и что Комиссия готова продолжать диалог со страной по этому вопросу. Отсутствие объяснений угрожает Польше временным лишением права голоса или части субсидий ЕС.
ПОЗИЦИЯ ПОЛЬШИ
Правительство настаивает на том, что эти изменения необходимы для преодоления коррупции и перезапуска судебной системы. Статс-секретарь по вопросам ЕС МИД Польши Конрад Шиманский заявил, что конфликт между Варшавой и Брюсселем должен решить Европейский суд, который должен установить «пределы вмешательства права Евросоюза» в автономию отдельных стран ЕС, передает DW.
Пресс-секретарь правительства Йоанна Копчинская заявила, что правительство премьера Матеуша Моравецкого таким образом выполняет обещания избирателям очистить систему правосудия — изменения, которые должны были бы сделать предыдущие правительства, но не сделали. «Возможно, у нас не было бы этой дискуссии (с ЕС), если бы они сделали это раньше», — цитирует ее слова The Washington Post.
Несколько десятков судей польского Верховного суда еще на прошлой неделе пообещали, что не будут подчиняться изменениям и останутся на своих должностях, потому что считают реформы неконституционными, ведь именно Конституция Польши гарантирует судьям Верховного суда, что они могут занимать эту должность в течение шести лет.
Следует напомнить, что это не первый случай введения дисциплинарной процедуры против Польши в связи с противоречивой судебной реформой. В декабре 2017 года Комиссия уже инициировала такое расследование, которое теоретически могло даже лишить Варшаву права голоса в ЕС. Тогда в организации объяснили, что польская власть создала такую ситуацию, при которой может вмешиваться в работу судебных органов страны. Однако санкции против Польши так и не были введены, а слушание относительно реформы в Совете ЕС ничем конкретным не завершились, хотя обе стороны высоко оценили это мероприятие.
Превратятся ли на этот раз угрозы Брюсселя в реальные санкции в отношении Польши, «День» спросил у сопредседателя Группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, народного депутата Украины Оксаны ЮРИНЕЦЬ:
— За принятые решения несет полную ответственность сейм. Относительно санкций, которые могут быть наложены на нашу страну-соседку, то думаю, всю ответственность будут брать на себя депутаты, которые вели переговоры и имеют делегированных представителей в Брюсселе в Европейском парламенте. Это ответственность как делегированных депутатов, так и принимавших решение.
Наверное, чтобы примерять на себя данный закон, нужно жить в этой стране, а не за ее правилами. Если есть определенные противоречащие нормы, работа должна вестись.
Насколько мне известно, начат процесс изменений к некоторым принятым законам, которые непосредственно касаются взаимоотношений наших двух стран. Это действительно то, на что мы бы должны были каким-то образом реагировать, говорить, дискутировать об этом. А что касается внутренних вопросов, не думаю, что это в нашей компетенции. Сегодня это ответственность той политической элиты, которая представляет большинство в сейме или сенате, делегированных в Европарламент депутатов, которые должны взаимодействовать и работать в интересах своих граждан и представлять их интересы, чтобы какие-то вещи не ограничивали развитие самого государства, избранного им направления.
Польша увеличивает сегодня средства на оборону и, наверное, единственная из стран — членов НАТО сделала этот шаг первой. Считаю, что это правильно. Ведь она четко осознает угрозы, которые могут касаться ее после аннексии Крыма и захвата восточных территорий, где продолжается российско-украинская война. Что касается блокирования «Северного потока-2». Польша наиболее активно выступала за то, чтобы этого не было. Два года назад во время визита Президента Украины Порошенко в Польшу он вместе с польским президентом Дудой согласовал это. То есть я не хочу искать негативного влияния решений определенной страны, а наоборот, — искать возможности, которые могут появиться при переговорах по наболевшим вопросам.
Выпуск газеты №:
№115, (2018)Section
День Планеты