Перейти к основному содержанию

Россия в обвале

Или Что год грядущий нам готовит
24 декабря, 11:55
ФОТО REUTERS

Финансовый кризис, начавшийся в России в предновогодние дни, может весьма существенно повлиять на перспективы разрешения украинского кризиса, вызванного российской агрессией. Резкое снижение цен на нефть и связанный с этим обвал рубля стал полной неожиданностью для Владимира Путина и его команды. Российский президент прогнозирует, что кризис в России  продлится  не более двух лет. Это косвенно может свидетельствовать о том, что валютных резервов России хватит примерно на этот срок в случае, если западные санкции сохранятся, а падение нефтяных цен продолжится.

Тут следует подчеркнуть, что санкции, введенные  против России за Крым и Донбасс, это только один из факторов падения рубля, причем не главный. Санкции отрезали Россию от западных финансовых рынков, и это в условиях, когда в 2015 году российским корпорациям предстоят очень значительные выплаты по иностранным кредитам. Но сравниться с почти двукратным падением нефтяных цен, практически до  60 долларов за  баррель, даже они не могут. И весь ужас ситуации для Москвы заключается в том, что никто в мире не знает, до какого дна на этот раз могут рухнуть нефтяные цены и как долго они на этом дне останутся. Для 2015 года аналитики называют в качестве возможной цены и 50, и 40 долларов за баррель, хотя не исключают и оптимистичных 70 и 80. Разумеется, это только гадание на кофейной гуще. Точной цифры и сроков никто назвать не в состоянии. Тот, кто смог бы, сразу же сделался бы даже не долларовым миллиардером, а долларовым триллионером.

•  В России кремлевская пропаганда во главе с самим президентом усиленно распространяет версию, будто нефтяные  цены обвалили Соединенные Штаты в сговоре с нефтяными монархиями Персидского залива, чтобы наказать Россию за «братскую помощь» русским в Крыму и на Донбассе и за противостояние «американскому диктату». И приводит пример, как в 80-е годы прошлого века вот так же, дескать, американцы в сговоре с саудовцами обвалили нефтяные цены, чтобы развалить «империю зла». Отсюда, мол, и горбачевская гласность, и перестройка, и последующий крах СССР. И тогда, и теперь подобные конспирологические версии — всего лишь благостная патриотическая чушь, придуманная теми, кто ностальгирует по Советскому Союзу. На самом деле и в 1980-е годы, и в 2014 году причины падения цен на нефть имели вполне рациональный характер, и не от чьей злой или доброй воли не зависели. Если кто не помнит, с 1980 по 1988 год шла ирано-иракская война, самая большая по продолжительности война в истории  Ближнего Востока. 9 лет войны стоили, по некоторым оценкам, Ирану от 200 до 600 тыс., а Ираку — от 100 до 400 тыс. погибших военнослужащих. Затяжная война привела к тому, что как Иран, так и Ирак, а также являвшиеся союзниками Ирака Кувейт, Саудовская Аравия и другие нефтяные монархии усиленно продавали нефть, чтобы финансировать войну (а обеим сторонам война стоила больше триллиона долларов). В результате значительного дополнительного поступления нефти на мировой рынок цены на нее упали с 35 долларов за баррель в 1980 году до 10 долларов за баррель в 1986 году. Для СССР это означал полный экономический крах и практически полное израсходование золотовалютных резервов. Пришлось срочно начинать рыночные реформы и жить на западные кредиты.

Что же касается нынешнего падения нефтяных цен, то оно обусловлено прежде всего «сланцевой революцией» в США и Канаде — резким ростом производства сланцевой нефти и постоянным удешевлением ее добычи. Это привело к тому, что США резко сократили импорт нефти, хотя до сих пор остаются крупнейшим импортером (в 2012 году на них приходилось около 22% мирового импорта нефти). Если темпы роста импортозамещения в США за счет роста производства и, соответственно, удешевления добычи сланцевой нефти в 2008—2012 годах, когда добыча сланцевой нефти возросла в 5 раз, экстраполировать на будущее, то уже 2018 году сланцевая нефть, добытая в США, сможет заместить весь американский импорт. Последний также сокращается за счет использования энергосберегающих технологий и экологически чистого, неуглеводородного топлива. А прекращение Америкой импорта нефти грозит обрушить мировую цену на баррель до 40 долларов.

•  Естественно, такое может произойти лишь в случае, если сланцевая нефть будет иметь себестоимость не больше, чем импортируемая нефть, пусть даже с учетом стоимости транспортировки последней. Как быстро будет происходить прогресс технологии добычи сланцевой нефти, предсказать невозможно. Поэтому нельзя точно предсказать, что именно в 2018 году цена барреля нефти упадет до 40 долларов. Это может произойти и раньше, и позже. Но сам факт постепенного удешевления добычи сланцевой нефти дамокловым мечом висит над производителями обычной нефти, заставляя их постепенно снижать цены и готовиться к тем не столь уже далеким временам, когда за баррель нельзя будет выручить больше 40 долларов. К этому, например, уже готовится Казахстан, разработав на всякий случай  соответствующий вариант бюджета 2015 года (хотя основной, оптимистичный вариант ориентирован на 80 долларов за баррель).

•  Для России цена нефти в 40 долларов — это практически граница рентабельности. Но и тогда российскую нефть все равно будут экспортировать, чтобы получать твердую валюту. Точно также Украина вынуждена была экспортировать убыточный (дотационный) донецкий уголь, чтобы зарабатывать доллары и евро. И весь ужас ситуации для Кремля заключается в том, что если цены на нефть в 2015 или 2016 гг. упадут до 40 долларов, то они могут уже больше не подняться сколько-нибудь существенно в течение многих лет, если не десятилетий. Поскольку вся российская экономика сидит на энергетической игле, других конкурентоспособных на мировом рынке отраслей промышленности в стране нет. И в этом случае уровень жизни россиян будет отброшен к началу 70-х годов XX века. В таких условиях Кремлю явно будет не до внешнеполитических авантюр и не до противостояния с Западом, получение кредитов от которого будет иметь в буквальном смысле слова жизненное значение.

А вот в том, что падение цен на нефть началось именно сейчас, а не полугодом или годом позже, главную роль, как и в 1980-е годы, сыграли события на Ближнем Востоке. Успехи боевиков «Исламского государства» привели к тому, что они захватили месторождения в Сирии и Ираке и стали контрабандно по дешевке продавать нефть  по 40 долларов за баррель. Тем же занялись и неподконтрольные властям боевики Ливии, но их возможности в этом отношении значительно меньше. Естественно, подобный демпинг взволновал государства-экспортеры и привел к падению цен. Для России же связанный с этим падением и санкциями обвал курса рубля оказался более глубоким и опасным, чем во время кризиса 2008 года. Не случайно эксперты сравнивают сегодняшнюю российскую ситуацию валютной паники не с 2008 годом и даже не со сравнительно благополучно пережитым Россией дефолтом и финансовым кризисом 1998 года, а с ситуацией начала 1990-х годов, когда гиперинфляция и обесценивание вкладов поставили значительную часть россиян на грань физического выживания. Не случайно сейчас все чаще раздаются предложения об ограничении конвертируемости рубля и о контроле над движением капиталов.

•  Нынешняя финансовая ситуация в России влияет на Украину двояко. С одной стороны, все еще сохраняющиеся, несмотря на фактическую войну, российско-украинские экономические связи способствуют тому, что кризис в России негативно влияет и на Украину, способствуя, среди прочих факторов, падению курсу гривны. Но зато для Киева появляется дополнительный стимул к минимизации связей с Россией. И, с другой стороны, в российском кризисе для Украины все же больше позитивного, чем негативного. В нынешних условиях сводится к минимуму риск того, что Путин в ближайшие месяцы рискнет начать большую войну в Украине. Подобная акция наверняка вызовет еще один обвал рубля, что грозит погрузить Россию в полный финансовый хаос. Также в случае дальнейшего развития кризиса Путин или его преемники станут более восприимчивыми к западному давлению. И тогда украинской дипломатии необходимо будет категорически настаивать на безусловном  уходе россиян не только с Донбасса, но и из Крыма, возможно, с условием последующей демилитаризации полуострова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать