Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Российская агрессия против Украины

Как реализация «Новой доктрины ограниченного суверенитета» («Доктрины Путина»)
04 марта, 11:47
ФОТО REUTERS

Известные действия России в отношении Украины на протяжении последнего года, начиная с февраля 2014 г. и до нынешнего года, прежде всего аннексия Крыма и военная интервенция в Восточной Украине, беспрецедентное политическое, экономическое и информационное давление на наше государство, а также откровенная конфронтация с Западом, свидетельствуют о начале реализации новой внешнеполитической стратегии России, предварительно сформулированной в ряде публичных программных выступлений В.Путина. Общее осмысление текстов этих обращений российского Президента и тех процессов, которые разворачиваются в контексте внешнеполитической и военной «активности» России последнего года, позволяют утверждать о формировании новой внешнеполитической доктрины РФ — «Доктрины Путина».

Указанная региональная «активность» России в полном соответствии с положениями международного права полностью подпадает под определение международной политической и военной агрессии. В свое время по инициативе и настоянию СССР, правопреемником которого считается Россия, в рамках ООН долгое время проводилась работа по подготовке резолюции Генеральной Ассамблеи № 3313(XXIX) с определением понятия «агрессия», которая была принята 14 декабря 1974 г. В статье 1 резолюции определено: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства...». В статье 3 говорится: «Любое из следующих действий, независимо от объявления войны... будет квалифицироваться как акт агрессии: а) вторжение или нападение вооруженных сил (ВС) государства на территорию другого государства, аннексия с применением силы территории другого государства или его части; b) бомбардировка...или применение... оружия государством против территории другого государства; с) блокада портов или берегов государства ВС другого государства; d) нападение ВС государства на суходольные, морские или воздушные силы... другого государства; е) применение ВС одного государства, которое находятся на территории другого государства, по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении; g) засылка государством ...вооруженных банд... или наемников... против другого государства». Изложенное полностью отвечает ситуации, сложившейся с российским присутствием в Украине, которое, таким образом, является агрессией.

Эта агрессия разрушает чуть ли не последние элементы Вестфальской системы международных отношений, которая формировалась с 1648 г. по итогам 30-летней войны, которая по масштабам была «мировой» войной в свое время. Главными принципами Вестфальского миропорядка, который в определенной степени действует до последнего времени, являются: формирование и приоритет «государств-наций», «национальных интересов» и «национального/государственного суверенитета», формирование баланса сил и коалиций, обязательность выполнения международных договоров.

Российская агрессия против Украины является откровенным вызовом этой мировой системе международных отношений и доминированию США, несмотря на то, что сама РФ, даже если считать ее региональным «центром силы», значительно уступает во всех компонентах международного влияния (экономика, военная, научная и технологическая силы, «мягкая сила» и культурно— гуманитарная привлекательность), как мировому гегемону, так и большинству других мировых «центров силы». Единственным компонентом российского силового потенциала, по сравнению с  конкурентным к американскому является наличие второго в мире ядерного арсенала, а также конвенциональных вооруженных сил регионального масштаба. Таким образом, российская агрессия — дерзкий вызов мировому демократическому содружеству, никоим образом не отвечает реальным экономическим и другим возможностям России и напоминает политику шантажа, которую на протяжении последнего десятилетия осуществляет Северная Корея, продолжая развитие своей ракетно-ядерной программы и периодически проводя испытание ядерных устройств и баллистических ракет доставки. КНДР проводит такую политику с целью сдерживания США и гарантирования длительного существования своего тоталитарного режима. Россия же, бряцая конвенциональным оружием и угрожая оружием ядерным, пытается запугать соседей, позиционировать себя как крупное региональное государство, вернуть статус отдельного «полюса» или хотя бы «центра силы» мировой политики. Если этот вызов направлен на США, то он является блефом, поскольку силовые возможности этих двух стран несравнимы, не говоря уже о кумулятивных силах их союзников, среди которых у России нет надежных мощных партнеров. У США есть значительно больше ресурсов и возможностей, чтобы существенно ослабить уровень национальной безопасности РФ и усилить ее уязвимость к локальным конфликтам. 

Сегодняшняя внешняя политика РФ относительно стран постсоветского пространства, прежде всего Украины, по аналогии с упомянутыми внешнеполитическими доктринами «ограниченного суверенитета» (Монро и Брежнева), реализует «новую доктрину ограниченного суверенитета» («доктрину Путина»), содержательное  концептуальное наполнение которой активно формировалось на протяжении 2014 г. на фоне аннексии Крыма и военной агрессии на Донбассе. Главные идеи и основные элементы указанной «доктрины» были сформулированы в публичных выступлениях ее «вдохновителя» — российского Президента, в частности в обращении к обеим палатам Федерального собрания страны в связи с предложением «Государственного совета Республики Крым о принятии республики в состав РФ» («Крымская речь», 18 марта); «Валдайская речь» 24 октября 2014 г.; обращение к Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г. Кроме того, 26 декабря 2014 г. В.Путиним была принята новая Военная доктрина РФ, которая по сравнению с предыдущей редакцией 2010 г. к угрозам безопасности России относит изменение режимов в соседних странах, что может подрывать политическую стабильность в РФ. Данным документом Россия пытается «узаконить» возможные будущие расширения своей территории за счет соседей. Если в соседних или даже в дальних странах проживают русскоязычные граждане, то они имеют право на военную защиту армии РФ. Таким образом, на официальном нормативном и законодательном уровне были фактически подтверждены намерения углублять и продолжать войну на Востоке Украины.

Принципиальные компоненты «доктрины Путина», официально не объявленной российским руководством, но применяемой в практической международной деятельности, прежде всего на постсоветском пространстве, учитывая упомянутые документы, можно очертить следующим образом:

•  РФ больше не рассматривает Запад в качестве партнера, заслуживающего доверие, поскольку, несмотря на предупреждения, звучавшие в известной «Мюнхенской речи» Путина 2007 г., США, НАТО и ЕС продолжают игнорировать ее жизненные, исторические региональные интересы на постсоветском пространстве, распространяя свое собственное влияние и «вовлекая» страны региона в свои структуры, проводя политику «сдерживания России»;

•  РФ больше не рассматривает себя частью Евроатлантического сообщества, она является страной «суверенной», «контролируемой» демократии, около 90% населения которой поддерживают политику Путина в отношении Украины, антиамериканизм и конфронтацию с Западом. Россия имеет свою собственную идентичность и относится к отдельной цивилизации, имеющей собственную систему ценностей, связанных с русской православной культурой и историческими традициями;

•  в сегодняшних условиях распада/ослабления однополярного миропорядка, когда новый «многополярный» (или «много центричный») мир только формируется, наблюдается «неуправляемый хаос» и «отсутствие правил игры», что значительно расширяет границы допустимого поведения в мире для сильных государств, каковым считает себя Россия и которые очерчивает для себя Путин;

•  система международных договоров и международное право в целом для РФ больше не является системой правил/координат международных отношений, а является «меню», из которого сильные страны выбирают то, что им выгодно в конкретный исторический момент. Отсюда и роль международных организаций существенно сокращается, поскольку сотрудничество с ними для сильных государств теряет смысл, как только она начинает пересекаться с их национальными интересами;

•  реальный суверенитет является атрибутом исключительно сильных государств. Остальные государства так или иначе отдают часть своего суверенитета либо сильным партнерам/союзникам, либо международным организациям безопасности, в которые они вступают. Права на реальный суверенитет фактически лишаются постсоветские страны, поскольку они наделяются лишь таким суверенитетом, который не противоречит жизненно важным интересам России. Такими «концептуальными аргументами» оправдывается «легитимность» как агрессии РФ в Украине и аннексии Крыма, так и интервенции в Грузии в 2008 г. Среди постсоветских стран под «ограниченный» Россией суверенитет формально не подпадают страны Балтии, которые являются членами Евросоюза и НАТО.

Подрывная деятельность, проникновение, пропаганда в СМИ, кибератаки, использовавшиеся на ранних этапах конфликта в Украине, могут быть применены для разжигания межэтнической напряженности в Латвии, Литве и Эстонии. Весь предыдущий год путем провокаций Путин проверял реакцию Альянса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать