Сербия: тишина за месяц до бури
В Югославии нет традиционного «мертвого сезона». До общих выборов остается ровно месяц, начался процесс сбора подписей в поддержку четырех выдвинутых кандидатов в президенты. «Сербия хочет перемен», — пишут оппозиционные газеты; между тем, сама оппозиция уже, кажется, окончательно расколота на, по меньшей мере, два лагеря. Уже никто из оппозиционеров не заявляет об отказе участвовать в нечестных выборах, как это было раньше, — очевидно, всем хочется только победы.
Слободан Милошевич, нынешний глава государства и наиболее вероятный кандидат на победу на выборах, в воскресенье отпраздновал день рождения. Кое-кто из югославских аналитиков допускает, что в качестве подарка он примет только победу на выборах, а ради этого может быть сфальсифицировано до 500 тысяч голосов избирателей (население Сербии сейчас оценивается немногим более чем в 8 млн. человек). С одной стороны, «Слобо» приветствует армия, его главная опора. С другой — оппозиция, напоминающая об опустевших карманах и утраченных надеждах во время его управления вначале федеративной, а затем — союзной (с Черногорией) Югославией. Эта уменьшенная Югославия тоже, похоже, распадается — президент Черногории Мило Джуканович уже выразительно намекнул, что взял курс на выход из единого с Сербией государства и сейчас опасается только провокаций, которые может организовать режим Милошевича. Приветствуют Милошевича также голландцы — поступило сообщение, что Гаага подумывает о прекращении дипломатических отношений с Белградом.
К выборам все готовятся каждый по-своему. США собираются открыть в Венгрии центр помощи сербской оппозиции — что в Белграде сразу же окрестили «дарами данайцев», т.е. троянским конем. Один из оппозиционных кандидатов на пост президента, Войслав Коштуница заявил, что таким образом Вашингтон опять помогает Милошевичу. По-видимому, со стороны администрации Клинтона и в самом деле это был не наиболее удачный ход, проявивший либо непонимание за океаном балканских процессов, либо же негласное желание оставить при власти нынешний белградский режим.
За месяц до выборов нет ни одной договоренности о согласованности действий на выборах между основными партиями, которые декларируют желание изменений в руководстве страны — так, например, лидер Сербского движения обновления Вук Драшкович считает, что он не может голосовать «за чужие списки и программы», предлагаемые объединенной оппозицией. Аналитики считают, что, если бы волеизъявление действительно было честным, сербы голосовали бы в первую очередь против Милошевича — но не за оппозиционных вождей. Но в честности избирательных процедур слишком много сомнений. «Оппозиция проиграла выборы еще до их начала», — полагает владыка Артемие, член сербского совета в Косово.
Выпуск газеты №:
№151, (2000)Section
День Планеты