Перейти к основному содержанию

«Серьезная ошибка Будапешта»,

или К чему может привести помилование Баку азербайджанского офицера, убившего армянского коллегу?
04 сентября, 11:44

На днях между Ереваном и Баку возник очередной очаг напряженности. На этот раз поводом к этому оказалась ситуация вокруг выдачи Венгрией и немедленного помилования на родине азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, убившего топором в 2004 году армянского офицера. Напомним, Сафаров отбывал пожизненный срок заключения в Венгрии за это убийство. Его экстрадировали в Азербайджан в рамках подписанной как с Будапештом, так и с Баку Конвенции, согласно которой заключенные могут отбывать срок наказания у себя на родине. Однако сразу по прибытии Сафарова в Азербайджан он неожиданно был помилован президентом страны Ильхамом Алиевым. Как сообщают азербайджанские агентства, Сафаров вернулся на службу в вооруженных силах, и ему присвоено звание майора.

Решение Баку о помиловании Сафарова вызвало возмущение в Армении. Президент Армении Серж Сарксян официально объявил о разрыве дипломатических отношений с Венгрией, отметив, что Будапешт «совершил серьезную ошибку», экстрадировав Сафарова на родину. А с Баку Ереван и так не поддерживает дипломатических отношений. Замминистра иностранных дел Венгрии заявил послу Азербайджана, что Будапешт «считает неприемлемым и осуждает помилование Рамиля Сафарова». Тем временем представитель Совета национальной безопасности США Томми Витор заявил в пятницу, что помилование преступника может усилить напряженность в регионе. По его словам, Вашингтон уже довел свои опасения по этому поводу до сведения азербайджанских властей. Кроме того, Соединенные Штаты хотят получить от Венгрии объяснение, почему та решила передать Азербайджану заключенного.

Между тем власти Азербайджана заявили, что они действовали в соответствии с законом. Представитель администрации президента Азербайджана Фуад Алескеров заявил, что «Рамиль Сафаров был помилован в соответствии с Конституцией и законодательством Азербайджана с учетом положений Конвенции о передаче осужденных лиц».

«День» обратился к азербайджанскому и армянскому экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию и дать прогноз дальнейшего развития отношений между Баку и Ереваном.

КОММЕНТАРИИ

«Будет продолжаться ужесточение риторики, но дело не дойдет до возобновления военных действий»

Фарид КАХРАМАНОВ, независимый журналист, Баку:

— Будет продолжаться ужесточение риторики, но дело не дойдет до возобновления военных действий. Международные посредники не допустят этого. В воскресенье в Париже состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ (послы США, России и Франции — от имени ЕС, которые в этом формате с 1992 года занимаются урегулированием карабахского вопроса. — Ред.) с главой МИД Армении, а сегодня в Париж вылетел также глава МИД Азербайджана. Надеюсь, международные посредники и мировые центры силы сделают все возможное, чтобы дело не дошло до военных действий, до эскалации напряженности на фронтах.

— Наверное, все-таки надо было учитывать, что это вызовет возмущение в Армении?

— Многие лица и даже руководители Армении во время активной фазы карабахских боевых действий участвовали в преступлениях против мирных граждан Азербайджана в 1992 году. По этому случаю у нас возбуждено уголовное дело, и там фигурируют имена высокопоставленных лиц руководства Армении, вплоть до министра обороны, который непосредственно участвовал в военных действиях. Что касается передачи азербайджанского офицера, то все это было урегулировано на основе Европейской конвенции.

— Говорят, что все-таки были закрытые договоренности между Будапештом и Баку и венгерское руководство знало, что офицера помилуют, а как бы в вознаграждение за его выдачу азербайджанское правительство выкупит государственные акции Венгрии на два миллиарда долларов...

— Это все сообщения, и пока официально такие договоренности не подтверждены. Они не могут иметь отношения к этой сделке, так как Азербайджан активно занимается инвестиционной деятельностью в бывших социалистических республиках, которые сейчас испытывают финансовые трудности. Речь идет также и о Сербии, Хорватии, Черногории.

— Некоторые эксперты полагают, что очередное обострение отношений между Баку и Ереваном в интересах Москвы, которая пытается втянуть Армению в Евразийский союз...

— Не думаю, что в России есть особый такой замысел в этой истории. Ведь Армения и так зависима от России. Вряд ли Москве нужны какие-то дополнительные рычаги.

— Но эта история вряд ли будет содействовать разрешению конфликта вокруг Нагорного Карабаха?

— Действительно, это так. И можно ожидать, что в обоих обществах будет расти конфронтация. Но, с другой стороны, история с выдачей азербайджанского офицера может послужить импульсом для понимания всеми, что эта неразрешенность в урегулировании, поддерживание конфликта в «замороженном» состоянии опасны. Что любой подобный шаг или коллизия могут привести к обострению ситуации. И до тех пор, пока территория Азербайджана находится под оккупацией, — всегда будет угроза возобновления войны. Надо решать этот вопрос. И Мадридские принципы, выдвинутые Минской группой ОБСЕ, предполагают начать вывод войск с территорий вокруг Нагорного Карабаха и до окончательного урегулирования признать за Нагорным Карабахом временный статус. Это могло бы, по мнению посредников, сдвинуть вопрос с мертвой точки, но Армения до сих пор никак не хочет идти на такой вариант.

— Президент Армении Серж Саргсян заявил, что его страна не хочет войны, но готова воевать и победить. Готов ли Азербайджан воевать, чтобы освободить названные выше территории?

— Такие заявления звучат не первый раз. Учитывая то, что часть территории страны находится под оккупацией, Азербайджан усиливает свой потенциал. В то же время руководство Азербайджана не раз подчеркивало, что мирные средства еще не исчерпаны. К тому же сейчас, по сравнению с 1992 годом, военный баланс в регионе изменился в пользу Азербайджана. Благодаря большим поступлениям от нефтяных доходов, страна может больше выделять на оборону. С другой стороны, конечно, военная риторика присутствует, но Азербайджан до конца будет использовать мирные средства для урегулирования проблемы.

«...Вероятность того, что в ближайшие месяцы разгорится война, очень маленькая»

Эмиль ДАНЕЛЯН, аналитик, журналист, Ереван:

— Здесь мало кто верит, что в Венгрии не знали, что азербайджанского офицера освободят. У нас доминирует точка зрения, что здесь сыграли свою роль деньги. За несколько дней до его выдачи были сообщения о том, что Азербайджан планирует купить венгерские облигации на сумму чуть ли не 2 млрд долларов. Премьер-министр Венгрии был в Баку два месяца назад. Сами азербайджанские официальные лица заявляют, что такая договоренность была достигнута. Я не думаю, что венгерская сторона действительно не была уверена, что его отпустят.

— И какие это может иметь последствия для двухсторонних отношений, для разрешения карабахского конфликта?

— Освобождение азербайджанского офицера негативно скажется на переговорном процессе в рамках Минской группы ОБСЕ. Шансы на какие-то подвижки и так там были невелики, а теперь станут еще меньше в результате этих событий.

Это может также негативно сказаться на отношениях Армении с ЕС, в частности в рамках «Восточного партнерства». Пока никакой реакции со стороны Брюсселя, со стороны крупных стран ЕС еще не было. Есть опасения, что Армения может заморозить свое участие в процессах, которые предусматривает «Восточное партнерство». В частности речь идет о подготовке соглашения об Ассоциации, где наблюдался большой прогресс на переговорах относительно соглашения о зоне свободной торговли, об упрощении визового режима. Правительство довольно активно работало в этом направлении и было явно заинтересовано в ускорении этого процесса. И это при том, что со стороны России в последние месяцы оказывалось довольно серьезное давление на Армению в вопросе вхождения в Евразийский союз, который хочет создать Владимир Путин. И хотя Армения была в деликатном положении, но власти как-то умудрялись продолжать европейское направление.

И если армянское правительство останется недовольным реакцией Европы, то может свернуть это направление и полностью переориентироваться на Россию и даже соседний Иран. Сейчас существует большое давление общественного мнения на правительство, которое должно что-то сделать. Если не будет соответствующей реакции со стороны Европы, это может иметь серьезные геополитические последствия.

— А что вы ожидаете от России, которая пока не делала заявлений по поводу этой истории?

— Здесь тоже многие комментаторы задаются вопросом: почему Россия молчит и не реагирует? У нее тоже есть своя геополитическая игра и свои интересы. Пока не будет какой-то реакции от Европы, ожидать чего-то от России — наивно. И здесь мало кто ожидает от правительства Путина моральной поддержки или чисто этической позиции. Намного большего здесь ждут от Европы, которая часто говорит о гуманных ценностях, правах человека. У нас существует предположение, что Россия должна быть довольна тем, как развивается ситуация. Поскольку здесь появляется возможность полностью переориентировать Армению на Россию. И без этого существовали довольно сильные связи между Арменией и Россией — военные, экономические, но в последние годы все больше мы видели, что правительство пыталось дифференцировать подходы на международной арене, работать на западном направлении, развивать сотрудничество с НАТО, ЕС. А сейчас все это может измениться.

— Не означают ли слова вашего президента, заявившего, что его страна не хочет войны, но готова воевать и победить, о готовности начать войну с Азербайджаном?

— Конечно, Армения не начнет войны. Напряжение на фронте может вырасти. Перестрелки и без этого были. Люди погибали. Может быть, частота таких инцидентов увеличится, но вероятность того, что в ближайшие месяцы разгорится война, очень маленькая. Но общая атмосфера будет намного более напряженной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать