Сергей КАЛЯКИН: Не делайте нам плохих подарков...
Один из лидеров белорусской оппозиции о выборах и «осажденной крепости»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050808/4142-3-1.jpg)
Лидер Партии коммунистов Белорусской Сергей КАЛЯКИН — один из четырех претендентов на роль единого кандидата в президенты от демократических сил Беларуси. Президентские выборы в стране запланированы на следующий год. Оппонента Александру Лукашенко вскоре должен избрать конгресс демократических сил. Кроме Калякина он рассмотрит кандидатуры лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, беспартийного общественного деятеля Александра Милинкевича, которого поддержал Белорусский народный фронт, и Станислава Шушкевича, бывшего председателя Верховного совета, а ныне главы Социал-демократической «Грамады». По словам Сергея Калякина, его движение (не путать с провластной Компартией) близко, в частности, к правящей кипрской партии АКЕЛ, Левой партии Германии, шведским политикам левого крыла. Мнение белорусского «социал- демократа левого спектра» Сергея Калякина о сегодняшнем дне и перспективах его страны — в интервью «Дню».
— Один из аргументов сторонников Александра Лукашенко: он сохранил то, что в других республиках было утрачено после распада СССР, — предприятия, систему хозяйствования. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский говорит, что в стране нет социальной базы для революции: средняя зарплата составляет 0, пенсия — около ста. Казалось бы, у людей левых взглядов не должно быть претензий к Александру Лукашенко. Почему они есть у вас?
— Представление о том, что Лукашенко сохранил то, что было разрушено в других странах, — это миф. У нас сохранились отдельные предприятия, созданные во времена СССР, но они существуют не только в Беларуси, но и в других странах, в том числе и в Украине. У нас совершенно другая система хозяйствования, политическая система. Строй, который сегодня существует в Беларуси, можно назвать государственным капитализмом централизованного типа, где единственным олигархом является глава государства. Проявляются даже претензии на своего рода «монархическое» правление.
Средняя заработная плата сегодня, согласно официальной статистике, действительно составляет порядка 9. Это выше, чем в Украине, но в полтора раза меньше, чем в той же России. А в Литве и Польше заработная плата на много больше, чем в Беларуси. Нельзя рассматривать среднюю зарплату как какой-то абсолютный показатель, который говорит об уровне жизни людей. В Беларуси значительно расслоение по среднему заработку. Есть люди, которые, работая целый день на промышленных предприятиях, получают —40. При этом оплата за двухкомнатную квартиру превышает ! Сегодня в республике, по разным оценкам, есть 4—6% очень богатых людей, которые и создают этот фон средней заработной платы. В то же время около 20% семей находятся за чертой бедности. Мы ориентируемся не на то, обогнала ли Республика Беларусь Буркина-Фасо, а смотрим на то, насколько она отстает от развитых стран.
— В названии вашей партии фигурирует «коммунистический бренд». Как на него реагируют люди? Что он означает для белорусов: тоску по прошлому, обиду за несбывшееся?
— Для простого человека коммунизм — это некий миф, причем для каждого свой, позитивный или негативный. Что такое коммунизм — никто не знает. В свое время КПСС во главе с Хрущевым сделала большую глупость, пообещав построить его за 20 лет… Человеческое общество не имеет пределов развития, ни капитализм, ни коммунизм не являются его окончательной фазой. Коммунизм сегодня можно рассматривать как некий взгляд на идеальное состояние общества, к которому стремится человечество. Свободное развитие каждого будет зависеть от свободного развития всех, хотя это опять-таки упрощенный подход. Сегодня мы в своих программах не подымаем этого вопроса, потому что его пока не существует ни для Беларуси, ни для большинства стран мира. Коммунизм не предполагает решения основных материальных проблем, для его построения они должны быть уже решены.
Целью нашей партии является создание в обозримой перспективе общества, в котором основными ценностями будут демократия, социальная справедливость, равенство, солидарность и свобода. У нас есть программа-минимум, рассчитанная на решение неотложных задач в Беларуси, и она совпадает с программами практически всех демократических партий страны, независимо от того, какую идеологию они исповедуют: консервативную, либеральную, социалистическую… Все понимают, что без ликвидации диктатуры споры по поводу того, какая идеология лучше, просто бессмысленны. Это то же самое, что, находясь в клетке, в которую иногда запускают хищника, рассуждать о том, кто лучше устроит порядки после освобождения. Сначала надо разломать клетку и выбраться на свободу!
— С начала процесса избрания единого кандидата от демократических сил не раз возникало впечатление, что «в товарищах согласья нет»…
— В процесс определения лидера демократических сил, которого мы надеемся сделать реальным конкурентом Лукашенко, вовлечены около 90% всех активных демократических сил страны. В нем участвуют практически все общественные организации и гражданские инициативы, занимающиеся вопросами общественно-политического развития. «За бортом» остаются отдельные известные люди, к примеру, академик Александр Войтович, который до недавнего времени был в администрации Лукашенко, возглавлял верхнюю палату парламента. Он сегодня размышляет, нужно ли ему присоединяться или нет. Он интересен как личность, но за ним нет команды. То же можно сказать о Василии Леонове, бывшем министре сельского хозяйства, учителе Лукашенко, затем посаженном президентом в тюрьму… Таких деятелей шесть-семь человек, но их неучастие в процессе не говорит о разобщенности демократических сил. Нигде, в том числе и в Украине в ходе недавних событий, не удавалось объединить всех. В демократическом лагере объединить всех невозможно — это только в тоталитарном можно создать один ГУЛАГ. Главное, чтобы была критическая масса, и она, на мой взгляд, сегодня в Беларуси объединена.
Весной, когда процесс только- только начинался, были разногласия по вопросам технического проведения собраний. У нас есть достаточно людей, которые могут претендовать на лидерство в демократических силах и управлять страной лучше, чем Лукашенко. Естественно, существуют личные амбиции, конкуренция. Возможно, процесс, который мы сегодня ведем, плох. Но ничего лучшего пока не придумали. Сегодня идет формирование состава конгресса демократических сил, который в конце сентября — начале октября выберет кандидата, примет единую политическую платформу и т.д. Претенденты подписали соглашение о том, что в случае поражения на конгрессе не выйдут из процесса, а будут вместе со своими сторонниками обеспечивать победу объединенных демократических сил.
— В Украине на выборах 1999 года тоже была оппозиционная четверка — Каневская — но единого кандидата из нее не вышло…
— Украина в данном случае нам не пример, потому что нечто подобное Каневской четверке было на выборах президента Беларуси в 2001 году. Тогда были пятеро кандидатов, из которых на выборы пошел один. Другое дело, что избирали его сами лидеры между собой, выбор этот произошел очень поздно, и в процессе не участвовал демократический актив. Сегодня судьбу единого кандидата решат люди, которые и будут работать на его раскрутку. Нас упрекают в том, что мы замкнули процесс в рамках демократического актива, насчитывающего в Беларуси приблизительно 50 тысяч человек, что мы не выходим на работу с населением. Но мы сейчас создаем инструмент для этой работы. Мы считаем реальным как минимум 25 тысяч активистов вовлечь в команду единого кандидата. Это дает шанс на то, что не повторится опыт 2001 года, когда значительная часть демократического актива, посчитав, что выбрали не того, кого надо, а их отстранили от принятия решения, просто пассивно наблюдала за тем, что происходит.
До выборов еще почти год. Мы понимаем, что идти на них, не имея рейтинга хотя бы в 30% накануне старта, просто не имеет смысла. Для того, чтобы люди серьезно воспринимали нашего кандидата, мало собрать необходимые по закону 100 тысяч подписей. Надо минимум полтора миллиона подписей от семи миллионов избирателей, которые есть в Беларуси.
По данным недавнего последнего опроса института Гэллапа, сегодняшнего главу государства поддерживают 38% населения Беларуси, а 48% хотят видеть на этом посту другого человека. Кроме того, учтите, сегодня в Беларуси никто не имеет рейтинга. Рейтинг действующего премьер-министра уступает моему, составляющему примерно 5%. Рейтинг есть только у Лукашенко. Это связано с полным отсутствием альтернативной информации. В Украине все-таки была довольно сильная независимая региональная пресса, оппозиционный телеканал… В Беларуси оппозиция вообще не имеет электронных СМИ, а общий тираж негосударственной прессы, пишущей на общественно-политическую тематику, составляет примерно 150 тысяч газет, и большинство изданий выходят раз в неделю. Одна только газета администрации президента «Беларусь сегодня» имеет тираж 500 тысяч экземпляров. Вряд ли государство, которое все больше закручивает гайки, позволит развить независимую прессу. Но у нас есть два с половиной миллиона дверей, за которыми живут семь миллионов избирателей. Каждую дверь надо открыть пять- семь раз, поговорить с людьми, показать им наши программы, наших лидеров, показать, что мы хотим решать их проблемы. От 53% до 58% сегодня говорят о том, что Беларусь развивается в неправильном направлении. У нас есть потенциальная возможность победить, но сегодня все понимают, что сделать это можно, только объединив все ресурсы.
— Можете ли вы прогнозировать, какой будет политика России на предстоящих выборах президента Беларуси?
— Россия всегда будет проводить политику в интересах России. До последнего времени часть людей, оказывающих сильное влияние на принятие политических решений в России, убеждали Путина в том, что единственным гарантом стратегических интересов Москвы в Минске является Лукашенко. Поэтому Россия оказывала и оказывает его режиму солидную помощь, в том числе экономическую. Неявная российская помощь белорусской экономике сегодня составляет более ,5 млрд. при десятимиллиардном бюджете Беларуси. Нам дают 14 млн. тонн нефти, а наша потребность — семь миллионов тонн, значит, 7 млн. мы отдаем на реэкспорт. Таким образом, Беларусь получает скрытой помощи на миллиард долларов.
В Кремле очень устали от экстравагантного Лукашенко, который всегда исходит из собственных интересов. Он непоследователен, необязателен в выполнении договоренностей. В отношениях России с ЕС и США возникла напряженность в том числе из-за скрытой поддержки режима Лукашенко. Тем временем позиции России в Беларуси за годы правления Лукашенко не укрепились, а наоборот, серьезно ослабли. Россия сегодня активно ищет альтернативу нынешнему белорусскому президенту. Одновременно на него оказывают прессинг по вопросам введения российского рубля на территории Беларуси, скорейшего принятия конституционного акта и проведения выборов в союзный парламент. Но Лукашенко никогда на это не пойдет, в России это прекрасно понимают и осознают, что Лукашенко разыгрывает интеграционную карту только для того, чтобы удержаться у власти. В Москве есть влиятельная группа аналитиков, которая говорит о том, что чем дольше Лукашенко будет оставаться у власти, тем больше Россия потеряет при изменении ситуации в Беларуси, поэтому следует активно участвовать в этом процессе. Правда, есть и предубеждение в российском руководстве, что демократические силы Беларуси являются антироссийскими, проамериканскими. Но это очередной миф. Демократические силы Беларуси — пробелорусские, а не проукраинские, не пророссийские, не проамериканские, проеэсовские или еще какие-то там про-. Белорусские демократы понимают, что нам надо выстраивать взаимовыгодные отношения со всеми соседями, другого выхода просто нет.
Многое зависит от того, как покажут себя белорусские оппозиционный силы. Слабого не будет поддерживать ни Россия, ни кто-либо другой.
— От некоторых европейских экспертов можно услышать, что нынешняя, казалось бы, абсолютно естественная политика Запада в отношении Беларуси только приводит к дальнейшей изоляции страны.
— Всем диктаторским режимам в той или иной степени выгодна изоляция: на враждебное окружение и внутренних врагов всегда можно списать собственные просчеты. Сейчас изоляция Беларуси от внешнего мира становится все серьезнее, кстати, не только от Европейского Сообщества и той же Украины, но и от России. Такая пропаганда имеет определенное воздействие на население, но часть людей уже настолько устала от этого, что она уже действует наоборот. К нам, «иностранным разведчикам», приходят люди и говорят, что раз пропаганда нас ругает, значит, мы достойны уважения.
Кампания под лозунгом «Мы живем в осажденной крепости» сильно вредит многим интересам Беларуси и ее народа. Последний скандал с Польшей может привести к серьезному обострению отношений Беларуси и ЕС, к серьезным последствиям для экономики, а значит, и для жизни наших граждан. Многие люди это понимают. ЕС — это 52% экспорта Беларуси, и осложнение отношений с Евросоюзом может привести к остановке многих предприятий.
— Что может сделать для Беларуси Украина, Президент которой обязался вместе с Джорджем Бушем содействовать продвижению демократии в вашей стране?
— Украина может продемонстрировать, что в результате оранжевой революции люди стали жить лучше. Проблемы в реализации обещаний, которые давало новое руководство Украины, будут большим подарком Лукашенко и очень плохим подарком для белорусских демократических сил.
Конечно, Украина могла бы, при политической воле, организовать вещание на Беларусь программ, которые осветили бы реальное положение дел внутри Беларуси и предоставить альтернативную информацию о происходящем в мире. Отсутствие объективной информации вместе с административным давлением порождают страх людей и неверие в то, что можно изменить ситуацию.
Если бы не международное давление на Лукашенко, у нас ситуация с правами человека была бы гораздо хуже. Украина как член многих международных организаций может выступать инициатором оказания политического давления на руководство Беларуси с тем, чтобы оно соблюдало взятые на себя обязательства в области прав и свобод граждан. Защита прав граждан другой страны не является вмешательством в ее внутренние дела — об этом говорят международные документы, которые подписала и Беларусь. У нас есть политические заключенные, незаконно закрываются газеты, граждане практически лишены права на проведение митингов… Голос Украины в протесте против такого положения вещей будет значительно весомее, чем голос США. По отношению к США в общественном сознании белорусов все-таки существует предубеждение, и заявления Госдепартамента значительной частью населения воспринимаются не очень хорошо... Если бы к критике со стороны украинцев подключились и россияне — было бы просто здорово.
Выпуск газеты №:
№142, (2005)Section
День Планеты