Шпионские страсти
«Российский фактор» на фоне польских выборов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050311/443-3-1.jpg)
В Польше приближается широкомасштабная избирательная кампания. Практически одновременно должны пройти выборы в Сейм, выборы президента страны и референдум по европейской конституции. Таким образом, сама по себе атмосфера содействует явлениям, которые могут характеризоваться как психоз
Польша переживает очередной политический скандал. Пока что речь идет о фигурах не самого высокого порядка — в частности, сообщается о задержании помощника руководителя следственной комиссии Сейма (нижней палаты парламента) по делу компании «Орлен». Однако этого молодого политика обвинили в шпионаже в пользу России, а член Сейма, у которого он был помощником, является одновременно руководителем комиссии Сейма по делам спецслужб. Если также вспомнить, что этот год в Польше является годом выборов, а депутат Сейма, помощником которого был задержанный, представляет оппозиционный к Квасьневскому и правительству Бельки лагерь, то станет понятным, что в любом случае будет сделана попытка раздуть из относительно рядового дела значительный скандал, который будет не первым в Польше в последние годы, и точно не последним.
В сообщениях польской прессы говорится о том, что служба контрразведки Польши (АВW) задержала молодого политика, одного из активистов партии ПСЛ (Польское стронництво людове, иначе — крестьянская партия) Марцина Тилицкого, который одновременно работал в воеводском управлении труда и был помощником члена Сейма Юзефа Грушки, руководителя следственной комиссии по делу компании «Орлен» (крупнейшая польская компания по переработке нефти) и руководителя комиссии Сейма по делам спецслужб, что в данном случае более интересно для публики. Грушка также представляет ПСЛ — партию, которая пытается удерживать имидж оппозиционной к правящему Союзу левицы демократической. ПСЛ в свое время считалась одной из сред популистского «евроскептицизма», вместе с Лигой польских семей и «Самообороной». Однако ПСЛ в значительной степени интегрирована в польскую властно-административную систему, считается, в частности, что она оказывает значительное влияние на общественное телевидение и радио, а ее представители связаны с крупным бизнесом.
Тилицкий, о котором идет речь, согласно публикациям ведущих газет, обвиняется в том, что в течение определенного времени имел контакты с российскими спецслужбами, работавшими под прикрытием российского посольства в Варшаве. Им он якобы пересказывал информацию, к которой имел непосредственный доступ по работе (его сферой в варшавском воеводском управлении труда была работа с фондами Европейского Союза). Предполагается однако, что не это было главным интересом россиян: посол Сейма Грушка, чьим помощником числился Тилицкий, много лет был допущен к государственным тайнам высшего порядка в качества члена и руководителя специальной комиссии Сейма. Таким образом, выдвигается предположение, что «разрабатывая» Тилицкого, россияне хотели его использовать именно в этом направлении. Польская прокуратура опровергает тот факт, что Грушка находился под особым вниманием польских спецслужб тогда, когда уже была известно о контактах его помощника с россиянами. При этом Грушка, отвечая на вопросы о Тилицком, говорил польским журналистам, что не знает, о ком идет речь. Потом сообщили, что все его помощники, работавшие на общественных началах, будут уволены.
В появившихся в польской прессе публикациях не говорится о том, каким именно образом информация об использовании финансовых средств из фондов Европейского Союза могла причинить ущерб польской национальной безопасности, какие именно данные по этой тематике могли быть тайными и так далее. Возможно, польскую контрразведку насторожил сам тот факт, что россияне «разрабатывали» человека, который тем или иным образом знаком с действительно интересными для любой разведки вещами.
В то же время прослеживается очень сильная связь между этим последним инцидентом, который сам по себе не мог бы получить слишком широкую огласку, с общей ситуацией в Польше. В стране приближается широкомасштабная избирательная кампания. Практически одновременно должны пройти выборы в Сейм, выборы президента страны и референдум по европейской конституции. Таким образом, сама по себе атмосфера содействует явлениям, которые могут характеризоваться как психоз.
Дело Тилицкого наверняка оживит в эфире и на страницах газет дело «Орлена» — скандалы вокруг практически монопольной нефтеперерабатывающей компании имеют очень сильную политическую основу, они связаны и с коррупцией на разных уровнях, и с вопросами защиты интересов национальной безопасности (поскольку в деле «Орлена» задействованные и российские компании).
Именно приближение избирательной кампании вызвало несколько месяцев назад люстрационный скандал, когда внезапно выяснилось, что один из самых известных польских политиков Юзеф Олексы не все сказал о своих контактах со спецслужбами еще во времена социалистического строя. Эта вспышка скандала на самом деле была ожидаема, поскольку попытки его вызвать предпринимались еще во второй половине 90-х, но тогда позиции левых были значительно прочнее, чем сейчас, и о деле временно «забыли». Сейчас одним из результатов стало то, что маршалком Сейма в конце прошлого года стал тогдашний министр иностранных дел Влодзимеж Цимошевич.
На политический подтекст очередного шпионского скандала в Польше указывает и то, что в сообщениях по этому делу между прочим говорится, что варшавское воеводское управление труда стало своеобразным прибежищем для «оппозиционеров» — здесь едва ли не все должности распределены между ПСЛ, Лигой польских семей, и такими представителями «новой правицы», как «Гражданская платформа» и «Право и справедливость». Таким образом, читатель может сделать вывод, что за оппозиционеров голосовать не стоит.
С другой стороны, своеобразие польской политической ситуации в том, что страна, пережив несколько лет назад кризис правого политического спектра, который привел к исчезновению с политического горизонта таких, казалось, мощных сил, как «Солидарность» и Уния Свободы, теперь переживает не менее тяжелый кризис левицы. В течение длительного времени пресса публиковала материалы, направленные откровенно против поведения региональных «баронов» Союза левицы демократической. В прошлом году оформился раскол в стане СЛД, в Сейме появилась Социал-демократия Польши во главе с бывшим маршалком Сейма Боровским. Вместе с этими явными признаками слабости силы, которая привела страну в НАТО и ЕС, социологические опросы фиксируют постепенный рост влияния откровенно популистских сил. Увеличивают свое влияние и «новые правые». Борьба ожидается настоящая — а потому скандалов может быть еще много.
КОММЕНТАРИЙ
Гжегож ГРОМАДСКИ, политолог, Варшава:
— Не думаю, что это какое-то переломное дело. Нет никаких конкретных данных, как именно и когда ассистент Грушки пересказывал информацию россиянам, поэтому есть даже большая вероятность ошибки. Однако это дело в Польше уже приобрело политическую окраску, поскольку Юзеф Грушка, чей помощник обвинен в шпионаже, является главой следственной комиссии по делу «Орлена». Так что считается, что арест его ассистента связан с нынешней деятельностью президентской резиденции. Это просто отвлечение внимания от слушаний дела «Орлена», где вскоре будут докладывать члены комиссии, которые будут четко свидетельствовать против президента Квасьневского и его окружения в этой афере. На самом деле скандал с ассистентом Грушки — не самое важное событие в Польше на сегодня. Значительно важнее то, что скоро перед следственной комиссией по делу «Орлена» должен давать показания сам президент Квасьневский, отсюда афера Грушки — это просто часть этого «большого» дела. Представители правицы уже упрекают президента в том, что ассистент Грушки арестован «под событие», поскольку о его деятельности польская разведка знала значительно раньше. Никто собственно не отрицает того, что шпионаж действительно мог иметь место, никто не говорит, что дело выдумали, однако совпадение во временных рамках ареста Тилицкого и показаний президента не может не привлечь внимание.
Выпуск газеты №:
№43, (2005)Section
День Планеты