«Синергия сильных сторон»
Как Украине синхронизировать двусторонние отношения с Китаем
«Усилить синергию своих сильных сторон с КНР» — новый призыв, с которым с недавних пор Китай обращается к своим международным партнерам. Месседж демонстрирует пересмотр подходов к внешней политике и экономике, который сегодня осуществляет Китай, — движение к проактивной политике на международной арене, наращивание открытости мира, предложение делиться плодами собственного роста, экспортировать накопленный опыт, перестраивать неконфликтные международные отношения и способствовать многосторонним форматам сотрудничества. Китай официально сохраняет расположение к действующим правилам и международным институтам, а также готовность поддерживать шаги по усилению глобального управления.
Стимулом к развороту во внешней политике КНР послужила открытая конфронтация с действующим мировым лидером — Соединенными Штатами — вокруг торговли, инвестиций и технологий. Их противостояние вызвало новые тренды в мировой экономике — возобновление торгового протекционизма, фильтрации инвестиционных потоков и технонационализм. Страны поменялись ролями: Китай выступает защитником глобализации и отношений, построенных на правилах, тогда как позиция США носит реакционный характер, включает требования свернуть и пересмотреть принципы координации, старательно создаваемых ими самими в течение предыдущих трех десятков лет. Китай также приобретает новую ипостась, которая вызывает существенные опасения на Западе, — он успешно абсорбирует интеллектуальный капитал, превращается в ячейку инноваций и ведущего технологического лидера мира. В дополнение, в результате отдаления друг от друга стран-лидеров наблюдается тренд координировать торговые отношения через двусторонние форматы.
Эпохальное изменение во внешнеэкономических отношениях, которое ожидает Украину, свидетельствует о том, что мировые тренды полностью влияют и на нас. По итогам 2019 года, Китайская Народная Республика превратится в нашего важнейшего торгового партнера, объем торговли достигнет более 12 млрд долларов. На Китай будет приходиться 11 % внешнеторгового оборота, сохраняя диспропорцию, сырьевой характер экспорта и ввоза готовой продукции. Торговля с КНР, невзирая на это, сохраняет привлекательность и высокий потенциал. В течение следующих 15 лет Китай станет наибольшим рынком сбыта для всех стран мира, поскольку его импорт товаров и услуг достигнет 40 трлн долларов.
В то же время изменения в китайской внешней политике, направленные на поиски «синергии», не находят отклик в украинско-китайских отношениях. Двусторонний политический диалог более шести лет остается на низком уровне, высшее руководство мало коммуницирует с китайскими лидерами, не торопится с развитием инструментов двустороннего партнерства, демонстрирует инертность к китайским инициативам и не формирует выразительную стратегию развития с этой важной страной.
Результатом размытой позиции Украины относительно Китая является рассинхронизация взаимодействия с ним на международной арене, о чем свидетельствует голосование за важные для нас резолюции в ООН, субъективизм в двусторонних отношениях, что приводит к невыполнению Украиной своих обязательств, дистанционирование от перспективных для Украины долгосрочных проектов и возможностей, что завершается отсутствием китайских инвестиций в отечественной экономике. Проседают также культурное, научное и общественное сотрудничество, Украина со своими интересами не представлена в информационном пространстве Китая, данные о нашей стране подаются с нежелательными искажениями.
Китайская инициатива «Один пояс, один путь», к которой Украина лишь номинально причастна, а, по сути, длительное время игнорирует, на сегодня является главными воротами развития сотрудничества с КНР. Она должна стать основным объектом внимания власти с 2020 года. Ее потенциал — не только в стимулировании торговли, но и в привлечении инвестиций, в том числе в инфраструктуру, энергетику и сельское хозяйство. Потенциальные масштабы и напористость китайских инвестиций при этом требуют актуализации национального законодательства в части защиты национальных стратегических интересов и возможностей других инвесторов.
Модернизация отечественной инфраструктуры за счет китайских средств сама по себе не обеспечит экономические выгоды, из-за дотационного характера перевозок товаров и зависимости от расширения узких мест в инфраструктуре других стран. Для достижения выгоды от участия в «Один пояс, один путь» необходимо гарантировать стабильное прохождение транспортных потоков по территории Украины с востока на запад и с юга на север. Учитывая это, задание правительству на 2020 год и после:
1 создавать механизмы и институты для улучшения координации участников;
2 прозрачность и окупаемость инфраструктурных проектов обеспечивать через механизмы государственно-частного партнерства, а не на основе односторонних государственных гарантий;
3 фокус внимания сместить с модернизации инфраструктуры на операционную эффективность логистических услуг.
Такой подход будет способствовать диверсификации украинской торговли и усилению кооперации со странами, которые расположены в транспортных коридорах между Украиной и КНР (Азербайджан, Грузия, Иран, Казахстан, Россия, Турция, Туркменистан, Узбекистан).
Чтобы повысить логистическую коннективность Украины с Китаем и другими участниками инициативы, нужно работать над унификацией стандартов для транспортных средств, железнодорожных путей, использованием единых трансграничных платежных систем. Логистическими кластерами для упрощения движения товаров между участниками инициативы могут выступить запад Львовской и север Харьковской (в случае разблокирования товарооборота с РФ) областей, а также Черноморские порты Украины, поскольку имеют необходимый человеческий, производственный и образовательно-инновационный потенциал.
Для обеспечения эффективной деятельности логистических кластеров отдельная работа в рамках углубления «синергии» украинско-китайских отношений должна проводиться относительно снижения стоимости и ускорения скорости экспортно-импортных операций, упрощения таможенного контроля и процедур, проверок и экспертиз, лицензирования и сертификации деятельности. В качестве фундамента для продвижения китайских инициатив в Черноморском регионе может предлагаться Соглашение о мультимодальных транспортных перевозках ГУАМ.
Полезным механизмом работы с таким тяжеловесом, как КНР, может также стать участие Украины в формате «17+1», в рамках которого Китай сотрудничает со странами Восточной и Южной Европы. Присоединение к нему поможет Украине координировать свою позицию с соседями, заимствовать опыт отстаивания коммерческих интересов, уменьшать давление со стороны других влиятельных игроков.
Уровень тарифной и нетарифной защиты привлекательных для Украины китайских рынков остается высоким. Получить доступ к ним возможно путем заключения с Китаем соглашения о зоне свободной торговли. В случае переговоров о таком соглашении необходимо:
1 продвигать положение о высоких экологических стандартах, санитарных и фитосанитарных нормах, нормативы защиты труда, доступ к государственным закупкам;
2 избегать включения в соглашение положений о движении капитала и инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности.
Негативными последствиями соглашения могут стать рост дефицита торгового баланса и деиндустриализация страны, которые перекроют ожидаемые позитивные выгоды. Если Украина не готова к заключению такого соглашения, его, как показывает опыт других стран Евразии, можно заменить инициативами по созданию специальных общих технопарков и производственных зон, выгоды от которых дальше постепенно распространять на всю экономику. Эффективное соглашение относительно беспрепятственной торговле с КНР должно основываться не на конъюнктурных интересах отраслевых лоббистов, а на стратегии возобновления индустриального потенциала Украины; она возможна лишь после снижения уровня долговой нагрузки на экономику и повышения общей экономической устойчивости Украины.
Выпуск газеты №:
№21, (2020)Section
День Планеты