Системный ответ России
Три способа, которые помогут Альянсу повысить безопасность Украины![](/sites/default/files/main/articles/27032014/3reuters1.jpg)
После вопиющей аннексии Крыма Россией ситуация на восточных и южных границах Украины остается напряженной. И это понимают не только в нашей стране, но и на Западе, в частности в НАТО. И подтверждением этого является заявление главнокомандующего силами НАТО в Европе Филиппа Бридлава, который сказал: «На границе с восточной Украиной находятся российские войска в количестве достаточном, чтобы дойти до Приднестровья, если будет принято такое решение. И это очень беспокоит нас».
На Западе понимают, какая сложная ситуация в Вооруженных силах Украины. Как признался уже экс- и.о. министра обороны Игорь Тенюх в выступлении перед Верховной Радой, при численности сухопутных войск в 41 тыс. солдат, фактическое состояние готовности — в 6 тыс. Кроме того, вылететь может один из 98 самолетов. А в середине марта Вооруженные силы Российской Федерации, которые проводят учения вокруг восточных границ Украины и в Крыму, развернули группу военных численностью 220 тыс. И в распоряжении российских военных находилось 1800 танков, более 400 вертолетов, 150 самолетов и около 60 кораблей.
Понятно, что в такой ситуации нужно искать союзников. Но формально Украина, не будучи членом НАТО, не может воспользоваться статьей 5 Вашингтонского договора, которую можно переформулировать так «Один за всех, все за одного», то есть нападение одного члена Альянса означает нападение на всех. Также Украине не помогли сохранить территориальную целостность гарантии по Будапештскому меморандуму, который нарушила Россия как подписант этого документа.
Однако и в такой ситуации нужно искать помощь. И здесь достаточно показательным является то, как реагируют на Западе на нынешнюю ситуацию в Украине и возможную угрозу вторжения российских войск на материковую территорию Украины. Позавчера в The Washington Post появилась публикация «Три способа, которые помогут НАТО повысить безопасность Украины». Ее автор Ян Бжезинский, старший научный сотрудник Атлантического совета, в прошлом заместитель помощника министра обороны США по Европе и политике НАТО предлагает следующее:
«Существуют достаточно разумные оборонные мероприятия, с помощью которых США и НАТО могут укрепить безопасность Украины. Во-первых, нужно немедленно удовлетворить просьбу украинского премьер-министра относительно поставки военного оборудования, включая средства противотанковой и противовоздушной борьбы. Это оборудование и вооружение может быть быстро передано с американских военных складов в Европу.
Во-вторых, коалиция под эгидой США или НАТО должна развернуть в Украине средства ведения разведки и наблюдения и направить в страну военных инструкторов. Это позволило бы обеспечить не только необходимый контроль над ситуацией, но и помочь украинским военным максимально использовать их оборонные возможности, а также заставить Москву принять во внимание потенциальные политические и военные последствия любых действий, связанных с посягательством на украинскую территорию. Развертывание военных инструкторов в Грузии было одним из наиболее эффективных элементов усилий США относительно укрепления безопасности Грузии после того, как Россия вторглась в эту страну в 2008 году.
В-третьих, союзники НАТО и их партнеры должны в ближайшее время провести в Украине военные учения как часть усилий для тренировки украинских Вооруженных сил. Планы Альянса дождаться маневров, запланированных на лето, только подтолкнут Россию перейти к новым военным действиям еще до их начала.
Реакция НАТО на этот кризис имеет решающее значение как для безопасности Украины, так и для долгосрочной перспективы альянса. Запланированный на сентябрь саммит НАТО должен сфокусироваться на продвижении Альянса в новый мир. Но то, что он сделает, чтобы помочь Украине сегодня, в ближайшие недели будет иметь намного более глубокое влияние на его будущее и трансатлантическую безопасность».
«День» обратился с просьбой прокомментировать предложения по укреплению безопасности Украины к министру иностранных дел Украины (2007—2009 гг.) Владимиру ОГРЫЗКО, побывавшему на днях в штаб-квартире НАТО в составе экспертов высокого уровня по вопросам безопасности и обороны, которые имели возможность пообщаться с высшим руководством Альянса и в частности по поводу укрепления безопасности Украины в связи с агрессивными действиями России.
«В НАТО С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСЯТСЯ К НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УКРАИНЕ ОЧЕНЬ КОНКРЕТНОЙ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ»
— Если говорить о нынешнем отношении НАТО к событиям, которые произошли в Украине, точнее к грубой российской агрессии в Крыму, то руководство Альянса осуждает эту акцию. Оно продолжает изучать последствия, анализировать ситуацию и пытаться найти наиболее адекватные способы противодействия. Можно сказать, что в НАТО с пониманием относятся к необходимости предоставления Украине очень конкретной военной помощи и там прорабатывается такая возможность. Кроме непосредственных поставок оружия нельзя исключать организацию военных учений на тактическом уровне или возможность проведения морских учений в Черном море. Наконец сейчас на Западе вырисовывается такой более-менее системный ответ на те угрозы, которые возникли в результате агрессии России. Они видят свою роль как часть совместных усилий всего западного содружества в противодействии этой агрессии. НАТО в ней должно сыграть свою специфическую роль. Именно тогда совместная акция будет максимально эффективной.
— Источник в украинском правительстве сказал «Дню», что сейчас в НАТО не рассматривают вопрос предоставления Украине ПДЧ на сентябрьском саммите Альянса. Вы побывали в штаб-квартире НАТО и предоставили ли представители объяснения, почему они против?
— Я бы не говорил так категорически относительно того, предоставят ли они ПДЧ, или нет. Нам сначала было бы важно, чтобы правительство наконец перестало прятаться за те формальные обстоятельства, которые на сегодня есть в нашем законодательстве. На месте правительства я бы сегодня максимально быстро добился того, чтобы в парламенте были внесены изменения в закон о Принципах внешней политики в части возвращения к евроатлантической интеграции Украины. К сожалению, этого пока что нет. Поэтому эти разговоры о ПДЧ имеют сейчас теоретический характер. Но из того, что можно понять во время контактов с руководством Альянса, не следует, что они будут отрицать такую возможность. По меньшей мере, они будут готовы начать предметные переговоры на эту тему после соответствующей заявки со стороны Украины.
— Обсуждались ли поставки Украине вооружений в лизинг или например бывших в употреблении боевых кораблей, ввиду того, что мы потеряли военно-морские силы?
— Этот вопрос не является фантастическим. Единственное, что нужно иметь в виду, это то, что НАТО не какая-то большая общая корзина, в которой сложены те или иные вооружения: самолеты, корабли или пушки. Это все есть в подчинении каждого конкретного члена Альянса. Поэтому можно вполне спокойно вести речь именно о таком варианте решения вопроса. То есть, не с «благословения» всей организации, а по решению того или иного члена НАТО.
«ИЗОЛИРОВАННАЯ РОССИЯ ПАДЕТ СКОРЕЕ, ЧЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПЕССИМИСТЫ»
— Обсуждались ли планы возвращения Крыма Украине, ведь даже Обама вчера сказал, что этот вопрос окончательно не решен?
— Понимание ситуации состоит в том, что мы должны максимально быстро показать привлекательность новой европейской Украины не только для региона, который временно оккупирован, но и для соседей: Беларуси, России и всех других постсовковых стран. Поэтому речь не идет о необходимости начинать войну, которая угрожает перерасти в глобальную, а экономическим примером продемонстрировать преимущества именно такого развития. Плюс реальная реорганизация украинских вооруженных сил, помощь в том, чтобы они были в надлежащем состоянии для обороны, для защиты суверенитета Украины, как вторая важная составляющая этой задачи. И третье, — скоординированный ответ всего Запада, включая разные элементы: политические, дипломатические и экономические для того, чтобы Россия действительно почувствовала, что за агрессию она вынуждена будет заплатить очень высокую и серьезную цену экономической стагнации и регресса в своем развитии, что, безусловно, повлияет на ее любые внешнеполитические шаги в будущем. Так что возможности есть. Об этом нужно просто говорить. А главное — действовать. Изолированная Россия упадет скорее, чем представляют себе наибольшие пессимисты.
— В НАТО и США заявили, что не собираются отправлять военных на защиту суверенитета Украины от российской агрессии. А если действительно начнется реальная стрельба — военная операция российских войск по вторжению на территорию Украины на востоке или на юге, на какую поддержку со стороны НАТО и США мы можем ожидать? Скажем, поддержит ли Запад просьбы ввести «зону запрещенную для полетов» над территорией Украины, поскольку у нас почти нечем защищать воздушное пространство? Как сообщил «Дню» источник в правительстве, именно этого будет требовать Украина от западных союзников в случае нападения России на украинскую территорию.
— Обсуждаются разные варианты помощи, включая то, о чем вы говорите. Существует не один вариант, который мог бы сдержать российского агрессора в Украине. Но все это является темой для специалистов и военных, которые должны немедленно и тщательным образом провести такие переговоры. Для этого нужно четко и ясно сформулировать запросы украинской стороны. Часть из них уже передана в штаб-квартиру НАТО, часть формируется. Поэтому я думаю, что это вполне реальные вещи в случае желания украинского правительства не продолжать эту «странную крымскую войну».
— Сейчас обсуждается вопрос подписания оборонного союза со США и Великобританией, которые являются подписантами Будапештского меморандума и соответственно гарантами территориальной целостности и суверенитета Украины. Насколько это реально заключить такие союзы, что для этого нужно и будет ли тогда действительно гарантироваться наша безопасность?
— В мире нет ничего нереального. Лично я вижу смысл в постановке такого вопроса. Мы имеем полное моральное, политическое и юридическое право на такие гарантии. Только на этот раз четко и ясно прописанные и закрепленные в межгосударственных договорах. Их ключевое положение — статья 5 Вашингтонского договора. Согласятся ли на это три западных страны-гаранта? Лучше все-таки дать гарантии и иметь Украину в будущем членом НАТО, чем опять ядерным государством. А другого выхода у нас практически не остается.
Выпуск газеты №:
№55, (2014)Section
День Планеты