Перейти к основному содержанию

Соглашения нет, доверие – под вопросом

Эксперты — об «историческом поражении» Терезы Мэй, расколе британского общества и вероятности смены власти
16 января, 18:59
ФОТО REUTERS

В британском парламенте состоялось не просто важное голосование относительно судьбы Брекзита, в этот день в Палате общин правительство страны испытало наибольшее в истории поражение. Против соглашения об условиях выхода из ЕС, переговоры в отношении которого продолжались два года, проголосовали 432 депутата, в то время как поддержали документ  всего 202 парламентария. В частности, 118 консерваторов, однопартийцев премьера Терезы Мэй, проголосовали против соглашения. Таким образом разрыв составил 230 голосов, в то время как до сих пор рекордом считался случай, когда лейбористское правительство Рамсея Макдональда потерпело поражение с отрывом в 166 голосов, что было еще в 1924 году, сообщает Би-Би-Си.

Лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин назвал поражение Мэй «катастрофическим» и инициировал голосование за вотум недоверия, которое должно было состояться вчера, 16 января. На момент подготовки номера его результаты еще не были известны, ведь оно было запланировано в семь вечера по местному времени.

РЕАКЦИЯ ЕВРОПЫ

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в специальном заявлении относительно результатов голосования в Палате общин отметил, что со стороны ЕС ратификация соглашения продолжается. «Соглашение о выходе является честным компромиссом и лучшим из возможных. Оно уменьшает риски, вызванные Брекзитом для граждан и предприятий по всей Европе. Это единственный способ обеспечить упорядоченный выход Объединенного Королевства из ЕС», — подчеркнул Юнкер.  «Если соглашение невозможно и никто не хочет без соглашения, тогда кто наконец найдет смелость сказать, каково единственное позитивное решение?» — написал в Twitter председатель Европейского Совета Дональд Туск. Президент Франции Эммануель Макрон тем временем заявил, что в случае если Британия выйдет из ЕС без соглашения, «первыми, кто потерпит поражение, будут британцы». В то же время он предположил, что, вероятнее всего, Британия попытаеся еще раз договориться с ЕС, а затем опять поставит вопрос на голосование в парламенте, цитирует его слова Reuters. Министр иностранных дел Германии Гайко Маас тем временем отметил, что из голосования стало понятно не то, чего хочет Британия, а чего она, наоборот, не хочет. «Мы готовимся ко всем сценариям. Однако мы продолжаем надеяться на то, что здравый смысл победит», — сообщил он в интервью Deutschlandfunk.

 

ФОТО REUTERS

РЕАКЦИЯ СМИ

«Мэй терпит историческое поражение, в то время как Тори поворачиваются против нее», — с таким заголовком на первой полосе вышло издание The Guardian. «Нет соглашения. Нет надежды. Нет зацепки. Нет доверия», — так называется материал Daily Mirror. Тем временем The Daily Telegraph называет поражение Мэй «полным унижением». «Требуется особое умение, чтобы объединить так много людей против себя», — говорится в статье. Daily Express менее критически относится к действиям главы правительства и пишет, что она «мужественно боролась за соглашение, но потерпела сокрушительное поражение 230 голосами». «Эта нация взывает к единству, но все, чего хочет Джереми Корбин, — устранить премьер-министра. Сейчас время для членов парламента выполнять свои обязанности и работать с Терезой Мэй над соглашением, которое удовлетворит 17,4 млн, проголосовавших за Брекзит. Не подведите нас!» — говорится на первой полосе издания. Financial Times тем  временем напоминает, что соглашение о Брекзите является «продуктом двух лет сложных переговоров в Брюсселе. В статье под названием «Брекзит Терезы Мэй терпит историческое поражение» отмечается, что премьер, вероятно, выиграет голосование относительно доверия, ведь ни Консервативная партия, ни Демократическая юнионистская партия, ни партия Северной Ирландии, которые поддерживают премьера в больших голосованиях, не желают проведения всеобщих выборов. Тем временем Independent уже делает предположения, кто может заменить Мэй на должности премьера. Вероятными преемниками считают ее де-факто заместителя Дэвида Ливингтона, министра внутренних дел Саджида Джавида, главу МИД Джереми Ханта, министра по вопросам работы и пенсий Амбер Радд, экс-главу МИД Бориса Джонсона, бывших министров по вопросам Брекзита Доминика Рааба и Дэвида Дэвиса, а также министра окружающей среды Майкла Гоува.

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать то, что британские депутаты не поддержали соглашение о Брекзите, и, в частности, почему существует такая жесткая оппозиция утверждению данного документа:

«РАСКОЛ В ОБЩЕСТВЕ ОТРАЖАЕТСЯ РАСКОЛОМ В ПАРЛАМЕНТЕ»

Богдан ЦЮПИН, украинский журналист, Лондон:

— Причина заключается в том, что само британское общество глубоко разделено относительно того, какими должны быть отношения между Великобританией и ЕС, и каким должно быть место их страны в Европе. Даже Тереза Мэй, заявив о том, что она воплощает курс на Брекзит, всегда отмечала, что исходя из организации ЕС, Британия все-таки остается европейской страной и будущее страны очень зависит и связано с будущим остальной части континента.

И референдум 2016 года, и последующие опросы общественного мнения, проводившиеся на протяжении этих двух лет, показали, что британское общество разделено приблизительно пополам относительно того, что из себя должна предсталять Британия:  должна быть отдельным островом и страной, которая свободно торгует и сотрудничает со всем миром, или это страна, которая не может быть оторвана от процессов, происходящих на континенте только потому, что она отделена проливом около 30 км в ширину от Европейского континента. Этот раскол в обществе отражается расколом в парламенте среди депутатов.

Сейчас перед Терезой Мэй почти непосильная задача. И можно лишь удивляться ее настойчивости и желанию выполнять эту очень неблагодарную работу, за которую нее критикуют все. Те, кто хочет сохранения членства Британии в ЕС, — за то, что она ведет страну к выходу из организации. Те, кто хочет, чтобы Британия вышла из ЕС, — за то, что она пытается сохранить лучшие условия для сотрудничества Великобритании после Брекзита, потому что ни человеческие связи, ни экономические отношения, ни торговля не могут прекратиться. Поэтому удовлетворить всех в этой ситуации очень тяжело, некоторые считают, что невозможно. Но именно в этом заключается искусство политики — находить компромиссы, пути вперед даже в самых сложных ситуациях.

Сегодня (16 января. — Ред.) в британском парламенте будет голосование относительно доверия к Кабинету. Главная оппозиционная Лейбористская партия инициировала его, надеясь, что против правительства Терезы Мэй выскажется большинство депутатов в парламенте, и тогда будут объявлены досрочные всеобщие выборы в стране. Лейбористы надеются на победу и возможность прийти к власти. Но то, что заявляют представители консерваторов и их союзники в британском парламенте, дает основания считать, что правительство Терезы Мэй, вероятнее всего, удержится. Тогда Тереза Мэй начнет консультации, пытаясь приспособить соглашение к самым главным требованиям в Британии, будет искать возможности достижения и учета поправок к соглашению о Брекзите. У нее есть три парламентских рабочих дня для того, чтобы вынести на голосование новое соглашение. Очевидно, что оно не может быть полностью новым, потому что времени на проработку нового документа, да и такой необходимости нет.

На будущей неделе голосование, вероятно, состоится опять. Если соглашение будет одобрено, все будет идти предсказуемым путем — официальное прекращение членства Британии в ЕС 29 марта, начало переходного периода до 2020 года, на протяжении которого будут продолжаться переговоры о зоне свободной торговли между Британией и ЕС, и другие. Если соглашение будет опять отклонено, появится ситуация, которую представители бизнеса считают угрозой, — выход без соглашения, полный разрыв и начало взаимоотношений с ЕС с чистого листа, а это означает пошлину на границах, обновление договоренностей во всех сферах сотрудничества Британии с остальной  частью Европы, что некоторые представители бизнеса, особенно крупного, считают, грозит катастрофическими последствиями. Но есть часть британских политиков, которые говорят, что это не будет большой проблемой, трудности будут временными, которые Британия преодолеет, а возможность начать все с чистого листа даст Британии лучшие позиции.

Сейчас такое впечатление, что на такой рискованный шаг, как выход без соглашения, готовы пойти немногие британские политики. Одним из вариантов называют проведение повторного референдума относительно Брекзита, но такая вероятность — одна из наименьших, ведь до сих пор ни правительственная, самая крупная в парламенте Консервативная партия, ни оппозиционная, вторая по размерам Лейбористская партия, не высказываются за проведение референдума. Такие идеи звучат только от единичных депутатов, а главные политические силы, по крайней мере на этом этапе, еще одного референдума хотели бы избежать.

«НА МОЙ ВЗГЛЯД, НУЖНО БЫЛО БЫ ВЕРНУТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ БРИТАНИЯ ОСТАЛАСЬ В ЕС»

Сергей КОМИСАРЕНКО, первый посол Украины в Великобритании:

— Это голосование было в какой-то мере уникальным, в том смысле, что глава правительства получила огромный удар. Это также продемонстрировало, что и лейбористы, и консерваторы в конечном итоге не довольны тем, каким образом правительство проводит процедуру выхода из ЕС.

Не думаю, что в данный момент можно говорить о том, что Британия останется в составе организации, хотя сейчас такая возможность стала реальнее, чем около месяца назад. Также я не считаю, что это приведет к тому, что лейбористы смогут выиграть следующие выборы (эта партия сейчас не выглядит слишком мощной). Консерваторы останутся у власти, но очень вероятным является то, что может произойти смена руководства партии. Сейчас события приобрели более драматичное развитие, хотя это можно было бы предусмотреть.

Мое мнене заключается в том, что нужно было бы вернуться к тому, чтобы Британия осталась в ЕС. Сейчас общественное мнение все-таки возвращается к тому, что результаты первого референдума были в большей степени эмоциональными, чем отражали реальное отношение британцев к ЕС.

Что касается позиции Европы, то они не вмешиваются в события, происходящие в Британии, это чисто британский вопрос, они сами должны решить свою судьбу. Но в зависимости от принятого решения ЕС будет строить свою политику. Первое решение было, что Британия будет выходить из Союза, но  сейчас видим, что этот процесс не настолько прост, как госпожа Мэй себе представляла. ЕС тщательным образом будет отслеживать события, происходящие в Британии, не вмешиваясь в них, но в то же время оставаясь на собственной позиции относительно тех условий, которые хочет иметь при выходе Британии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать