Спецоперация «Реформа»
Американская разведка совершенствует свою работу
В конце этого месяца в Соединенных Штатах должны быть обнародованы выводы об эффективности разведывательных структур страны. Почти наверняка эксперты обрушатся с критикой на прежнюю деятельность американской разведки. Очевидно, что в условиях мировой борьбы с терроризмом от администрации Джорджа Буша потребуют активнее проводить реформирование силовых структур для того, чтобы улучшить их действенность и оперативность. Удастся ли это сделать? Что мешало этому до сих пор?
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО США
Американская разведка для более эффективной работы в условиях проведения Соединенными Штатами стабилизационной операции в Ираке и Афганистане и реализации политики демократизации Ближнего Востока в ускоренном порядке увеличивает количество работников для работы в указанном регионе. В целом, по данным из правительственных источников США, для проведения тайных операций американская разведка держит за рубежом около 1100 сотрудников. Эта цифра меньше, чем количество агентов ФБР только в одном городе Нью- Йорке. Учитывая недостаточное количество зарубежных работников спецслужб, предпринимаются соответствующие меры для исправления этого недостатка. В частности, в нынешнем году годичные курсы оперативников ЦРУ в Кэмп-Пире в штате Вирджиния закончат больше людей, чем в любой другой год со времени войны во Вьетнаме.
Внешняя разведка США также проводит новую, более активную кампанию рекрутирования. При этом особым спросом пользуются кандидаты, хорошо владеющие арабским языком, а также имеющие другие необходимые навыки для работы на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Однако, по мнению руководителей разведывательных структур Соединенных Штатов, только приблизительно через пять лет возможности США в разведывательной сфере в регионе будут соответствующими для противостояния глобальной угрозе терроризма. Одной из последних тенденций в разведывательном сообществе США является централизация всех спецслужб и создание над ними единого центра управления. Первым шагом в этом направлении стал запуск в работу в 2002 году и эффективное функционирование министерства национальной безопасности США во главе с Т. Риджем. Вторым возможным шагом в направлении централизации разведки Соединенных Штатов может стать введение должности директора всех разведывательных служб США.
В свое время, за четыре месяца до 11 сентября 2001 года президент Дж. Буш предпринимал попытки модернизации спецслужб. В частности, он издал директиву о параллельном проведении проверок деятельности спецслужб их внутренними комиссиями и группой независимых экспертов. Однако сразу же после событий 11 сентября того же года уже бывший директор ЦРУ Джордж Тенет, как формальный координатор деятельности разведывательных служб, отдал приказ о приостановке внутренних проверок, поскольку занятые в них специалисты стали нужны на многих участках борьбы с терроризмом. Все подразделения разведывательного сообщества были переориентированы на обеспечение внутренней безопасности.
В то же время группа независимых экспертов по оценке деятельности спецслужб продолжала работать дальше. Ее возглавлял отставной генерал-лейтенант, профессор российской истории Брент Скоукрофт. Подытоживая свою деятельность, группа экспертов пришла к выводу, что существующая организация подразделений внутренней и внешней разведки не соответствует современным требованиям, не обеспечивает эффективной защиты от террористических акций и должна быть жестко централизована. Рекомендацией для исправления ситуации стало предложение вывести из подчинения Пентагона три наиболее мощные разведывательные организации, бюджет которых существенно превосходит бюджет ЦРУ: Агентство национальной безопасности, Национальное топографическое агентство и Национальное агентство геодезии и картографии.
План реорганизации спецслужб был представлен в Белом доме, где его отклонили, поскольку против этих предложений резко выступил министр обороны Дональд Рамсфельд. Впоследствии, в ноябре 2003 года под его давлением была введена должность заместителя министра обороны США по разведке, и Рамсфельд начал проводить реформу разведывательных ведомств под собственным контролем. Логичным развитием ситуации вокруг борьбы за контроль над американским разведывательным сообществом стало проведение 14 апреля 2004 года в Вашингтоне двухдневных слушаний «Национальной комиссии по террористическим атакам на США», которую называют «Комиссией 9—11». Центральными вопросами обсуждения стали: эффективность организации властных структур в обеспечении противодействия терактам 11 сентября, пути организации борьбы спецслужб с терроризмом, пути реформирования силовых ведомств Америки в направлении антитеррористической деятельности и их результаты. Впоследствии в докладе, который должен увидеть свет в конце июля этого года, будут изложены выводы членов этой комиссии. Однако уже сейчас Белый дом склоняется к мнению создать на базе всех разведывательных организаций единое ведомство в соответствии с планом генерала Скоукрофта.
СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ СИЛОВЫМИ ТИТАНАМИ
На процесс реформирования силовых структур Соединенных Штатов вполне накладывается традиционное соперничество между этими организациями. Руководители американских разведывательных и оборонных структур пытаются максимально ослабить конкурирующие за силовое влияние организации. В частности, событием, связанным не только с избирательной борьбой между кандидатами в президенты Бушем и Керри, но и с борьбой за полный контроль над американской разведкой, можно рассматривать отставку директора ЦРУ Джорджа Тенета 3 июня 2004 года. Официальными мотивами были названы «причины личного характера», однако неофициальная причина заключается в значительной критике ЦРУ в последнее время. Ведущему разведывательному ведомству США ставили в вину неспособность помешать событиям 11 сентября 2001 года, дезинформацию по оружию массового уничтожения в Ираке, неспособность ликвидировать многие террористические организации во главе с «Аль-Каидой» и многие другие моменты.
Отставка директора ЦРУ свидетельствует о таких моментах во внутриполитической жизни США, как:
— неспособность ЦРУ как ведущей разведывательной структуры отвечать на новые вызовы, возникшие после и в результате событий 11 сентября 2001 года; — обнародование в ближайшем будущем чрезвычайно критических в отношении американского разведывательного сообщества докладов, особенно доклада «Комиссии 9-11»;
— обострение избирательной борьбы между Бушем и Керри, в результате чего Буш вынужден жертвовать людьми из своего ближайшего окружения;
— усиление позиций Д. Рамсфельда во внутреннем окружении американского президента, которому удалось и подставить своего конкурента (Тенета), и постепенно брать под свой контроль координацию и управление американским разведывательным сообществом.
Наблюдая за отношениями между ЦРУ и Пентагоном, стоит отметить, что противоречия между этими двумя ведомствами обострились после интервенции США в Афганистан в 2001 году, в которой агенты ЦРУ сыграли одну из главных ролей наряду со специальными войсками. Именно тогда Д. Рамсфельд решил ввести новую должность заместителя министра обороны по разведке — должность, которую он доверил одному из своих самых преданных сторонников Стивену Камбоне.
На данный момент министерство обороны Соединенных Штатов уже играет одну из центральных ролей. Оно контролирует около 90% годового бюджета американского разведывательного сообщества в 40 миллиардов долларов, хотя формально разведывательные агентства подчинены руководителю разведки, которым пока является директор ЦРУ. Кроме того, само ЦРУ не имеет влияния на агентства, контролируемые Пентагоном. Центр влияния в среде американских силовых структур все больше смещается в сторону Пентагона и его главы.
О растущей роли министерства обороны можно также делать выводы на примере формирования решения о начале войны в Ираке, когда предпочтение было отдано информации, поступавшей из источников Пентагона. Ныне С. Камбоне имеет полномочия издавать распоряжения о перехвате информации не только за рубежом, но и на территории США. По свидетельствам американских источников, только скандал вокруг Пентагона, связанный с издевательствами американских военных над иракцами в тюрьме «Абу-Греиб» помешал С. Камбоне стать ключевым претендентом на кресло директора ЦРУ. Однако Пентагон не оставит эти попытки в будущем.
Выпуск газеты №:
№127, (2004)Section
День Планеты