США не выдадут
Лазаренко и Мельниченко, потому что нет соглашенияПередать Украине бывшего украинского премьер-министра Павла Лазаренко и экс-майора Николая Мельниченко Вашингтон не сможет. Это отметили и Паскуаль, и Пайфер. Причина — отсутствие договора об экстрадиции (передаче подозреваемых, обвиняемых, арестованных и т.д. другой стране). Подписание подобного соглашения становится возможным только тогда, сказал посол Паскуаль, когда обе стороны уверены в том, что Фемида другой страны не такая строгая, как их; при этом учитывается также состояние пенитенциарной системы. В доказательство Паскуаль привел пример европейских стран, которые не передавали Соединенным Штатам преступников, из-за того, что там до сих пор существует смертная казнь.
По этому делу не до конца ясно и другое. Киев, заявляя о надежде на выдачу американскими органами Украине Лазаренко и Мельниченко, постоянно отмечал, что между двумя странами существует Соглашение о взаимной правовой помощи. Украинские власти, в частности, Генпрокуратура, постоянно убеждают, что в рамках этого документа вполне могла бы состояться передача Мельниченко и Лазаренко. «Мы рассчитываем на понимание, тем более, что между Украиной и США с 27 февраля прошлого года начал действовать договор о взаимной правовой помощи в гражданских делах», — отметил недавно представитель МИД Украины Игорь Долгов. Позиция Вашингтона иная. Посол Паскуаль отметил, что в упомянутом документе отсутствует статья об экстрадиции. Он также признался, что органы американской исполнительной власти не имеют в своем распоряжении пленок Мельниченко. Паскуаль, кстати, отметил, что экспертиза пленок американской фирмой «Бек Тек», которая якобы подтвердила их аутентичность, не может считаться экспертизой США, поскольку «Бек Тек» — частная фирма.
«Оценку украинским выборам даст в первую очередь Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе», — сказал Пайфер на встрече с прессой. Что касается собственных впечатлений — то они у него, по его словам, как позитивные, так и негативные. К плюсам можно отнести открытость выборов для наблюдателей, серьезность намерений неправительственных организаций распространять информацию о выборах и др. Уровень освещения предвыборной кампании, считает Пайфер, отличается от того, который он мог наблюдать во время выборов1998 года. Правда, Пайферу «донесли», что даже сейчас доступ к масс-медиа имеют далеко не все политические силы. Но он вспомнил, что в декабре прошлого года ему также говорили, что некоторые политики не будут иметь доступа к СМИ, но сейчас они его имеют. К «одной из проблем» Пайфер отнес использование админресурса «отдельными силами». Особенно остро она стоит в регионах, передал Пайфер слова украинских наблюдателей. К плюсам он также отнес и то, что должностные лица начали реагировать на некоторые нарушения в ходе предвыборной кампании. При этом гость напомнил слова бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая неделю назад находилась в Украине: «Если правительство будет агрессивно реагировать на нарушения, наказывать за них, то, как результат, будет поступать позитивный сигнал и об Украине». Карлос Паскуаль, нынешний посол Соединенных Штатов в Украине, к этому добавил, что наблюдательская миссия за выборами должна в большей степени лечь на плечи самих украинцев.
Американские экономические санкции против Украины могут быть сняты только в случае «жесткой» реализации всех положений принятого закона о борьбе с аудиопиратством, — заявил Стивен Пайфер. Пока что в Вашингтоне не считают закон эффективным и были бы только рады, «если окажется, что наша точка зрения была ошибочной... У меня эта проблема вызывает негативные эмоции. Я разочарован, поскольку думал, что вопрос был исчерпан еще летом 2000 года». Посол Паскуаль напомнил, что Украина должна была в этом плане следовать примеру других стран — Китая, Малайзии, Болгарии, которые в итоге приняли необходимые законы. Принятые же документы в Украине оставляют, по убеждению посла, немало возможностей для того, чтобы уклоняться от их выполнения или соблюдения. Это же касается и президентского указа, который, считает Паскуаль, имеет меньшую приоритетность, нежели закон Верховной Рады.
Как стало известно со слов Стивена Пайфера, Украина находилась под угрозой введения санкций еще четыре года назад — за поставки оружия в страны, отнесенные Соединенными Штатами к «черному списку». Он сообщил, что Вашингтон имел в своем распоряжении информацию о «нескольких эпизодах — 1997 и 1998- го годов» поставок Украиной оружия в страны, которые в США относили к опасным для мира во всем мире. Впоследствии американцы «получили всю информацию», которая «успокоила» Вашингтон. Пайфер сообщил, что во время переговоров с украинскими чиновниками вопросы сотрудничества Украины с Ираном, Ираком и Ливией не затрагивались (две первые отнесены Джорджем Бушем к так называемой «оси зла»). Неделю назад, кстати, в МИД Украины категорически заявили, что не собираются корректировать свои отношения ни с Багдадом, ни с Тегераном. И вообще, заверяют украинские дипломаты, в Киеве не воспринимают «одностороннего диктата». Пайфер высказал понимание, что «подход Украины к Ираку и Ливии отличается от нашего». По словам Пайфера, между Киевом и Вашингтоном сложилось «понимание» в плане нецелесообразности военно-технического сотрудничества с упомянутыми государствами. «Украина понимает нас, и мы ей за это благодарны», — отметил американский гость.