Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ставка на дипломатию

Удастся ли решить ядерный кризис?
17 апреля, 19:27
ПРЕЗИДЕНТ ИРАНА МАХМУД АХМАДИНЕДЖАД (СПРАВА) ЗАИНТЕРЕСОВАН В ДИПЛОМАТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ЯДЕРНОГО ВОПРОСА / ФОТО РЕЙТЕР

Попытки Ирана освоить ядерную технологию обогащения урана переходят в дипломатическую плоскость. В начале прошлой недели в американских масс- медиа широко освещалась тема возможности использования США авиаударов по ядерным объектам в Иране. Однако в конце недели сам президент США Джордж Буш исключил такую возможность. И поэтому в мировых СМИ больше говорится о необходимости дипломатического урегулирования иранской проблемы. Причем заявления о дипломатическом решении этого вопроса прозвучали как из Тегерана, так и некоторых участников ядерного клуба, со стороны лидеров американского сената. Коснулся этой темы в своем пасхальном обращении Папа Римский Бенедикт XVI. Он, в частности, отметил, что относительно последнего кризиса необходимо найти достойное решение для всех сторон путем серьезных и честных переговоров.

Больше всего делают акцент именно на дипломатическом решении проблемы в Иране. «Дипломатия — это единственный путь решения ядерной проблемы Ирана, поскольку язык угроз недопустим в международной политике», — заявил министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Он также отметил, что «доступ к мирным ядерным технологиям является законным правом Ирана и никто не сможет остановить иранский народ на этом пути».

Высокопоставленные чиновники Ирана уверяют, что страна придерживается положения Договора о нераспространении ядерного оружия. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани пообещал, что Иран всегда готов дать ответы на любые вопросы МАГАТЭ относительно иранской ядерной программы.

Китай, как член ядерного клуба, призвал создать условия и атмосферу, необходимые для восстановления переговоров по ядерной проблеме Ирана. Об этом, в частности, заявил помощник министра иностранных дел КНР Цуй Тянькай. Он также призвал «сохранять терпение, избегать действий, могущих привести к обострению ситуации». Как известно, Россия также не поддерживает Иран в попытке освоить ядерные технологии. Москва предлагала разместить обогащение иранского урана на своей территории.

Официальный Вашингтон на прошлой неделе отмечал необходимость принятия санкций против Ирана, если тот не откажется от своих ядерных исследований. Похоже, что резкая позиция США может смягчиться. Некоторые американские сенаторы призвали руководство США вступить в диалог с Ираном. Республиканец, глава комитета по международным делам сената Ричард Лугар аргументировал необходимость обсуждения этой проблемы тем, что «иранцы являются частью общей энергетической картины». Другой сенатор, представитель демократической партии Кристофер Додд также считает целесообразным начать прямые переговоры с Тегераном. Сейчас рано ждать, изменятся ли позиции США и Ирана в этом противостоянии. Все будет зависеть от того, удастся ли мировому сообществу достичь согласия относительно общих действий. Как известно, заседание Совета Безопасности ООН по иранской проблеме должно состояться 28 апреля. Но еще на этой неделе в Москве соберутся высокопоставленные представители США, ЕС и Китая, которые определят как международное содружество должно ответить на заявление официального Тегерана о начале промышленного обогащения урана.

КОММЕНТАРИЙ

Александр БОГОМОЛОВ, Центр ближневосточных исследований:

— Мы не видим никаких изменений в политике Ирана, ученые которого настойчиво работают над обогащением урана и созданием ядерного потенциала для своей страны. Для них — это больше политический и идеологический вопрос самоутверждения. Поэтому, во всяком случае, в краткосрочной перспективе трудно ожидать, что Тегеран будет менять свою позицию. С другой стороны, есть абсолютно четкая позиция стран Европейского Союза, США и многих других, в том числе соседних стран на Ближнем Востоке, продемонстрировавших, что ядерный потенциал Ирана вызывает обеспокоенность.

У Ирана всегда были амбиции стать региональным лидером и со сменой руководства в этой стране провалилась «горбачевская весна», которую все ожидали с приходом к власти предыдущего президента Хатами. Сейчас в Иране снова усилились позиции консерваторов, исламистов, и происходит регресс в сторону больше шовинистической внешней политики, всегда претендовавшей на утверждение Ирана как регионального лидера, который будет выступать от Ближнего Востока против мнимого врага этого региона в лице Запада.

Очевидно, что диалог между США и Ираном должен происходить. Применять политику силового вмешательства было бы нецелесообразным (особенно на фоне неудач США в Ираке). Единственное, что остается — путь настойчивой дипломатии.

Я не думаю, что Ирану позволят овладеть ядерными технологиями. Компромисс заключается в том, чтобы ядерный потенциал Ирана стал более прозрачным. Иран был лишен права обладать наиболее важными компонентами ядерной технологии, имеющими непосредственное отношение к возможному созданию оружия.

Если Иран не согласится на дипломатическое урегулирование, то возникнет кризис. Хочу заметить, что у мирового общества больше рычагов влияния на Иран несмотря на жесткую позицию, которую демонстрирует иранское руководство. Я не думаю, что дойдет до эскалации конфликта. Это означало бы войну. С другой стороны, Иран не сможет прервать поставки нефти, поскольку страна живет благодаря им.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать