Перейти к основному содержанию

«Стимул для активной работы»

Эксперт — о последствиях для Украины подписания в Стамбуле соглашения о строительстве «Турецкого потока»
11 октября, 19:04
ФОТО REUTERS

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились продолжить реализацию проекта по строительству «Турецкого потока», приостановленного на фоне ухудшения взаимоотношений между двумя странами в конце прошлого года. Соответствующее соглашение было подписано главами министерств энергетики обеих стран  в Стамбуле, куда российский президент прибыл для участия во Всемирном энергетическом конгрессе. Проект предусматривает строительство двух ветвей магистрального трубопровода (каждая мощностью почти 16 млрд кубометров газа) вдоль дна Черного моря до конца 2019 года.  Первая нить предусмотрена для снабжения газа турецким, а вторая — европейским потребителям.

«День» обратился к Послу Украины в Турции (2008—2016 гг.) Сергею КОРСУНСКОМУ прокомментировать, что означает для Украины строительство еще одного обходного газопровода, и рассказать, как следует нам отстаивать интересы как страны-транзитера российского газа в Европу.

«МЫ ПОТЕРЯЕМ 16 МЛРД КУБОВ ТРАНЗИТА»

— Для нас это недобрая новость. Ведь подписание межправительственного соглашения — это уже серьезный шаг, который свидетельствует о том, что, скорее всего, как минимум одна ветвь этого «Турецкого потока», о которой так давно говорят турки, будет реализована. И если это случится, то мы просто потеряем 16 млрд. кубометров транзита газа через нашу территорию.

С другой стороны, я бы пока еще не оценивал категорически негативно это соглашение, поскольку существует вопрос, кто будет  строить эту ветвь. А это глубоководное укладывание труб. Ни у россиян, ни у турок таких технологий нет. В мире есть несколько европейских компаний, которые могут это делать. Я не уверен, захотят ли они иметь дело с россиянами, потому что могут подпасть под санкции. Потому существуют определенные вопросы относительно последующей реализации этого соглашения. Но сам факт его подписания вызывает у нас обеспокоенность.

Важно отметить, что в Стамбуле в рамках российско-турецких переговоров при участии Эрдогана и Путина также было подписано соглашение о создании Инвестиционного фонда в один млрд. долларов.  Кроме того лидеры обеих стран вроде бы объявили, что они собираются в следующем году завершить соглашение о свободной торговле. И все это для нас также является не очень хорошими сигналами и стимулом для активной работы.

«ВТОРАЯ ВЕТВЬ «ТУРЕЦКОГО ПОТОКА» ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ЗАБЛОКИРОВАНА БРЮССЕЛЕМ»

Может, нам нужно и какие-то меры принимать для защиты своих интересов?

— Насколько я понимаю, диалог с Турцией продолжается. Новый посол на месте, и как только он вручит грамоты, то активно начнет работать. Тем более что на уровне президентов встречи проводятся. Турки знают о нашей позиции, наших интересах. Конечно, мы должны серьезно работать. Но вопрос, касающийся «Турецкого потока», лежит не в плоскости двусторонних российско-турецких отношений, это не двусторонний проект. За кулисами этого проекта присутствует Европейский Союз. Одна ветвь в Турцию интересует Россию, но значительно больше ее интересует хотя бы одна ветвь в Европу. И именно эта вторая ветвь «Турецкого потока» должна быть полностью заблокирована Брюсселем.

Поэтому, с моей точки зрения, на сегодняшний день для Украины ключевым вопросом является активизация переговоров с ЕС относительно нового транзитного соглашения после 2019 года. И при этом очень важно закрепить в этом соглашении, что  точка приема европейцами газа должна находиться на восточной границе Украины.  Другими словами, европейцы должны заключать транзитное соглашение на снабжение газа не с «Газпромом», как это имеет место сегодня, а с Украиной.

В настоящее время европейцы получают газ на нашей западной границе, а нам нужно перенести точку принятия газа на восточную границу и заключать соглашение о транзите газа не с «Газпромом», а с ЕС. Если мы этого добьемся, то, во-первых, это уничтожит еще один источник коррупции, в чем нас раньше обвиняли, а во-вторых, и это главное, мы реально станем частью Европейского энергетического пространства.

Сами эти задачи являются ключевыми. Потому что в настоящее время Путин делает все, чтобы лишить нас после 2019 года транзитной роли в снабжении энергоносителей в Европу.  С этой целью строится «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

А это для нас чрезвычайно плохо в экономическом и политическом плане. И, чтобы предотвратить это, мы должны с Евросоюзом добиться политического решения относительно принятия транзитного соглашения  и перенесения точки принятия российского газа на восточную границу. Это было бы весомым аргументом в нашу пользу, в том числе с точки зрения этого «Турецкого потока» и других прихотей товарища Путина.

«ПУТИН ПОЙДЕТ НА ВСЕ ЧТО УГОДНО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ДИВИДЕНДЫ ОТ РОСТА ЦЕН НА НЕФТЬ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГАЗА»

А как вы прокомментируете заявление Путина о готовности сократить добычу нефти, чтобы цены на «черное золото» поднялось?

— Поддержание высоких цен на нефть для Путина — это вопрос экономического и политического выживания. Россия не является членом ОПЭК, но она очень сильно приветствует политическое заявление этой организации относительно проведения переговоров ради сокращения добычи нефти. После этого цены на нефть марки Брент выросли на 5 долларов, хотя потом цена вернулась на предыдущий уровень.

Но в принципе, Россия приветствует такие шаги и даже пытается работать с Саудовской Аравией, пользуясь тем, что в настоящее время Эр-Рияд был в ссоре с Вашингтоном. Цель Москвы заключается в том, чтобы через механизм ОПЭК добиться сокращения добычи нефти, а значит — повышения цен на энергоносители. А в этом, безусловно, заключается опасность.

Я думаю, что в этом году мы будем все больше наблюдать подобные заявления. Путин абсолютно загнан в угол из-за чрезвычайно плохой экономической ситуации. В следующем году России нужно рефинансировать 80 млрд долларов займов, которые брались раньше. А брать их негде. Следовательно, России нужно отменять санкции, или немедленно зарабатывать деньги на поставках нефти и газа. Поэтому в настоящее время Путин пойдет на все что угодно, чтобы получить политические, а потом экономические дивиденды от роста цен на нефть и увеличения потребления газа.

Путин засветился на Всемирном энергетическом конгрессе, чтобы продемонстрировать собственной внутренней российской тусовке, что он не в изоляции, а весомый  игрок, который имеет серьезные вроде бы результаты: подписание соглашений и так далее. Это просто очередной раунд борьбы Путина за разблокирование России с целью получения политической и экономической выгоды. А у него впереди выборы, а экономическая ситуация плохая. Следовательно, участие Путина  в конгрессе — это политика с элементом пиара.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать