Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Судьбоносные выборы» во Франции

Эксперт: «Интрига состоит в том, попадает Макрон во второй тур или нет»
23 апреля, 13:59
Фото Reuters

Сегодня, 23 апреля, во Франции проходит первый тур президентских выборов, которые считаются определяющими для будущего всей единой Европы, поэтому безопасность на избирательных участках будут обеспечивать около 50 тысяч полицейских и 7 тысяч военных. Поэтому неслучайно во время французской избирательной кампании Европа и стала главной темой. Отношения с Брюсселем — вот тот водораздел, который разделил четырех фаворитов предвыборной гонки во Франции на ярых сторонников и противников ЕС.

«За» и «против» единой Европы

Глава праворадикальной партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен категорически против Евросоюза. «ЕС умрет, потому что народы его не хотят», — говорит она. 48-летняя Ле Пен выступает за возврат к национальному суверенитету и против единой европейской валюты, а в случае победы обещает провести референдум относительно Frexit — выходе Франции из ЕС.

Резко критикует Евросоюз и Жан-Люк Меланшон, 65-летний лидер созданного в 2016 году левого движения «Непокоренная Франция». Меланшон винит ЕС и обязательную для его участников финансовую дисциплину во французском экономическом застое и высоком уровне безработицы в стране. Кроме того, он против усиления сотрудничества со странами ЕС в военной сфере.

«За» единую Европу — Эмманюэль Макрон, бывший советник президента Франции Франсуа Олланда и экс-министр экономики, лидер созданного в прошлом году движения «Вперед!». «Нам нужна Европа — и мы обновим ее», — говорит он. 39-летний Макрон выступает за создание в еврозоне своего парламента и министерства финансов со своим бюджетом, а также за формирование единого европейского энергетического рынка.

В пользу единой Европы высказывается и кандидат от крупнейшей оппозиционной партии «Республиканцы» Франсуа Фийон, который называет Европу «ответом на вызовы» нашего времени. Впрочем, и он призывает к обновлению — в том числе, усилению роли еврозоны внутри ЕС. 63-летний Фийон также выступает за более жесткую позицию Европы в вопросе беженцев.

Какие строить отношения с Россией?

 Политика в отношении Кремля также иногда фигурирует в речах кандидатов на пост французского президента. Франсуа Фийона считают политиком, готовым к возобновлению партнерских отношений с Владимиром Путиным. Фийон неоднократно выступал за отмену западных санкций против кремлевского руководства, называя их «неэффективными». А на неделе перед голосованием он даже призвал урегулировать вопрос Крыма на специальной конференции под эгидой ООН.

Дружественную линию в отношении Путина ведет и Марин Ле Пен, которая в марте 2017 года, за месяц до голосования, даже посетила Москву и была принята российским президентом. На встрече политики неоднократно подчеркивали давние культурные и экономические связи обеих стран. Для Ле Пен эти экономические связи очень конкретны — она получала кредиты в одном из российских банков.

Напротив, Эмманюэль Макрон заявляет, что никаких дел в России не имеет — и потому будет вести непредвзятую политику в отношении Москвы. Как он подчеркивает в своих выступлениях, «нет никаких причин позволять России нарушать нормы международного права». В середине февраля в предвыборном штабе Макрона российских хакеров обвинили в попытке вмешательства во французские выборы.

Безопасность и борьба с террором                   

Впрочем, намного больше, чем о России, фавориты президентской гонки дискутируют о безопасности и терроре во Франции. Что неудивительно — с учетом беспримерной волны терактов, обрушившейся на страну и унесшей с начала 2015 года жизни уже более 230 человек. В правопопулистской среде это увязывают с проблемами недостаточной интегрированности мигрантов во французское общество и беженцами из Сирии.

Представители других политических партий призывают видеть проблемы независимо друг от друга, признавая, однако, что интеграция мусульман в стране фактически провалилась. Некоторую растерянность французских властей в этом вопросе демонстрирует хотя бы попытка запретить ношение буркини — закрытых купальников — на пляжах в ряде городов юга Франции летом 2016 года.

При этом террор сопровождает французов до самого голосования. Так, вечером 20 апреля в центре Парижа сторонник «Исламского государства» убил полицейского, а двумя днями ранее в Марселе был предотвращен крупный теракт, запланированный как раз на время перед выборами. Из-за угрозы терактов некоторым кандидатам в президенты пришлось даже отказаться от встреч с избирателями в последний день предвыборной агитации.

Каковы ставки на этих выборах, действительно ли на них решается судьба Европейского Союза, как утверждают эксперты? «День» обратился к директору российского бюро журнала Politique Internationale Галине АККЕРМАН с просьбой прокомментировать значение этих выборов, саму кампанию и рассказать, что будет сегодня определяющим для кандидатов, чтобы выйти во второй тур 7 мая.

«На этих выборах решается очень многое, в том числе судьба Европы»

— Я тоже думаю, что на этих выборах решается очень многое, в том числе судьба Европы. Хотя у Амона касательно внешней политике позиции очень приличные, но он не имеет никаких шансов, так что остается только четыре основных кандидата, у которых почти равные шансы попасть во второй тур, но предпочтительнее, чтобы Эммануель Макрон стал президентом.

И я объясню, почему они почти равные. Дело в том, что по опросам, на первом месте Макрон с примерно 24% голосов поддержки, на втором — Марин Ле Пен, которую поддерживают примерно 22%, а у Фийона и Меленшона примерно 19%. Проблема в том, что это не обязательно отражает итоги выборов.

— Почему?

— Дело в том, что те, кто голосует за Фийона и Марин Ле Пен, точно уверены в своем выборе. И у них процент людей, уверенных в своем выборе, составляет порядка 85%. А среди тех, кто собирается голосовать за Макрона, примерно 75%. Иными словами, там количество людей, которые в последний момент могут изменить свое мнение, составляет почти четверть. Кроме того, что касается Меланшона, то, как и в случае с Марин Ле Пен, там тоже могут быть сюрпризы. Хотя у него электорат довольно убежденный, однако дело в том, что, наверное, многие социалисты в последний момент будут делать выбор, поскольку у Амона нет шансов, голосовать за Макрона или Меланшона. Поэтому там тоже не все понятно.

Кроме того, все зависит от мобилизации. Электорат Марин Ле Пен очень мобилизован. Электорат Фийона сегодня состоит в значительной степени из правых католиков, и они тоже очень организованные. Вопрос не только в том, кто за кого будет голосовать, а сколько будет воздержавшихся. Сколько людей не придут на выборы из тех, кто может поддержать того или иного кандидата. Другими словами, погрешности по сравнению с опросами могут быть достаточно большими.

До сегодняшнего вечера мы не будем все-таки знать, кто выиграет. И хотя букмекеры ставят больше всего на Макрона, но вероятность этого составляет порядка 55%. Иначе говоря, даже они не имеют абсолютной уверенности в его победе.  

«Выбывание из гонки Макрона плохо для Франции, Европы и Украины»

— Почему Макрон наиболее подходит на должность президента?

— Во-первых, и у Марин Ле Пен, и у Фийона, и у Меланшона очень сильная пророссийская позиция. Во-вторых, Марин Ле Пен просто хочет выйти из Евросоюза и евро. Меланшон вроде бы не хочет выйти из ЕС и евро, но он просто «поломает» Францию, прежде всего, экономически. Кроме того, он убежденный враг Америки, НАТО и будет стараться выйти из Альянса. Фийон якобы сторонник Европы, но в то же время у него очень жесткая экономическая программа, которая никак не совместима с позицией, скажем, Германии. И при этому у него абсолютно пророссийская позиция. В результате любой из этих трех возможностей, кроме Макрона, мы получим, в первую очередь, очень сильный диссонанс во франко-немецкой «супружеской» паре. Именно на этих двух столпах: Франции и Германии покоится все здание ЕС, особенно после выхода Великобритании. Поскольку де-факто политически она уже ни в чем не участвует. Британцы начинают процесс «Брэкзит», и хотя они еще значатся в составе, но можно считать, что их уже нет.

Если разрушается франко-немецкая пара, а на одном столпе это здание ЕС стоять не может, то фактически могут получить поддержку все центробежные силы. И это, действительно, может привести к развалу Евросоюза. В этом смысле данные выборы судьбоносные. И конечно, они судьбоносны для России и снятия санкций ЕС против этой страны.

Если не будет единства внутри Евросоюза, и Марин Ле Пен, и Фийон, и Меланшон полностью выступают за отмену санкций. Все они готовы признать Крым российским. И все они видят в России, по разным причинам, противовес Америке и либерализму. Следует понимать, что Россия, как многоликий Янус, умеет поворачиваться разными лицами к разным партнерам. С Фийоном они будут говорить о бизнесе и что они стоят на позиции очень либерального капитализма. С Марин Ле Пен они будут, в первую очередь, говорить об общих ценностях и том, что необходимо развалить эту брюссельскую структуру, которую контролирует НАТО и США. И примерно о том же они будут говорить с Меланшоном, только будут делать акцент на духовных ценностях. А  главный интерес Меланшона — выйти из НАТО, поскольку он знает, что в военном плане он может опереться на Россию.

Поэтому любой из этих трех кандидатов равнозначен катастрофе. Если выбывает из гонки Макрон, дальше все равно будет либо Фийон против Марин Ле Пен, либо же Фийон против Меланшона, или Меланшон против Марин Ле Пен. Все это называется чума и холера. Нужно называть вещи своими именами. Все это одинаково плохо для Франции, Европы и Украины.

«Самое главное сегодня — какая будет явка»

— Поможет ли Марин Ле Пен заявление Трампа о ее поддержке?

— Не думаю. Я видела это заявление. Но Трамп может поддерживать кого угодно… Дело в том, что во Франции Трамп совсем не пользуется популярностью. Люди, которые убеждены, что нужно голосовать за Марин Ле Пен, они в любом случае проголосуют за нее, будет ли поддержка или нет. Для всех остальных Трамп такое же пугало, как и сама Марин Ле Пен.

— А последний теракт в Париже, когда были убиты двое полицейских, может ли каким-то образом повлиять на мнение избирателей и этим, в частности воспользуется Марин Ле Пен, которая заявила, что запретит даже легальную иммиграцию?

— Она уже давно все это заявляет. Конечно, это лишнее предупреждение. И к тому же предвыборная кампания немного была подпорчена, поскольку последние митинги пришлось отменить на следующий день после теракта. В целом, я думаю, что большой роли это не сыграет. Тем более что это все-таки был ограниченный теракт и направленный против полиции, а не против мирных жителей. Это уже столько раз происходило во Франции и других странах, что, я не думаю, что это может сыграть какую-либо значительную роль.

Мне кажется, самое главное сегодня — какая будет явка. Если она будет очень высокая, то в принципе можно надеяться, что Макрон выиграет.

«Возможности для прямого мошенничества с голосами — ничтожны»

— Сможет ли Россия повлиять на результаты выборов посредством хакерского проникновения в сервера, как это было в Америке и из-за чего голландцы решили отказаться от электронного голосования?

— Во Франции, на самом деле, очень примитивная система. Голоса считаются вручную, и потом эти данные поступают в систему. И так данные собираются на нескольких уровнях. Теоретически можно предположить, что в систему могут проникнуть, но в то же время это все очень легко проверить. Поскольку есть конкретные, вручную посчитанные данные по каждому участку. У нас нет электронного голосования. И, кроме того, абсолютно невозможно, чтобы один человек проголосовал два раза. У нас нет открепительных талонов. Вы можете голосовать только там, где вы записаны. И для многих это является проблемой, потому что человек родился в деревне, и он там и записан, и если он не перенес своего места голосования, то он не может нигде в другом месте проголосовать. Он должен туда физически поехать. Или он должен заранее дать доверенность кому-то, и эта доверенность регистрируется в полиции, откуда она посылается на избирательный участок. Это означает, что возможности для прямого мошенничества с голосами очень незначительные, я бы даже сказала, ничтожные.

Грязнейшая кампания против Макрона

Другое дело, что эта кампания была очень грязная.  И против Макрона, который является во всех отношениях: и по программе, и по внешней политике, и по своему модернизму самым желанным кандидатом, велась грязнейшая кампания. Что только не делалось?

Я могу привести примеры. В городе были расклеены в большом количестве небольшие афиши, на который Макрон изображался как еврей с большим горбатым носом и прищуренным, и был написан призыв: «За всех, кроме Макрона». Я вас спрашиваю, какая французская партия может придумать лозунг, чтобы голосовали за кого угодно, но только не за Макрона. У каждой партии есть свой интерес. Марин Ле Пен не будет говорить за всех, кроме Макрона, потому что она хочет, чтобы голосовали за нее. У меня вопрос, кто стоит за расклейкой плакатов: голосовать за всех, кроме Макрона?

Второй пример. Вдруг распространился слух, что он гомосексуалист, а его брак — лишь прикрытие. То появился новый слух, который каждый раз подхватывается сетями, что у него счет за границей.  И он избегает уплаты налогов. Хотя он человек небогатый. То пишут, что он масон.

Короче говоря, про него распускалось огромное количество абсолютно заведомо ложных слухов. И эти слухи немедленно распространялись соцсетями. Думаю, за этим может стоят сам Фийон и его партия. Я уверена в этом. Это может быть Марин Ле Пен или другие какие-то силы, в том числе иностранные.

«Макрон — удивительный феномен»

Но я хочу отметить другое. Макрон — удивительный феномен. Особенно то, что он сумел за очень короткий срок создать довольно активное движение и заручится симпатией многих членов политического класса Франции, и из правых, и из центристов, и из левых. Мне кажется, что в сегодняшних обстоятельствах всегда есть какой-то антагонизм между правыми и левыми. Правые что-либо предлагают, левые стараются это блокировать и наоборот. А если у нас будет человек, который способен объединить по сути дела очень широкий спектр французского общества, то, мне кажется, он реально может провести те реформы, о которых он говорит. Некоторые из них могут быть достаточно болезненными, в частности пенсионная реформа. Будем надеяться на лучшее, а не на худшее, точнее на то, что Макрон попадет во второй тур. Поскольку во втором туре, кто бы ни был против него, он выигрывает выборы. Интрига состоит только в том, попадает Макрон во второй тур или нет.           

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать