Перейти к основному содержанию

Сумерки гуманизма

18 апреля, 00:00

Вольтер говорил: «Есть только одна мораль, также как есть только одна геометрия». Но такой универсализм, конечно, давно перестал существовать в условиях отрицания чисто человеческой природы морали. Глубокий кризис ценностей, пронизавший два предыдущих столетия, привел к возникновению множества вопросов. Означает ли отсутствие трансцендентальной основы, на которой произрастают вечные ценности, наступление заката этих ценностей? Или: должен ли в условиях столкновения культур в планетарном масштабе возникнуть опасный антагонизм между контрастирующими ценностями? Или же мы станем свидетелями удивительного взаимопроникновения и гибридизации систем ценностей, чье происхождение и ориентация сейчас пока совершенно чужды друг другу?

Недавно закончившееся столетие подвергло сомнению многие из наших твердых убеждений. Современный кризис ценностей коснулся не только традиционных моральных положений, связанных с унаследованными понятиями, но и ключевых ценностей, проложивших путь к эмансипации народов. Чудовище, оставившее свой след на ХХ веке, кажется, вновь угрожает нашему будущему. Быть может, развитие технологий грозит вылиться в то, что некоторые уже называют пугающим термином «пост-гуманность»? Сегодня, во вселенной радикальных новаций и научных прорывов, думаем ли мы о непрерывности Истории, мечтаем ли еще об утопической лучшей жизни для большинства людей? Можем ли мы сочетать свои универсальные проекты с многообразием культурных наследий и обогащать их переплетающейся историей народов?

Поль Валери говорил, что в мире, где правят спекуляции, наше представление о моральных и эстетических ценностях приближается к модели рыночных ценностей. Цена «духовности», шутил он, ничем не отличается от цены на зерно или уголь, которая продолжает снижаться. Феномен моды, который до сих пор касался только таких областей, как изготовление одежды, в которых суждение и традиция являются основополагающими, проникает теперь и в нашу концепцию ценностей. Роль информации и масс- медиа усиливает эту ориентацию, так как рыночная логика выработки ценностей предполагает, что во внимание принимается множество временных «показателей», и сиюминутная информация подменяет собой смысл Истории и признание ее долгой эволюции.

В этом всемогущем контексте, поощряющем легкомысленное отношение к ценностям, возможно ли думать о серьезных ценностях? ХХI век содержит в себе странное противоречие: никогда еще эфемерность не занимала таких твердых позиций, и все же стойкая тенденция возникновения общества знаний, постоянное образование для всех, ставшее из мечты — проектом, похоже, предрекает рост новой тенденции укрепления долговременных ценностей, сочетающих серьезность с игрой и жизнелюбием. Когда размываются границы между тремя этапами жизни, возникают новые ценности, познавательные и перспективные: они скорее выработаны, чем унаследованы, скорей передаются, чем обретаются.

Движемся ли мы к эстетизации ценностей? Может ли эстетика стать высшей стадией развития экономики и этики? Глубокий раскол, возникший еще в эру романтизма между художником и буржуа, между «эстетической и политической экономией», как говорил Малларме, сейчас, кажется, исчез. Наверное, ни одна другая эпоха не ставила художника так высоко, превращая его в образец, продуцирующий смысл и новизну. «Творчество» — повсюду. В частной жизни каждый вынужден заниматься творчеством — по крайней мере, творить свое собственное существование. В экономике новаторство считается главной движущей силой развития. Таким образом, общая тенденция эстетизации захватывает не только общество, но и самую суть этических принципов и динамику производства.

Можем ли мы, исходя из этого, предсказать создание новых ценностей? Во многих регионах мира мы видели массовый отход от традиционных религиозных догм, а также огромное разнообразие духовных поисков, как индивидуумов, так и обществ в целом. Являются ли эти отдельные прорывы носителями устойчивых ценностей, могущих оказаться существенными в будущем? Также, в то время как в социальном цементе появились трещины из-за подъема все более радикального индивидуализма, мы видим и беспрецедентный рост новых видов объединений, рождение новых типов солидарности. Какие ценности они несут? Наблюдаем ли мы возникновение альтернативных ценностей, которые могут быть названы «пост-материалистическими»? Эти вопросы тесно связаны с упадком патриархального уклада, который приводит к феминизации ценностей, что повлечет за собой серьезные последствия в будущем.

Размышления о будущем ценностей имеют смысл только, если закладывается основание для будущего. Таким образом, перспектива ценностей — это перспектива времени, создающего фундамент для этики будущего: не этики в будущем, но этики в настоящем для будущего. Набросок для такой этики уже содержится в удивительной эволюции трех концепций: ответственность, прежде обращенная к прошлому, теперь в большей степени связывается с потенциальными последствиями наших действий. Принцип предосторожности учит нас, что Земля, город, сам человек и биосфера уязвимы, и их судьба главным образом зависит от нас. Эволюция концепции наследия и ее проникновение в культуру и Природу становится вектором связи с грядущими поколениями, а не просто помощью от прошлого. Расцвет этики будущего, таким образом, может проложить новый путь к выходу из тупиков, в которые нас загнала тирания необходимости и эфемерности.

Жером Бэнде — директор подразделения прогнозов и перспективных исследований ЮНЕСКО, Жан-Жозеф Гу — профессор философии универси

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать