Перейти к основному содержанию

Свободная торговля против столетий изоляции

19 июля, 00:00

Америка и Европа сошлись во мнениях о принципах экономических реформ в Китае, что позволит наконец Китаю вступить во Всемирную Торговую Организацию. Основываясь на этой договоренности, Китай должен оформить свое членство к концу этого года. Участие Китая в ВТО формально вовлечет 1.3 миллиарда людей — более чем одну пятую часть человечества — в поток международной экономики. Эту эпохальную перемену в отношении Китая к остальному миру можно по праву соотнести с событиями, произошедшими пять веков назад.

Для экономистов и историков, хорошо осведомленных в китайской тематике, позиция этой страны в мире является загадкой. Такой простой вопрос: почему Китай сегодня беден? ВНП на человека в среднем составляет около 3,200 долларов США, в сравнении с 25,000, в среднем, в США и Европе (при условии, что расчет произведен на основе усредненных цен). Загадка в том, что между 550 и 1500 гг. н.э. китайская цивилизация была ведущей в мире в областях техники и экономики. Тема продолжающегося упадка Китая на протяжении последних 500 лет остается одной из величайших полемик мировой истории.

Вернемся на шесть веков назад, к началу 1400-х годов. Китай тогда мог гордиться техническими новшествами, которых едва «коснулся» остальной мир — компас, навигационные навыки, печатающая машина, взрывчатые вещества. Китай был объединенным государством на протяжении 1500 лет, и культура его государственности была достаточно изысканной. Китайское прикладное искусство, наиболее известное своим фарфором — так страстно желанным во все мире на протяжении последующих столетий, — было далеко незаурядным по стандартам любого периода человечества. Вероятно, наиболее значительными достижениями в начале XV века явились экспедиции китайского флота, имеющего тогда корабли внушительных размеров, по маршрутам Юго-Восточной Азии, к берегам Индии и даже к Восточной Африке между 1405 и 1431 гг. В наши дни археологи находят следы китайского фарфора в Кении и Танзании.

Позже лидерство Китая ослабло. Мое видение причин этого, перевешивающее все остальные доводы, таково: это произошло потому, что Китай «отвернулся» от мира. В 1430-х годах морские экспедиции Китая прекратились и флот был расформирован. Имперский двор, из-за финансовых ограничений и угрозы набегов кочевников из Центральной Азии, отменил дальнейшие морские походы, переместил столицу в глубину суши, в Пекин, и сделал ставку на изоляцию государства с перспективой на будущие столетия. Уничтожались верфи, закрывались порты, китайцам запрещалось покидать материк. Торговля и обмен товарами продолжались на минимальном уровне.

Китай односторонне отказался от своей роли в мире. В своей книге «Благосостояние Наций» (1776 г.) Адам Смит описал Китай как богатую цивилизацию, чье развитие заторможено вследствие архаичного закона о торговой изоляции. Он заметил, что китайцы относились к международной торговле «…с крайним презрением». В то время как Китай удалился в «укрытие», Европа расширила свое влияние в мире. Открытие европейцами морского пути в Азию (вокруг юга Африки) и Америки Смит назвал двумя величайшими вехами мировой истории. Эти события положили начало глобализации, но лидерство тогда захватила Европа, а не Китай.

Китай сам расточил свой экономический и технический потенциал, этому никак не способствовали внешние силы. Когда Европа и Китай столкнулись в опиумной войне 1839 — 42 гг., технологически развитая Европа превзошла Китай своей военной мощью, и Китай был вынужден пойти на ряд унизительных уступок. Императорская династия пала в 1911 г. под давлением извне и из-за необходимости к переменам внутри страны.

Изменения, однако, не прошли гладко. Падение династии предшествовало междоусобным распрям, вторжению Японии в 1930-х годах, Второй мировой войне и тридцатилетнему диктаторскому режиму Maо Дзэ-Дуна вместе с его компартией.

Только после прихода к власти Дэн Сяо-Пина в 1978 г. Китай вновь открылся миру. Конечно Дэн был заинтересован в экономических реформах, а не политических преобразованиях. Но преобразования 1980-х и 1990-х годов. можно назвать экстраординарными по всем параметрам. В главном, впервые за нескольков веков, Китай поддержал политику свободной торговли с остальным миром.

Факт вступления Китая в ВТО, как только Китай формально признает свободную торговлю и всеобщие правила международной экономики, консолидирует реформы, начатые в 1978 г. и закрепит за государством место суверенного и равноправного члена мирового сообщества.

Камнем преткновения для критиков свободной торговли с Китаем является устройство его политической системы. Ведь в такой форме — будучи авторитарной по своей сути — она доминировала на протяжении двух тысячелетий. Понятно, что только такого рода государство могло «закрыть» себя на столетия действием единого указа, и что только при такой системе могла возникнуть проблема голода, практиковаться неэффективная экономическая политика и произойти культурная деградация, охарактеризовавшая период правления Мао.

Движение Китая к открытости ознаменовало курс на создание более свободного и гибкого общества. Молодое поколение китайцев и те, кто последуют за ним, будут желать и требовать политических свобод как неотьемлемого для реализации больших экономических возможностей и участия в мировых событиях. В следующие несколько десятилетий, благодаря открытию Китая миру, мы увидим Китай открытым демократии — благо для Китая и благо для всех нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать