Перейти к основному содержанию

«Сюрпляс» или с чистого листа?

18 марта, 20:40
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Сегодня в Киев прибывает с однодневным рабочим визитом президент России Владимир Путин. Это его первый визит после оранжевой революции в Украину. На существенные результаты от пребывания Путина в Украине, впрочем, мало кто рассчитывает. Эксперты единодушно заявляют, что визит будет носить скорее ознакомительный и символический характер. Попытка «номер один» — пребывание Виктора Ющенко в Москве сразу после инаугурации — вряд ли была удачной. Слишком напряженным был фон пребывания. Как ввиду того, что за день до этого Владимир Путин уже встречался с экс-кандидатом в президенты Виктором Януковичем, так и из-за того, что Виктор Ющенко привез в Россию неожиданный «подарок» — заявление о премьерстве Юлии Тимошенко. С тех пор прошло почти два месяца, однако напряженность в отношениях фактически не спала. Виды на будущее двухстороннего сотрудничества немалые. Во всяком случае с украинской стороны. Как стало известно «Дню» из дипломатических источников, Киев хочет объявить программу из восьми приоритетов сотрудничества с Россией. Скорее всего, речь в них пойдет об общих вещах — укреплении дружбы и взаимодоверия, содействии торгово-экономическому сотрудничеству и так далее. В украинском истеблишменте стало довольно модно говорить о «новых страницах» в сотрудничестве с той или иной страной. Два месяца назад многие действительно рассчитывали на начало взаимодействия с чистого листа. Прошло время, однако оно наполнилось в основном вопросительными и условными конструкциями, но не утвердительными... Что думают по этому поводу эксперты?

Сергей КАРАГАНОВ , председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:

— После инаугурации Виктора Ющенко вы заявляли о том, что у нового Президента Украины «есть все возможности, чтобы идти навстречу России». Как в Москве воспринимают первые шаги Президента Украины?

— Мне кажется, что Ющенко проводит разумную политику. Единственное, что пока серьезно настораживает, это заявления о том, что он намеревается вводить режим реальной границы. В нашем сознании это своего рода отчуждение, колючая проволока, жесткая пограничная охрана... Это вызовет такое количество конфликтов, что мало не покажется ни украинцам, ни русским. Надеюсь, что украинский Президент не имел в виду то, что традиционно подразумевают под режимом реальной границы. А в принципе первые шаги Виктора Ющенко можно приветствовать и пожелать вам удачи.

— Какую модель взаимоотношений Украины и России вы считаете взаимовыгодной и приемлемой как для России, так и для Украины?

— Знаете, мы уже столько моделей взаимоотношений обсуждали, что это, как мне кажется, уже пустая затея. Это должны быть отношения дружественных государств, взаимно заинтересованных в благе друг друга.

— В одном из своих комментариев вы говорили о том, что Россия должна стать центром модернизации на пространстве СНГ для успешного соперничества с США. Вопрос от обратного — а чем это может быть полезно Украине?

— Это уже было полезно для Украины — в то время, когда Россия выступала таким центром модернизации в течение 90-х годов, а Украина отставала в развитии. Сейчас я надеюсь, что Украина нас догнала и даже обгонит. И чем больше будет центров модернизации, тем лучше для всех нас.

— Как бы вы оценили влияние украинской ситуации на процессы на постсоветском пространстве? Есть ли оно и насколько оно сильно?

— Пока что это всего лишь виртуальное влияние, его можно будет оценить лишь через некоторое время, когда проявится политика нового украинского руководства. Пока оно лишь примеривается к политике, а не проводит ее. Касательно влияния событий конца прошлого года, то ситуация с выборами в Украине укрепила общедемократические тенденции на пространстве бывшего Советского Союза, хотя эта ситуация может воздействовать и на многие другие факторы. Однако для этого, конечно, Украина должна закрепиться на пути демократического развития, начать успешную борьбу с коррупцией, которая была чудовищной, и доказать, что экономический рост последних лет был не случайным явлением, а закономерным результатом политики правительства.

— Официальный Киев в последнее время очень часто заявляет о «новых страницах» в отношениях с Европейским Союзом, НАТО, США. Открыта ли эта новая страница в отношениях с Россией?

— Я надеюсь, что Украина действительно открывает новые страницы, потому что пока со стороны Украины есть только обещания это сделать. А обещания еще нужно выполнить. Что касается отношений с Россией, то новые отношения начинают складываться. И, мне кажется, несмотря на то, что Россия — вернее, часть ее элиты — сделала неправильный старт в лабиринте прошлого года и слишком глубоко в него влезла, сейчас, похоже, побеждает реализм, и отношения возвращаются на уровень равных, дружественных и конструктивных. Будем надеяться, что не будет лишних раздражителей ни с той, ни с другой стороны. И, кстати говоря, и первая встреча Ющенко и Путина, и предстоящий визит будут этому содействовать.

— Министры иностранных дел России и Украины Сергей Лавров и Борис Тарасюк говорили о том, что в украинско-российских отношениях накопились чемоданы проблем. А что в «чемоданах»?

— Об этом нужно в первую очередь спрашивать наших министров. Я не очень знаком с «чемоданами» — есть несколько проблем, конечно, как и у любых стран, имеющих тесные отношения и граничащих друг с другом. Но «чемоданов» я как-то не заметил. И, кстати, если оба министра проявляют такое удивительное единомыслие в отношении осознания чемоданов проблем, то в таком случае у нас проблем вообще нет.

— Чего можно ожидать от визита Владимира Путина в Украину?

— Думаю, что каких-то прорывов ожидать не стоит. Мы будем стабильно развивать экономические отношения, не будем рвать и ломать то, что уже сделано. Нам нужно просто нормально и конструктивно работать, и в результате все будет хорошо.

Андрей КОКОШИН , депутат Государственной думы РФ:

— Перспективы российско-украинских отношений могут быть вполне благоприятными, если обеим сторонам удастся найти ответы на ряд крупных вопросов. Это масштабы, глубина сотрудничества в рамках соглашения по ЕЭП, соотношение между интеграцией на постсоветском пространстве и интеграцией с Евросоюзом, вопросы базирования Черноморского флота и др. Для меня особо важными представляются вопросы сотрудничества Украины и России в сфере высоких технологий, особенно в авиационной и ракетно-космической сферах. Есть вопросы внутренней жизни Украины, к которым очень большое внимание проявляют россияне, в том числе депутаты Госдумы.

Прежде всего это статус русского языка в Украине, положение русскоязычного населения. Эти вопросы активно обсуждались в ходе предвыборной кампании в прошлом году. О необходимости их решения говорит и новое государственное руководство Украины. Мы предельно внимательно относимся к тому, что говорится и делается в этой области.

— В России по-прежнему болезненно относятся к активности Украины на европейском направлении?

— На всю обозримую перспективу как-то не просматривается возможность вступления Украины в Европейский Союз. Об этом довольно откровенно в последнее время заявляют официальные лица ЕС в ответ на идущие из Киева заявления об ускорении процесса вступления Украины в Евросоюз. Судя по всему, еще не скоро даже начнутся переговоры о вступлении Украины в ЕС. Мое общение с различными государственными и политическими деятелями стран ЕС позволяет говорить о том, что превалирует точка зрения, что ЕС еще долгие годы придется «переваривать» недавно принятых членов из числа государств Восточной Европы. Следующая за этим проблема — членство в ЕС Турции — тоже «головная боль» для ЕС. Более того, открытым текстом говорится о том, что много времени займет даже переговорный процесс о получении Украиной от ЕС статуса страны с рыночной экономикой, что имеет прямое отношение к возможности Украины привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места. Например, Иен Боуг, возглавляющий представительство Еврокомиссии в Украине, Молдове и Беларуси, явственно намекает на то, что в темпах приема Украины в ЕС надо ориентироваться на то, как решается этот вопрос применительно к Турции. Он, в частности, обращает внимание на то, что Турция еще в 1962 г. подписала свое соглашение об ассоциации с европейским сообществом, каким на то время был Евросоюз; после многолетних политико- дипломатических усилий Турция только в 1997 г. смогла формально обратиться в ЕС с просьбой о членстве, а сами переговоры начинаются в этом году и продлятся несколько лет.

В то же время со стороны ЕС явно делаются всякого рода жесты, которые направлены против того, чтобы Украина интегрировалась с Россией и другими странами СНГ. Говорится, что участие Украины в ЕЭП как в таможенном союзе или свободном рынке не дает ей возможности иметь зону свободной торговли с ЕС. То есть Украине фактически предлагается лет 10 — 12, если не больше, быть вне важнейших интеграционных процессов в современной мировой экономике.

— Какие настроения относительно Украины сейчас превалируют в Государственной думе?

— Могу с уверенностью сказать, что в Госдуме, в том числе во фракции «Единая Россия», превалирует отношение к Украине как к стране, с которой нас связывают особые культурные, духовные, человеческие связи, формировавшиеся столетиями в рамках одного государства. В то же время депутатами полностью признается суверенитет, территориальная целостность Украины. Россия не имеет к Украине никаких территориальных претензий, что нашло, в частности, отражение в Договоре о границе между Россией и Украиной, который был ратифицирован в прошлом году Госдумой. Синдром отношений «старшего брата» и «младшего брата» уже в 2003 — 2004 гг. в значительной мере отошел в прошлое. Я мог бы еще раз отметить, что Россия в современных условиях в силу целого ряда причин является наиболее заинтересованным государством в обеспечении реального суверенитета Украины.

Андрей МИШИН , директор Института стратегической политики, Киев:

— Характер современного украинско-российского политического диалога можно определить велосипедным термином «сюрпляс» — «напряженное выжидание». Я считаю этот термин наиболее точным в условиях стремительного создания новых узлов противоречий, которые уже в краткосрочной перспективе могут достичь критической отметки в отношениях двух стран. Речь идет о пикантной и малозначащей на первый взгляд ситуации вокруг возможного визита Бориса Березовского в Украину; обсуждении вероятного выхода Украины из СНГ (первый шаг, заявление о приостановке участия украинской стороны в миссии наблюдателей за выборами СНГ); оптимизации (то есть сворачивании) участия Украины в Едином экономическом пространстве; возможном миротворческом участии Украины в грузинско-абхазском конфликте и усилении участия в приднестровском урегулировании (что возможно только при условии ослабления позиций России), активизация ГУУАМ и тому подобное. Но не учитывается, что для Совета Безопасности РФ с декабря 1999 года в течение обоих сроков президентства Владимира Путина наиболее принципиальный вопрос — «противодействие дезинтеграционным процессам в рамках СНГ».

В то же время в последние годы второго срока президентства Леонида Кучмы на фоне проведения барабанных мероприятий наподобие Года России в Украине в украинско-российских отношениях наблюдалось отсутствие общего понимания и стабильности диалога по основным вопросам сотрудничества в политике и экономике. Не была преодолена и ведомственная разобщенность в решении межгосударственных проблем. Во взаимоотношениях важное место занимал фактор вмешательства третьих стран и сил, влиявших на отношения между Украиной и Россией. Этот фактор в большой мере обусловил массированную информационную кампанию о неоднозначной роли РФ в украинском избирательном процессе, которая актуализировала некоторые гуманитарные аспекты двухсторонних отношений. Речь идет в первую очередь о статусе русского языка, положении УПЦ, ценностных установках и ориентирах межгосударственных интеграционных проектов, а также повышенной эмоциональности оценок политических и экономических инициатив обеих сторон.

Поэтому на повестку дня новой политической команды Украины нужно вынести задачу сделать все, чтобы «новая страница» в отношениях Украины с Россией не открылась усилением конкуренции не только в экономической, но и в международной и внутриполитической сферах. Но существенное снижение асимметричного характера двухсторонних отношений все же следует отнести к позитиву. Эта асимметрия проявлялась в определенном влиянии России на внутриполитическую ситуацию в Украине. Сегодня интерес к украинскому политическому процессу все более связывается с интересами российских экономических игроков (речь идет о встрече Президента Украины с лидерами российского бизнеса). Сейчас объем информации в РФ об Украине намного больше, чем полгода назад. Развивается экспертное сообщество Украины и России. В целом, по моему глубокому убеждению: украинско-российские отношения останутся добрососедскими и стабильными.

Позитивная динамика украинско-российских отношений, по моему мнению, зависит от того, насколько быстро удастся построить новую — интеграционную составляющую общей ценностной парадигмы отношений Украины и России как независимых суверенных государств в диалоге с Европейским Союзом. Тезис, что ценностные категории — одни из важнейших составляющих современной системы международной безопасности и сотрудничества, для большинства ведущих стран Запада уже много десятилетий аксиома. Вместе с тем, главной проблемой разработки нового пакета документов для улучшения украинско-российских отношений на 2005 год до последнего времени оставалось отсутствие ценностной составляющей в политическом диалоге Украины и России.

Не хочу останавливаться на конкретных проблемах в украинско-российских отношениях, например статусе Черноморского флота России в Крыму и других, — они общеизвестны. Однако следует признать, что проблемные вопросы в двухсторонних отношениях между Украиной и Россией, пройдя довольно сложную процедуру согласований, всегда находили и находят разумный компромисс.

Считаю, что с большой долей вероятности мы увидим новые элементы транспарентности в диалоге Украины и России на высшем уровне. Это позволит уже в краткосрочной перспективе избавиться от негативов непрозрачной политики («параполитики»), которые раньше периодически сопровождали украинско-российские отношения. Сам факт визита дает основания для оптимистического взгляда в будущее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать