Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Терапия от Совета Безопасности

Оснований для украинского присутствия в Ираке больше с каждым днем
24 мая, 00:00

Возможно, именно это и было главным результатом голосования для Украины. Дело в том, что резолюция содержит положение, согласно которому все государства-члены ООН приглашены участвовать в создании условий стабильности и безопасности — то есть, легализируется международное военное присутствие на территории Ирака. Таким образом, принятие резолюции уже дает конкретные правовые основания для выработки решения о возможности отправки в Ирак украинского воинского контингента в составе многонациональных стабилизационных сил и свидетельствует о точности прогноза сторонников участия Украины в этих силах. Как известно, Украина (и еще около 20 стран) получила от Соединенных Штатов приглашение к такому сотрудничеству. Речь шла также о том, что одну из трех зон ответственности в оккупационной администрации Ирака возглавят поляки, и украинский контингент, при условии одобрения Верховной Радой решения об его отправке, может попасть именно в польский сектор. Хотя это еще далеко не факт.

Суть принятой в Нью-Йорке резолюции в том, что оккупационная власть будет осуществлять полномочия до установления в Ираке правительства, которое получит международное признание. Но через 12 месяцев может произойти пересмотр этого положения резолюции — на этом настаивали, в частности, Париж и Москва. Генеральный секретарь ООН при этом назначает своего специального представителя, в сферу компетенции которого будут входить и вопросы политического устройства Ирака после войны, и традиционные аспекты гуманитарной помощи населению и экономического восстановления страны. Срок действия программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» продлевается на шесть месяцев (в предыдущих проектах резолюции четыре месяца считались достаточным сроком), полученные этим путем средства должны быть направлены на восстановление страны. Создается также специальный фонд развития Ирака, для наблюдения за расходованием средств этого фонда и программы «Нефть в обмен на продовольствие» будет задействован международный мониторинг при участии ООН. Процесс будет контролировать Совет Безопасности ООН. Возможно, именно это было тем фактором, который обусловил положительное голосование Франции и России: ведь только российские контракты по программе «Нефть в обмен на продовольствие» оцениваются более чем в $10 млрд. При режиме Саддама Хусейна только российская компания «Лукойл» получила в свое распоряжение, как говорилось, «целые нефтяные поля». Правда, накануне войны некоторые контракты «Лукойла» в Ираке было разорваны правительством Саддама. Французские интересы в Ираке вряд ли меньше — еще много лет назад говорилось о подготовке к выполнению в случае отмены санкций многомиллиардных нефтяных контрактов компании Elf Aquitaine (сейчас — Тоtal). Как сообщается, Россия и Франция получили гарантии выполнения контрактов своих нефтяных компаний. На три страны, выступившие главными противниками войны в Ираке — Францию, Германию и Россию — приходится значительная часть внешних долгов Ирака. Эти долги не будут списаны, как того сначала хотела администрация США, но вопрос будет решаться после 2007 года через международные механизмы. Германия явно не стремится еще больше углубить разрыв с Вашингтоном. Таким образом, единство в ООН стало результатом прагматичного расчета, который, между тем, позволил всем «сохранить свое лицо».

Резолюция СБ ООН фактически открывает дверь и для начала реализации проектов по восстановлению страны. Это прямо не связано между собой, но, в частности, Соединенные Штаты уже неоднократно говорили, что приоритет на участие в проектах по восстановлению Ирака, подрядчиками которых будут выступать американские компании, будет предоставляться компаниям из стран, вошедших в коалицию.

Что касается возможного участия украинских военных в стабилизационной операции, отныне — одобренной ООН, то она обсуждалась на закрытой конференции в Варшаве, и обсуждение еще продолжится. Польша, как известно, хотела бы видеть украинский контингент под своим командованием. В таком случае, возможно, украинец стал бы заместителем командира многонациональной дивизии. В этом же секторе, как сообщается неофициально, могут также находиться контингенты из Болгарии, Нидерландов, Дании. Существует возможность расположения в польском секторе части британского контингента (в Киеве, кстати, обсуждалась и возможность пребывания военных в случае их направления под британское командование). Насколько известно, сейчас возможность принятия «прагматичного решения» по поводу отправки войск под эгидой ООН обсуждается в Париже. Германия, как заявил канцлер Шредер, своих военных в Ирак посылать не будет. Москва молчит. Сообщается также о возможности того, что Соединенные Штаты возьмут на себя большую часть расходов по содержанию многонациональной дивизии в польском секторе (говорится о $90 млн.).

Уже говорилось о том, что командование сектором в Ираке дает Польше возможность войти в «первую лигу» игроков международной политики, а участие украинского контингента дает Киеву возможность заявить о себе как о субъекте международной политики, который является одним из творцов новой системы международной безопасности.

Кроме того, такое участие увеличило бы шансы Украины на получение других дивидендов — известно, в частности, что сейчас в Лондоне на международной конференции, где обсуждаются проекты восстановления Ирака, присутствуют десять украинских компаний и предприятий. Хотя за «иракские» проекты, за доступ к нефти еще придется побороться — как говорил посол США в Украине Карлос Паскуаль, «результат никто не гарантирует». Неучастие украинцев в стабилизационной операции просто уменьшит такие шансы.

Что же касается восстановления бывшего трансатлантического единства и роли и места ООН — то тут не все так просто. ООН в ее нынешнем виде, как оказалось, можно просто обойти. И с этим придется что-то делать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать