Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Традиция избирателя

Сербы в третий раз остались без президента
18 ноября, 00:00

Третья за последний год попытка выборов президента Сербии завершилась провалом. На избирательные участки республики (включая Косово) пришло меньше сорока процентов граждан, имеющих право голоса, — тогда как законодательство требует, чтобы в голосовании участвовали не менее пятидесяти процентов плюс один голос из 6,5 млн. избирателей.

Таким образом, второго тура выборов не будет. Это уже стало не просто традицией: в предыдущих двух попытках была зафиксирована даже несколько более высокая явка избирателей. Наименьшее желание голосовать выявлено в столице Белграде и в Косово. Политический кризис в Сербии продолжается практически непрерывно с тех пор, как после победы коалиции ДОС (Демократическая оппозиция Сербии) на президентских выборах в Югославии в 2000 году сначала распалась сама коалиция, потом исчезло с карты и название «Югославия». На прошлой неделе исполняющая обязанности президента Сербии Наташа Мичич объявила о роспуске Скупщины — парламента республики. Именно поэтому непонятно, когда будет назначена следующая попытка, не говоря уже о том, чтобы внести любую ясность в сценарий возможных будущих выборов. Внеочередные парламентские выборы назначены на 28 декабря. По законодательству, новые выборы президента должны состояться в течение 60 дней.

Сербы не просто не избрали президента — своей демонстративной неявкой на выборы они, по сути, выразили недоверие и кандидатам, которых было шестеро — Драголюб Мичунович от ДОС, Томислав Николич от Сербской радикальной партии (исповедующий радикально-националистические взгляды), Мариян Ристичевич от Народной крестьянской партии, Велимир Илич от «Новой Сербии», Драган Томич от социалистов (партия Милошевича), Радослав Авлияш от Демократической партии «Отчизна». Можно говорить, что ни одна из этих сил не получила поддержки избирателей — и, таким образом, не может претендовать на доверие населения.

В своем послании 13 ноября и. о. президента Наташа Мичич, объявляя о роспуске Скупщины, заявляла, что нынешний ее состав уже исчерпал свой демократический потенциал и реформаторские способности и уже неспособен ни принимать реформаторские законы, ни обеспечить серьезную реконструкцию правительства. Мичич отметила, что сегодня для успеха необходима «стабильная единая Сербия», чего сейчас нет. В свою очередь, стабильность зависит от институций — демократически избранного президента, Скупщины, где было бы представлено четкое реформаторское большинство, и правительствa, которое отражало бы волю парламентского большинства. Очевидно, пока что Мичич будет продолжать исполнять обязанности президента республики.

Накануне роспуска Скупщины большинство перестало существовать из-за фактического распада ДОС, коалиции семнадцати разных по силе, идеологии, способностям партий, созданной для противодействия Милошевичу. Трения в коалиции начались еще с конфликта между избранным президентом Югославии Коштуницей и премьер-министром Сербии Джинджичем. Коштуница в результате различных потрясений уступил кресло черногорцу Маровичу (должность стала называться «президент Cоюза Сербии и Черногории»), Джинджич, прозападно настроенный политик, который, кстати, был инициатором выдачи Милошевича Гаагскому трибуналу, был убит.

Со временем оказалось, что разные партии, входившие в ДОС, преследуют различные цели. Выявилось также, что ни одна из них не может претендовать на то, чтобы выступить выразителем интересов общества. В свою очередь, общество после Милошевича — это общество, которое находится в шоковом состоянии, когда утрачены ориентиры (жесткий и даже жестокий национализм больше не в чести, православные ценности мало корреспондируются с реалиями жизни, ценности западной демократии тяжело воспринимаются в условиях экономического кризиса).

При роспуске сербского парламента премьер-министр республики Зоран Живкович, один из наиболее близких соратников покойного Джинджича, заявлял, что дошло до торговли мандатами, создания коалиций, которые уже не отвечают воле сербов, высказанной в 2000 году.

Низкая явка избирателей стала явлением, характерным для многих европейских стран. Правда, причины этого — разные. Болезни сербского парламента, которые привели к его роспуску, характерны не только для Сербии. Уроки сербской ситуации важны не только для Сербии, Балкан, Европейского Союза, который приложил много усилий к определенному урегулированию ситуации, недопущению полного раскола между Сербией и Черногорией, но и для Украины, Грузии, Беларуси, Молдовы. В любом случае политика не должна отрываться от интересов гражданина — возможно, это и есть главный «месидж» сербской ситуации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать