Треугольное колесо, или Геополитика по-украински
Квинтэссенцию восприятия Украины в Европе выражает, пожалуй, заголовок полосного материла двухлетней давности в солидном французском ежемесячнике «Монд Дипломатик» — «Украина. Блокированное общество».
Европейская пресса чаще всего пишет о
— сотнях тысяч молодых украинок, занимающихся проституцией на Западе;
— наплыве нелегальных гастарбайтеров из Украины;
— Украине как канале беспрепятственной транзитной миграции из Азии и Африки в Европу;
— Украине как месте грядущего взрыва СПИДа, наркомании и преступности;
— бестолковом законодательстве и ужасном инвестиционном климате;
— острой нехватке демократии и нещадном «зажиме» прессы.
Может ли удивить после этого намерение Западной Европы воздвигнуть новый «железный занавес» по Шенгенской границе? Недавний саммит Украина-ЕС в Париже высветил тот факт, что о какой- либо экономической интеграции в ведущую европейскую структуру можно пока забыть. Нам каждый раз напоминают об ограничении экспорта металлолома и текстиля (ЕС установил квоты, защищающие его внутренний рынок), об отмене пошлин на экспорт семян подсолнечника. Весь конструктив сводится к вопросам военного сотрудничества, причем практически исключающего оборонную промышленность. Яркая иллюстрация — история с авиапроектом АН-7Х.
В СМИ нашего северо-восточного соседа облик Украины предстает ничуть не веселее, нежели в западных. Набор идеологем также довольно стандартен:
— страна, ворующая транзитный газ;
— страна, где насильно украинизируют несчастных русскоязычных;
— бывший «младший брат», которого сколько ни корми, а он все «смотрит в лес», то бишь на НАТО;
— держава, которая ставит палки в колеса российской военно-морской базе в «городе русской славы» Севастополе и претендует на нишу России на мировом рынке вооружений…
Достаточно пообщаться на бытовом уровне с российскими друзьями-приятелями, чтобы по достоинству оценить эффективность информационной работы по Украине. Сформирована стойкая неприязнь к нашему государству во всех слоях общества.
А СУДЬИ КТО?
Именно такой вопрос возникает после того, как ознакомишься с этим жутковатым отражением Украины в зеркале западных и российских масс-медиа. Вне зависимости от степени его адекватности (она, честно говоря, достаточно высока, хотя в глаза бросается тенденциозная неполнота информации).
Где, между прочим, практикуют украинские «ночные бабочки»? Наполовину все тот же «милый Запад»: Германия, Италия, Нидерланды… Может, коррупции нет? Мелкой — точно нет. Между тем, когда в прошлом году США разбирались, сколько прибылей они потеряли из-за контрактов, перехваченных западноевропейскими странами, ибо последние платили больший «откат», в статье «Интерненшнл Геральд Трибюн» фигурировала «скромная» цифра в $100 млрд. Нисколько не покоробили Запад испытания современного оружия в самом центре Европы, бомбардировки Белграда, осуществленные без санкций ООН. Запад мило не замечал, как Сухарто вырезал в Индонезии собственный народ, так же чудно не замечает, как травят в Турции курдов. Двойные, тройные стандарты…
Запад и, в частности, США, установили новый «глобализированный» миропорядок с горсткой сверхсытых и массой голодных и полуголодных. И об интересах обездоленных всегда думали в последнюю очередь. Вспоминается, как в 1992 году тогдашний президент США отказался подписывать Конвенцию ООН по биологическому разнообразию, ибо сей документ предполагал передачу природосберегающих эффективных технологий развивающимся странам. А это ограничивало патентное право транснациональных корпораций, имеющих свои штаб-квартиры на территории США. Зачем же улучшать кому-то природу за счет законных прибылей? Какое дело Западу до того, что сформированная глобальная система исключает возможность выхода стран третьего мира на технологический уровень «большой семерки»? Иезуитским элементом упомянутой системы глобализации является функция мировых денег у западных валют. Как отмечает российский аналитик Александр Козенко («Политика», № 40, сентябрь 2000), это позволяет паразитировать на материальных ресурсах большинства стран. Денежная масса западных стран превышает стоимость их материальных ресурсов. А страны третьего мира невыгодно заимствовали эти избыточные финансовые ресурсы в обмен на более дорогостоящие материальные активы. И расстаются потихоньку со своим национальным достоянием.
Россия — тоже не сахар и не образчик рафинированной демократии. И в президентство Владимира Путина концентрация рычагов власти в одних руках достигает абсолютной величины. В регионах — свои силовые люди, ограничившие полномочия губернаторов, олигархи прижимаются к ногтю, особенно строптивые. Как пишет Евгений Волк, политический аналитик Фонда «Наследие», «похоже, Путин следует комбинации азиатской и латиноамериканской моделей». А Сергей Караганов, директор Совета по внешней и оборонной политике РФ, суть экономической политики Путина видит в «ренационализации собственности в пользу государства». Это при громогласных заявлениях о рыночных реформах. Российские олигархи продолжают «вползать» в экономическое пространство Украины, норовя поставить под контроль самые рентабельные и прибыльные предприятия: алюминиевые, газотрейдерные, нефтеперерабатывающие, металлургические…
КАК СГЛАДИТЬ ОСТРЫЕ УГЛЫ?
Вот такие углы в треугольнике Украина-Россия-Запад. Вопреки правилам традиционной геометрии — все обоюдострые и неудобные. Эдакое «треугольное колесо», на котором Украина въезжает в мировое геополитическое пространство. Оно лихо смотрится разве что на картинах абстракционистов. А катится туго и неохотно.
Нынче, после смены министра иностранных дел аналитики ждут «удлинения» российского внешнеполитического вектора, «окорота» западного.
Представляется, что количественные и пространственные изменения без качественных много толку не дадут. И начинать нужно с самой Украины. Прежде всего, в нашей стране мы можем создать условия к тому, чтобы украинская внешняя политика приобрела не набор взаимосъедающих векторов, а единый мощный прагматический вектор. Задача состоит в том, чтобы создать наконец все условия для полноценной деятельности малого и среднего бизнеса. Никто в мире еще не придумал более эффективного способа накопления первичного капитала. В украинских условиях это прежде всего сельскохозяйственный и перерабатывающий бизнес. Хватит тратить и без того скудные средства на гальванизацию трупов отживших свое гигантских предприятий времен «развитого социализма», потребляющих немереное количество энергии. Китай, Южная Корея, та же Япония в 60-70-е годы… Очень многие страны во всех уголках земного шара поднимались именно на так называемом «ширпотребе».
Индия сейчас приобретает солидную репутацию за счет хорошо продуманной программы подготовки компьютерных специалистов. У нас в этой области имеется немалый потенциал. В ленте Business Wire за 5 октября довелось прочитать материал об американской фирме в городке Эшленд возле Бостона, благоденствие которой основано на работе киевских программистов высокого класса. Когда же научимся использовать то, что имеем?
Требуется четкая, продуманная, реалистичная программа выхода из социально-экономического кризиса, основанная на украинских реалиях. Только она способна подвигнуть и Запад, и Россию к нормальному восприятию нашей страны — как надежного делового партнера, отвечающего за свои обязательства, способного считать на несколько ходов вперед. Пока что программы этой не существует. И это создает опасность дальнейших болезненных подпрыгиваний треугольного внешнеполитического колеса Украины на ухабах новейшей истории.
Выпуск газеты №:
№209, (2000)Section
День Планеты