Туманное будущее Северной Македонии
Референдум относительно переименования Македонии имеет противоречивые последствия
Государственная избирательная комиссия Македонии обработала 98,61% избирательных бюллетеней. На вопрос референдума — «поддерживаете ли вы членство в НАТО и ЕС, принимая соглашение о названии между Республикой Македонией и Греческой Республикой?» — ответили «за» 91,48%, или 605016 граждан, «против» — 5,64% или 37312 .
Согласно этим, пока еще неофициальными данными, в голосовании приняли участие 661393 избирателей, или 36,87%.
Новым названием страны, согласно подписанному в июне этого года договору с Грецией, должно стать «Северная Македония». Теперь новое название должно быть одобрено в парламенте Македонии, который должен проголосовать за соответствующие изменения в Конституции страны. Предусматривалось, что позитивное решение референдума обеспечит позитивное решение парламентариев. Впрочем, низкая явка является недостаточной для того, чтобы плебисцит имел юридические последствия — по местным законам для этого нужно было, чтобы на избирательные участки пришли 50% + 1 гражданин. Но этого не произошло — кампания бойкота референдума, почти откровенно поддержанная Россией, можно считать, сработала. Теперь проведенный опрос граждан будет иметь лишь консультативную роль.
Премьер-министр Македонии Зоран Заев на пресс-конференции после окончания референдума заявил, что ожидает, что «представители оппозиционной партии VMRO — DPMNE примут результаты сегодняшнего референдума и поддержат желание граждан относительно членства в ЕС». Если это не произойдет, Заев готов идти на досрочные выборы.
Впрочем, лидер македонской оппозиционной партии VMRO — DPMNE Христиан Мицкоцки уже заявил, что референдум по изменению названия страны был неудачным и соглашение с Грецией относительно переименования не получило «зеленый свет». «Здесь живут македонцы. Наша идентичность и язык является македонским», — подчеркнул политик.
На пресс-конференции после закрытия избирательных участков Мицкоцки отметил, что правительство Вспахана Заева утратило легитимность, а сам Заев пережил политическую катастрофу. Он дал понять, что оппозиция ждет не новых выборов, а отставки действующего кабинета министров.
Таким образом, Македония оказалась на пороге масштабного политического кризиса. Якобы есть надежда, что депутаты македонского парламента продемонстрируют единство, ответственность и проголосуют за евроатлантическое будущее страны под названием Северная Македония. Но пока на это не похоже.
ФОТО РЕЙТЕР
РЕАКЦИИ
«Больше чем 90% от общих голосов сказали «да», поэтому сейчас очередь парламента поддержать желание большинства. Я решителен вести Македонию в ЕС и НАТО. Время поддержать европейскую Македонию», — заявил премьер-министр Македонии Зоран Заев, сообщает AFP.
В заявлении греческого министерства иностранных дел отмечается, что голосование было «противоречивым», а подавляющее одобрение переименования, невзирая на низкую явку, будет требовать от Македонии двигаться осторожно, чтобы «сохранить позитивный потенциал соглашения». Между тем премьер-министр страны Алексис Ципрас во время телефонного разговора с главой македонского правительства отметил его «решительность и смелость в завершение имплементации этого соглашения», цитирует его слова DW.
«США решительно поддерживают полную имплементацию соглашения, которое позволит Македонии занять правомерное место в НАТО и ЕС, способствуя региональной стабильности, безопасности и процветанию», — идет речь в заявлении Госдепартамента США.
Генсек НАТО Енс Столтенберг написал на Twitter: «Я приветствую позитивное голосование на македонском референдуме. Я призываю всех политических лидеров и партии сотрудничать конструктивно и ответственно, чтобы воспользоваться этой исторической возможностью. Двери НАТО открыты, но все национальные процедуры должны быть завершены».
Еврокомиссар по политике соседства Йоханнес Хан заявил, что голосование показало «широкую поддержку» соглашения с Грецией и приближение к европейским и евроатлантическим институциям, пишет издание Politico. «Теперь я ожидаю, что все политические лидеры отнесутся с уважением к этому решению и будут способствовать ему с крайней ответственностью и единством по партийным линиям, в интересах страны», — отметил он.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать результаты македонского референдума:
«БОЛЬШИНСТВО НЕ ГОТОВО СМИРИТЬСЯ С НОВЫМ НАЗВАНИЕМ СТРАНЫ»
Снежана ДЯЧЕНКО, младший аналитик Центра «Новая Европа»:
— Результат референдума отобразил двойственное отношение как общества, так и политических кругов Македонии к соглашению с Грецией относительно изменения названия страны. Невзирая на то, что население поддерживает вступление Македонии в НАТО и ЕС, большинство не готово пойти ради этого на уступки и смириться с новым названием страны «Республика Северная Македония».
Спор между Грецией и Македонией продолжается еще с 1991 года, когда последняя получила независимость (а вызревание его можно заметить еще в 1946-ом, когда наименование «Македония» было употреблено в названии новообразованной югославской республики). С тех пор Греция, протестуя против названия «Республика Македония», стала активно оппонировать вступлению государства в международные организации. Страна занимает северную территорию исторической области Македонии, южная часть которой, Эгейская Македония, находится в границах Греции, а восточная, Пиринская Македония, принадлежит Болгарии. Употребление в названии страны наименования «Македония», убеждены греки, служит потенциальным аргументом для территориальных претензий. С 1995 года между политическими кругами стран при посредничестве ООН велись переговоры относительно разрешения конфликта. Их успех был переменчивым, а в 2008 году Греция даже заблокировала заявление Македонии о вступлении в НАТО. Поэтому соглашение, подписанное 17 июня между правительствами обеих стран, кажется действительно амбициозным и историческим, поскольку обещает решить 27-летний спор. Но важно то, что как и в Греции, так и в Македонии общественная поддержка решения соглашения недостаточна, чтобы перевесить большинство.
— Как вы считаете, что воспрепятствовало тому, чтобы все-таки большее количество людей пришло на такое важное для страны голосование?
Во-первых, оппонентами референдума стали представители одной из наибольших политических сил страны Внутренней македонской революционной организации — Демократической партии македонского национального единства. В частности, президент страны неоднократно заявлял, что не одобряет соглашение между Грецией Македонией.
Во-вторых, изменение названия страны болезненно задевает национально-этнические сантименты македонцев. Самые пылкие противники даже отмечали, что новое название страны поднимет само существование македонского языка, культуры, истории. То есть изменение названия страны видится населением как изменение национальной идентичности. Другой аспект — суверенность и самоопределение — права, которые, убеждены оппоненты, нарушает соглашение между Грецией и Македонией. Македонцы неуклонно противятся изменению названия страны еще с 1991 года — для них этот вопрос высокой чувствительности и веса.
— Что скажете о влиянии России? Имела ли Москва влияние на результат и на то, чтобы большинство македонцев не пришли на голосование?
— О влияниях России собственно на результаты волеизъявления можно говорить только опосредствованно. Москва однозначно против расширения НАТО и не поддерживает вступление Македонии в Альянс, поскольку это ослабит российские позиции на Балканах. Однако прямого вмешательства в результаты референдума или ход агитационной кампании не зафиксировано. Некоторые эксперты допускают, что Москва могла способствовать распространению сообщений с призывом бойкотировать референдум в пространстве онлайн. Вместе с тем, известно, что российский олигарх и бывший член Государственной Думы России Иван Саввидис финансировал протестные группы в Македонии.
— Как будут развиваться события дальше? Насколько достоверно, что парламент поддержит переименование и насколько это важно для страны?
— Последующее решение о переименовании страны будет принимать парламент Македонии. Чтобы внести соответствующие конституционные изменения необходимо 2/3 голосов, то есть решение может быть принято не меньше, чем 80 парламентариями. Представители ВМРО-ДПМНЕ занимают 49 мест в парламенте, премьер Заев заверяет, что уже заручился поддержкой 73 депутатов. То есть последующие переговорные процессы между политиками будут проходить на высоком уровне напряжения, а результаты референдума вряд ли будут служить прочным аргументом «За».
Но македонский парламент — это не последняя инстанция для реализации соглашения. Если решение парламентариев будет в интересах конституционных изменений, договоренность должен ратифицировать и греческий парламент. Лидер коалиционной партии «Независимые греки» Панос Камменос в знак протеста против ратификации пригрозил уйти из правительства и разорвать коалицию. При таком раскладе в обеих странах чувствуется назревание досрочных парламентских выборов. Вероятность ратификации соглашения обоими парламентами сейчас видится шаткой.
В целом же, переименование страны важно для Македонии, прежде всего и в политическом и в экономическом, и в безопасностном смысле. Вступление в ЕС и НАТО запустит в Македонии процесс экономических и политических реформ (особенно актуальна антикоррупционная реформа), что, несомненно, приблизит страну к европейским стандартам, будет гарантировать населению права, которыми пользуются граждане ЕС (в частности относительно свободного передвижения) и увеличит возможности взаимовыгодного экономического сотрудничества государства с другими странами ЕС, особенно с Грецией. А вместе с тем, улучшит безопасностную ситуацию Западных Балкан.
«ПАРЛАМЕНТ ДОЛЖЕН ПОДДЕРЖАТЬ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ. ЭТО В ИНТЕРЕСАХ И МАКЕДОНИИ, И ЕВРОПЫ»
Павел ЖОВНИРЕНКО, политический аналитик, глава Правления Центра Стратегических Исследований:
— Явка всегда будет низкой, если людям не интересно и не проведена соответствующая информационная кампания. Возможно, для всех не был нормально понятен информационный месседж. Мне кажется, что проект решения, достигнутого в переговорах между Грецией и Прежней Югославской Республикой Македония, абсолютно нормален для Македонии. Название Северная Македония в принципе звучит даже как-то экстремально для македонских националистов в том плане, что эта независимая страна — только часть Большой Македонии, которая находится и на юге.
То есть в принципе можно было провести информационную кампанию. Насколько я осведомлен с теми событиями, какая-то кампания была, но это была больше кампания борьбы двух противоположных лагерей. Но нормальной, полноценной позитивной кампании, которая бы очень напоминала избирательную, не было.
Относительно влияния России на результат этого референдума, то я бы не переоценивал его. Тем более на таком большом расстоянии от России, ведь у нее нет общих границ с этой страной. Влияние могло бы быть весомым, допустим, в Сербии. А Македония сама откололась от Сербии в рамках распада Югославии. По моему мнению, там уже идет накладка того, что Россия делала перед этим на выборах в разных странах мира.
Относительно последующего развития событий, то парламент должен поддержать переименование. Это в интересах и Македонии, и Европы, потому что этот спор по поводу названия слишком затянулся. Это вредит будущему Македонии. Можно интерпретировать результаты референдума, как то, что большинство населения не проголосовали за изменение названия страны, но это уже будет манипуляция. Парламент имеет право принять решение, и он должен это сделать.
Наталья ПУШКАРУК, «День»
Выпуск газеты №:
№177, (2018)Section
День Планеты