Турецкий вопрос
Кто может быть в ЕС, а кто — нет, и почему?
Фриц БОЛКЕШТЕЙН принадлежит к тем европейцам, которые категорично выступают против дальнейшего расширения Европейского Союза. Экс-комиссар Еврокомиссии по международным рынкам Фриц Болкештейн утверждает в своей книге «Границы Европы», что расширение ЕС не должно охватывать Украину и Турцию, потому что это сделает Союз слишком размазанным, сведет его до простого таможенного объединения и выльется в его дезинтеграцию. «Мы не должны стыдиться признавать, что границы существуют», — подчеркивает он. Предлагаем вашему внимание его новые размышления по поводу будущего ЕС.
Через несколько дней, а именно 16-го декабря, в Стамбуле начнутся судебные слушания по делу Орхана Памука, одного из наиболее известных писателей Турции, обвиняемого в «оскорблении национальной идентичности» после того, как он начал открыто высказываться о турецком геноциде полутора миллионов армян в 1915 и 1916 годах. Памуку грозят три года тюрьмы. Попытки Турции наказать и лишить свободы тех, кто не поддерживает официальную точку зрения, убедили меня, что я был прав, когда высказывался против начала переговоров о вступлении страны в Евросоюз.
В декабре 1999 года Совет Европы придал Турции статус кандидата в члены ЕС, что означало присоединение Турции к Евросоюзу в будущем, без указания конкретной даты. Позже Совет Европы обратился в Еврокомиссию с просьбой решить к октябрю 2004, выполняются ли Турцией политические критерии присоединения к Союзу, включая демократию, верховенство закона и соблюдение прав этнических меньшинств. То решение было одним из последних, принятых Комиссией Романо Проди, членом которой я был. 29 человек из ее 30 членов сказали тогда, что Турция достаточно успешно выполняет все критерии для присоединения. Только я один высказался против.
Собственный доклад Комиссии по Турции, подготовленный Гюнтером Ферхойгеном, возглавившим затем расширение ЕС, сформировал окончательно мое решение. В докладе упоминалось, что в 2003 году просьбы о политическом убежище в ЕС прислали 21870 человек из Турции, и 2127 обращений было поддержано. Другими словами, руководство ЕС подтвердил в 2003 г., что правительство Турции преследовало более 2000 своих собственных граждан.
Тем не менее, Комиссия опубликовала очередной доклад, в котором утверждалось, что реформы продолжаются, хотя и меньшими темпами, и при умеренно- исламском правительстве премьер-министра Эрдогана. Но в докладе были представлены и все еще сохраняющиеся опасения по поводу продолжающихся нарушений прав человека, включая пытки, сохранение слишком сильного влияния военных, отсутствие настоящей свободы слова, дискриминацию религиозных немусульманских и культурных меньшинств, недостаточность действий за равноправие женщин.
Не так много изменилось после того, как в октябре этого года начались переговоры о вступлении. Помимо нынешнего преследования Памука, имеется много других фактов неприемлемых действий. В марте 2005 полиция силой разогнала демонстрацию, посвященную Международному женскому дню. В мае был запрещен крупнейший профсоюз учителей за поддержку обучения 14 миллионов турецких курдов на их родном языке.
Резкая нетерпимость проявляется даже в верхних эшелонах власти. Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль резко прервал недавнюю пресс-конференцию в Копенгагене, когда обнаружил в зале курдского журналиста, однако датчане отказались выдворить журналиста.
Такая позиция и действия однозначно свидетельствуют о правильности моего несогласия в октябре 2004. Однако даже если эти недостатки будут ликвидированы, Турция не может быть принята в ЕС, поскольку не является европейской страной. Христианство, феодализм, эпоха Возрождения и Просвещения, демократия и индустриализация сделали европейцев такими, какими мы есть, но не сделали этого с турками. Так что я не уверен, что реформы, осуществляемые в Турции под давлением Еврокомиссии, будут продолжены после присоединения. В действительности, я полагаю, произойдет обратное движение.
Более того, присоединение Турции неизбежно приведет к присоединению Украины, Беларуси, Молдовы и, возможно, Грузии, Армении и Азербайджана. Первые три из этих стран, вне сомнения, являются более европейскими, чем Турция. Даже оставляя вне Союза три кавказские республики, но включая преемников Югославии, в ЕС будет входить более 35 стран. И какого типа Союз мы будем иметь тогда?
ЕС является не просто клубом друзей. Он основан на свободе перемещения товаров, услуг, капитала и людей. Комиссия, как гарант всех соглашений Союза, должна обеспечивать эти четыре фундаментальных принципа свободы. Это означает, что она иногда должна советовать государствам — членам Союза, а в случае необходимости и заставлять их изменять свои законы. Алкогольная политика в Швеции, закон о Фольксвагене в Германии, а также дискриминационная политика Франции по отношению к иностранным инвестициям являются примерами случаев, сделавших Комиссию непопулярной. Однако соответствующие действия были необходимы.
К тому времени, когда я покидал Комиссию, уже имелось около 1500 случаев исправления законов. Короче говоря, членство в ЕС влечет за собой готовность принимать непопулярные меры, оказывающие глубокое влияние на внутренние дела государства.
Это может оказаться невозможным для некоторых государств. ЕС может стать жертвой того, что историк Пол Кеннеди назвал «имперским перенапряжением». ЕС может стать неприемлемо размытым. Именно поэтому бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен предупреждал, что включение Турции приведет к развалу ЕС, а бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт говорил: «Присоединение Турции превысит то, что ЕС может вынести…»
Однако самой главной причиной сопротивления приему Турции является принцип демократии: большинство населения ЕС просто не хочет этого.
Фриц БОЛКЕШТЕЙН — в 1999—2004 гг. входил в состав Еврокомиссии, также занимал пост министра обороны Голландии
Выпуск газеты №:
№230, (2005)Section
День Планеты