Туркменистан на пороге потрясений
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061222/4226-3-3.jpg)
Смерть бессменного лидера и руководителя Туркменистана Сапармурада Ниязова обозначила на карте бывшего Союза еще одну горячую точку. Авторитарное правление Туркменбаши фактически не оставило после него альтернативных лидеров и политических сил, которые смогли бы если не стать новым политическим локомотивом страны, то хотя бы продолжить его дело. Ряд экспертов неоднократно отмечали проблемы со здоровьем туркменского лидера. На протяжении последних лет Ниязова регулярно обследовали немецкие медики.
Состояние здоровья президента Туркменистана вызывало беспокойство, поскольку с начала 90-х годов ряд заболеваний, информация о которых просачивалась в прессу через жесткую государственную цензуру, уже давал поводы для пессимистических прогнозов. Так, известно, что в 1994 году Ниязову удаляли тромб на ноге, в 1997 году он перенес операцию на сердце, а в феврале 2000 года также проходил лечение, о котором открытой информации не имеется.
В феврале 2005 года Ниязов перенес операцию на левом глазу, проведенную группой немецких офтальмологов. К этому можно добавить проблему отложения солей в стопах ног, системный атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, хроническое нарушение кровообращения, атеросклероз сосудов нижних конечностей, энцефалопатию и тромботическую болезнь нижних конечностей, о которых можно судить на основании симптомов, о которых сообщало государственное информационное агентство «Туркмендовлетхабарлары». Фактически можно утверждать, что смерть Ниязова была спровоцирована прогрессировавшими сердечно- сосудистыми заболеваниями.
Смерть «отца туркменского народа» поставила на повестку дня вопрос о том, кто заменит Ниязова на посту главы государства. Жесткая внутренняя политика Туркменбаши не оставила практически ни одного лидера, способного претендовать на руководство страной. В Туркменистане практически отсутствует партийная система. Большинство партийных лидеров, как пишет оппозиционная пресса, попросту исчезали, равно как и государственные чиновники, которые слишком активно ратовали за собственную популяризацию среди населения.
Разговоры о возможной кончине Ниязова начались в июле 2006 года, когда президент Туркменистана делегировал полномочия о проведении переговоров на государственном уровне своему сыну Мураду. Следует отметить, что Мурад ранее уже был замечен в политической жизни Туркменистана, однако резкий старт политической карьеры Мурада был остановлен его отцом, который дистанциировал его от государственных дел и, по слухам, даже запретил ему жить в Туркменистане. Получив второе гражданство РФ, с 1993 года Мурад занимался бизнесом в Москве, погрузившись в строительство отелей, торговлю каракулем и хлопком, а также продажу туркменского газа. Там же он женился во второй раз на Виктории Гоголевой, уроженке Одессы. Тем не менее претендовать на президентский пост Мураду мешают сразу несколько вещей.
Во-первых, Мурад Ниязов не обладает такой харизмой и авторитаризмом, как его отец, что вряд ли позволит ему мирным путем получить этот пост. Во-вторых, за Мурадом тянется шлейф небольших скандалов, связанных с его беспорядочным образом жизни, как, например, проигрыш в испанском казино в 1998 году 12 миллионов долларов США.
В-третьих, имея экономический опыт, Мурад мало знаком с политикой и не имеет необходимой политической поддержки. Единственное, что может помочь ему в получении президентского кресла, — восточная традиция преемственности.
Еще меньше шансы у внебрачного сына Ниязова Бердымухаммедова, занимавшего должность вице-премьера страны. Факт внебрачных связей вряд ли даст «плюс» при всех преимуществах этого политика. Да и особой популярностью среди народа он не пользуется. Один из самых влиятельных людей — Реджеп Сапаров, зампред Народного Совета (Халк Маслахаты), — осужден самим Ниязовым и отбывает наказание. Все его «связи» также арестованы или уволены с занимаемых должностей, таким образом, он не имеет необходимой базы для баллотирования на пост президента.
Такая же участь постигла еще одного возможного кандидата на президентский пост — первого вице-премьера Курбанмурадова, который был репрессирован в мае 2005 года по делу «Туркменнефтегазторга». В этом смысле к первой половине лета 2005 года в стране не осталось ни одного возможного преемника, кроме Мурада Ниязова и оппозиционных лидеров в изгнании.
Оппозиционное движение Туркменистана сегодня представляет собой коалицию Объединенной демократической оппозиции Туркменистана, Республиканской партии, Движения «Ватан», которые объединились в 2003 году в единую организацию Союз Демократических сил Туркменистана (СДСТ). Между тем туркменская оппозиция не способна к объединению и не пользуется поддержкой бизнес-кругов.
Будущее Туркменистана видится по большей части в черных красках. Значительные ресурсы, которыми обладает Туркменистан, очевидно, вызовут ожесточенную борьбу за контроль над ними.
Однако отсутствие общенациональных лидеров приведет к ставке на децентрализацию страны и повышению роли региональных кланов в государственном управлении. При этом, очевидно, будут наблюдаться процессы, схожие с аналогичными в Афганистане — ставка на племенных лидеров и автономизация отдельных тейпов. Это, в свою очередь, может привести к вооруженным столкновениям и гражданской войне в Туркменистане. Наиболее очевидным выходом для местных лидеров станет либо федерализация страны, либо ее деление на несколько автономий.
Выпуск газеты №:
№226, (2006)Section
День Планеты