Перейти к основному содержанию

«Тяжеловес» возвращается, чтобы возглавить оппозицию

19 августа, 00:00

Следовательно, кажется, Россия уже рисует в своем воображении не только будущую Думу, но и будущего президента — масштабную, волевую фигуру, для которой возраст — не препятствие. Вполне возможно, что это просто — очередной миф. Но во всяком случае, он свидетельствует о развитии. Но, пока это доказывает только то, что Россия в очередной раз вступила в эпоху перемен, несмотря на то, желает этого или нет ее правящая элита.

Эти перемены заключаются, среди прочего, в том, что в России набрал достаточную силу круг номенклатуры, недовольной ни правящим режимом, ни перспективами радикально левого или радикально правого режима, но откровенно стремящейся к доминированию в Думе. Блок «Отечество — Вся Россия» именно поэтому смог сравнительно быстро сплотиться вокруг имен Лужкова, президента Татарстана Шаймиева и теперь Примакова — в отличие от попыток сплотиться правых, различные партии и блоки которых возглавляют Чубайс («Правое дело»), Кириенко («Новая сила»), Черномырдин («Наш дом — Россия»), в отличие от левых, часть которых (в частности, аграрии) решила блокироваться с Лужковым, а другая — продолжает делать хорошую мину при плохой игре. Лидер коммунистов Зюганов, например, уже заявил о разочаровании выбором Примакова. Причина очевидна — в таких условиях «Отечество — Вся Россия» будет отбирать голоса и в правом, и в левом лагере, в том числе и в компартии. Переговоры правых о возможном объединении, сообщает пресса, идут чрезвычайно тяжело, далеко не все хотят идти «под Чубайса», Черномырдин не желает никому отдавать своего лидерства в НДР и теряет последних симпатиков в обществе (большинство из них сейчас наверняка проголосует за блок Лужкова—Примакова), непонятно, какая роль в объединении правых отводится экс-премьеру Степашину. Кстати, французская «Монд» приводит слова Бориса Березовского: «Степашина сняли, потому что ему недоставало твердости, и внутренней силы, чтобы противодействовать оппозиции, в частности, управляемой Лужковым». Что же касается самого Лужкова, Березовский говорит: «Упаси нас Боже от его президентства». И утверждает, что именно этого «безответственного популиста» следует бояться больше всего.

Следовательно, в России создана некоммунистическая оппозиция Кремлю или так называемой «семье» — ближайшему окружению президента Ельцина. Оппозицию, разношерстную по своему составу, взглядам на жизнь и политику, социальной базе, стратегическим интересами. Вряд ли, например, местные бароны после выборов так легко согласятся на политику «жесткой руки Кремля», олицетворяемой Примаковым. Вряд ли амбиции Лужкова и Примакова будет легко свести воедино — очевидно, что московский мэр, чтобы он ни говорил, со временем все больше думает о своем президентстве, и Дума ему нужна именно как стартовый трамплин. Коалиция «Отечество — Вся Россия» вряд ли будет долговременной. Но свои 20% на выборах в Думу она возьмет, утверждают российские политологи. Правда, председатель центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков заявил, что вопрос об участии блока «Отечество — Вся Россия» в выборах в Государственную думу 19 декабря еще окончательно не решен.

Несмотря на это, уже сегодня данный блок — реальная сила, а его лидеры, очевидно, при любых обстоятельствах будут влиять и на украинско-российские отношения. Украине следовало бы быть готовой и к этому, а также к тому, что российские внутренние проблемы, в первую очередь связанные со сменой власти, обязательно повлияют и на украинскую жизнь. Что касается имперских аппетитов, в которых часто обвиняют тех, кто уже заявил о претензиях на Кремль, — то вопрос прежде всего в том, позволит ли, скажем, Киев им проявиться и будет ли позволять и в дальнейшем давить на себя.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать