«Украина должна удивлять креативными подходами и играть как одна национальная сборная»
Какой может быть внешняя политика Украины с новой властью и упомянутыми назначениями
«День» обратился к экс-главе комитета Верховной Рады по иностранным делам Анне ГОПКО с просьбой прокомментировать назначение на должности министра иностранных дел и вице-премьер-министра по европейской и евроатлантической интеграции, а также главы комитета внешней политики и межпарламентского сотрудничества и рассказать, какой может быть внешняя политика Украины с новой властью и упомянутыми назначениями.
«СТРАТЕГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕОККУПАЦИИ КРЫМА, ВОССТАНОВЛЕНИЯ МИРА, А ФАКТИЧЕСКИ И ДЛЯ ПОБЕДЫ НА ДОНБАССЕ»
— Фактически с марта у нас во внешней политике отсутствует субъектностно-проактивная позиция. Но и в настоящий момент после всех назначений не хватает четкого понимания, кто будет внешнеполитическим советником Президента, чтобы уже четко понимать, как будет происходить координация, кто будет иметь реальный доступ к Президенту постоянно, чтобы позиция Офиса президента, МИД и парламента с правительством была скоординирована.
Но ключевой вопрос — это стратегия внешнеполитическая. Потому что в последнее время мы видели немного реактивные шаги, а теперь нужно переходить в наступление, использовать ту дипломатическую мощь, которая была длительное время наработана после Революции Достоинства в вопросах содержания санкций и международной антипутинской коалиции. Потому что мы видим много уже таких шагов, как возвращение России в ПАСЕ, как некоторые попытки наших партнеров вернуть Россию в «Большую восьмерку». Это тревожные сигналы, где мы четко должны осознать, что наша внешняя политика должна быть прагматичной и достаточно скоординированной в этот переходный период. А времени на адаптацию фактически нет.
От министра иностранных дел ждут первых кадровых назначений, первого заместителя, который будет координировать деятельность Верховной Рады, а это два профильных комитета: внешней политики и межпарламентского сотрудничества вместе с евроинтеграционным.
Думаю, что очень важно в обоих этих комитетах провести первое оперативное заседание с определением топ-приоритетов и распределением задач между парламентской дипломатией и правительственной и Президентом, скоординировать визиты, которые будут проходить у Президента, в сентябре в Нью-Йорк на Генасамблею ООН, в октябре в страны Балтии, а также правительственные визиты. Но очень важным является понимание стратегии.
Ведь стратегия должна быть не только для деоккупации Крыма, восстановления мира, а фактически для победы на Донбассе. Увидев, как голосовались предыдущие решения в новой Верховной Раде, нужно иметь площадку, которой была Минская платформа в 8-ом созыве, чтобы информировать парламентариев о том, что происходит на дипломатических встречах в «нормандском» формате, чтобы понимать, какой является очередность, в частности тактических шагов урегулирования конфликта. Потому что создается впечатление, что у Украины проявляется готовность идти на какой-то компромисс. Очевидно, что нужен формат, когда парламентарии от других фракций за исключением, наверное, 5-й колонны, но от «Голоса», Есу и «Батьківщини» имели возможность услышать, о чем договариваются в «нормандском» формате и трехсторонней контактной группе.
Кроме того, очевидно, что парламентариям нужно сделать акценты на парламентской ассамблее Совета Европы и координировать действия со странами Балтии, Польшей, которые пошли против решения вернуть российскую делегацию в зал Ассамблеи без выполнения каких-либо условий.
Конечно, много во внешней политике будет зависеть именно от способности внутренних преобразований. Насколько Украина будет показывать, что процессы реформ, особенно судебной ветви власти, верховенства права являются не просто обещанием, а действительно становятся реальностью. Потому что чем больше будет восстанавливаться доверие к Украине и к намерениям инвестировать, тем больше будет заинтересованность наших ключевых стратегических партнеров, которые имеют статус геополитических игроков, нам помогать, а не толкать на какие-то болезненные компромиссы или на какой-то слив Украины или на какой-то сценарий, где за наш счет решался бы вопрос Донбасса.
Чрезвычайно важным остается назначение послов в ключевых столицах, особенно, кто станет украинским послом в США. Важно, чтобы этот вопрос не затягивался и чтобы мы увидели не любительскую дипломатию, а профессиональную.
Уже в настоящий момент время определенности во внешнеполитической деятельности по многим ключевым вопросам. Даже в таком вопросе, как кто для нас Китай, какую нам проводить политику относительно Поднебесной. Дальше вопрос Беларуси и относительно существующих вызовов.
Очень важно, чтобы в дипломатии не было разделения на дипломатов «порохобооів» и «новых». Потому что складывается впечатление, общаясь с разными дипломатами, они сотрудничали с Порошенко, значит, понимаете, мы не можем их в настоящий момент привлекать и в трехстороннюю контактную группу в Минске и как советников, и даже с ними встречаться и слушать их советы.
Когда мы воюем с таким врагом, у которого дипломатия и внешняя политика, дипломатические инструменты всегда были очень агрессивно настроены, то как мы можем себе набирать любителей.
А за пять лет накопили такой опыт на психотипах Суркова, немцев, французов, и этих капканов, где нас хотят развести, в том числе западные партнеры, чтобы быстрее закрыть тему и вернуться к бизнесу, как обычно.
Поэтому, мне кажется, была ваша в газете «День» статья, где писалось о «долговой» дипломатии и многих других делах, так мы должны понимать, что мир динамично меняется, и Украина должна тоже удивлять постоянными креативными подходами и играть как одна национальная сборная.
Нужно перестать разводить внутренние дрязги, а фокусироваться на том, что есть профессиональные дипломаты, которые знают лучше современные технологии. Не нужно в дипломатии снимать очередные серии «Слуги народа». Потому что любительская дипломатия в эпоху геополитической турбулентности, когда ценности в настоящий момент отодвигают ключевые страны, на которые мы опирались, а начинают больше говорить об экономических интересах, когда внешняя политика становится больше практической, то, очевидно, мы должны говорить о тех дипломатических методах, где будет сочетание профессиональности, опытности и зрелости с новейшими технологиями и креативом. Это одна из возможностей победы.
Дмитрий КУЛЕБА, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции
Кулебе — 38 лет. Родился в Сумах. Дипломат и специалист по коммуникациям, представитель Украины при Совете Европы.
Выпускник Киевского института международных отношений, работает в структуре МИД с 2003 года. В 2013 году ушел с государственной службы и возглавил благотворительную организацию Фонд культурной дипломатии UART.
Весной 2014 года получил приглашение вернуться в МИД на должность посла по особым поручениям, где возглавил информационное направление. Именно тогда благодаря Дмитрию в министерстве появилось направление «Культурная дипломатия».
С 2016 года указом президента Петра Порошенко был переведен на посольскую должность в Страсбург.
Медийно активен, в том числе известен благодаря публичному продвижению инициатив, связанных с защитой прав человека в аннексированном Крыму, а также поддержке работы украинской делегации в ПАСЕ. Из-за своей активной работы в Страсбурге имеет хорошие отношения с европейскими дипломатическими кругами.
Кулеба продолжает дипломатическую династию. Его отец — один из опытнейших дипломатов, был послом в Египте, Чехии. В настоящий момент занимает пост чрезвычайного и полномочного посла в республике Казахстан.
В 2018 году Дмитрий Кулеба написал книгу «Війна за реальність. Як перемагати у світі фейків, правд і спільнот», где в том числе поделился своим опытом в противодействии российской информационной агрессии.
Вадим ПРИСТАЙКО, министр иностранных дел
Пристайко — 49 лет. Родился в Килие Одесской области. Совмещал должности представителя Украины при НАТО и заместителя главы ОПУ.
По образованию — специалист по информационным технологиям (КПИ), по специальности — карьерный дипломат. Работает в сфере международных отношений с 1993 года. В структуре МИД с 1997 года.
В 2014-2017 годах работал заместителем, первым заместителем министра, а также руководителем аппарата МИД в команде Павла Климкина. Имеет опыт работы послом Украины в Канаде (2012-2014) и главой миссии Украины при НАТО (с 2017 года и доныне).
В дипломатическом сообществе известен как убежденный евроатлантист, занимается тематикой НАТО по меньшей мере с 2007 года, когда работал в профильном департаменте МИД.
Пристайко не был частью Зе!команды во время кампании, однако после победы Владимира Зеленского на выборах помогал его команде готовиться к международным переговорам, в частности в контактах с генсеком НАТО Енсом Столтенбергом — их первый разговор состоялся в ночь после выборов.
Впоследствии получил официальное приглашение приобщиться к команде Зеленского.
Его назначение заместителем главы АП (а затем ОПУ) стало одним из тех, которые вызвали однозначное одобрение международных партнеров, для которых оно свидетельствует о сохранении курса Украины на ЕС и НАТО.
Несмотря на опыт работы на наивысших должностях в дипломатической службе, а также двукратный опыт руководства посольством, Пристайко до сих пор не имеет дипломатического ранга чрезвычайного и полномочного посла.
Выпуск газеты №:
№158, (2019)Section
День Планеты