Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украина представляет для НАТО большую ценность, чем некоторые новые члены»,—

такое мнение услышал в США Владимир ЕЛЬЧЕНКО
18 марта, 00:00
«Отношения Украины и Соединенных Штатов возвращаются к тому состоянию, которое было им присуще до возникновения известных проблем»,— отметил в интервью «Дню» первый заместитель министра иностранных дел Владимир Ельченко. На прошлой неделе (9 — 11 марта) в Вашингтоне состоялись украинско-американские консультации по вопросам внешней политики и безопасности. Украинскую делегацию на переговорах возглавлял Владимир Ельченко, американскую — второй заместитель госсекретаря Стивен Пайфер. Впервые такие консультации состоялись в 1996 году. С тех пор представители Украины и США встречаются дважды в год. «Я бы даже сказал, что ни с одной другой страной, кроме, возможно, России, не обсуждается такой широкий круг вопросов, как с американцами», — подчеркнул господин Ельченко. Коротко о поднимавшихся вопросах: нераспространение и экспортный контроль; ближневосточная проблематика; вопросы борьбы с торговлей людьми; ситуация в Грузии и Молдове (Приднестровье); реализация проектов ГУУАМ; отношения с Россией и Беларусью... Каких изменений следует ждать Киеву и Вашингтону? Об этом в интервью Владимира ЕЛЬЧЕНКО.

— Какие настроения преобладают сейчас в администрации США в вопросе повышения уровня отношений между Украиной и НАТО?

— Соединенные Штаты проявили значительный интерес к выполнению Киевом Целевого плана Украина — НАТО. Было заявлено, что состояние выполнения этого плана удовлетворяет как Вашингтон, так и других партнеров. Констатируя прогресс в выполнении Украиной положений в трех главных областях сотрудничества с НАТО (военная реформа, экономические преобразования, политическая реформа), в США считают, что некоторые вещи мы можем выполнять быстрее, если хотим ускорить процесс сближения с НАТО. На что я ответил: мы не делаем эту реформу только ради того, чтобы получить приглашение на Стамбульский саммит или вступить в НАТО на пять лет раньше, чем это реально. Мы делаем это постепенно, но для достижения эффективных результатов.

Сегодня «украинский вопрос» не является приоритетом для НАТО не потому, что уменьшилось внимание к Киеву, а потому, что до Стамбульского саммита нужно решить множество проблем, связанных со вступлением новых членов. Поэтому нас заверили в том, что вопрос повышения сотрудничества с НАТО не следует драматизировать. Нам также сообщили, что Украина получит необходимые сигналы, как только будет завершена подготовка к Стамбульскому саммиту. Американцы считают, что после саммита отношения между Украиной и НАТО должны оживиться. В первую очередь потому, что будет больше уделяться внимания «украинскому вопросу» после расширения НАТО.

— Многие эксперты называют участие Украины в стабилизации Ирака одним из козырей интеграции в НАТО. Украинские миротворцы получают очень высокие оценки со стороны правительств других стран, международных организаций. В то же время политики из левого лагеря начали призывать к возвращению военных из Ирака в Украину. Подобные тенденции происходят на международной арене. Например, новое испанское правительство заявило, что их войска могут быть выведены из Ирака до 30 июня. Стоит ли такой вопрос на повестке дня в Украине?

— Такой вопрос не стоит и не ставился. То, что он поднимается в Верховной Раде, — неудивительно: поднимают его именно те, кто голосовал против одобрения этого решения. Они имеют право на свою позицию. Не думаю, что ситуация в Испании повлияет на официальную позицию Украины. Хотел бы указать на некоторые оценки американской стороны относительно участия украинцев в стабилизационных силах. Если раньше мы слышали слова благодарности со стороны США только за то, что мы отправили свой контингент, то теперь уже отмечаются конкретные результаты работы миротворцев. По оценке американской стороны, ситуация в нашем секторе одна из самых безопасных, если сравнивать с другими. В Вашингтоне утверждают: это не потому, что сам сектор более спокойный, чем Багдад или южная часть Ирака, а потому, что украинский контингент смог наладить нормальное сотрудничество с местным населением, с местными властями, с духовными лидерами. Миротворцы осуществляют конкретные проекты, привлекая к работе местный персонал. Люди в этой части Ирака видят, что пребывание украинского контингента приносит им позитивные результаты — улучшение условий жизни, повышение уровня безопасности. Поэтому в такой ситуации даже ставить вопрос о выводе нашего контингента из Ирака было бы неразумно. Передача власти Ираку после 30 июня, конечно, может изменить ситуацию. Но высокие представители США уже озвучили заявления о том, что военное присутствие останется в Ираке на определенное время после этого. Сам процесс передачи займет определенное время. Я абсолютно уверен, что в ближайшее время вопрос о выводе украинского контингента не возникнет.

— Во время предвыборной кампании в Украине политики, очевидно, попытаются заработать на этом вопросе дивиденды в виде дополнительных процентов поддержки электората...

— Это обычная политическая борьба. Наверняка она будет. Я уверен, что левые будут продолжать настаивать на выводе контингента. Но есть четкое законодательство Украины, есть одобренное парламентом решение, подписанное Президентом. Будет ли ставиться этот вопрос на обсуждение в Верховной Раде? Увидим. Большинство депутатов продолжает поддерживать участие нашего контингента в силах стабилизации. В Вашингтоне, кстати, услышал мнение, что пример взаимодействия нашего контингента с контингентами стран НАТО показывает: Украина представляет большую ценность для Альянса, чем некоторые страны, которые вскоре станут его членами.

— Как настроены сейчас в США относительно предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой?

— Настроены положительно. Я думаю, что этот вопрос будет решаться по мере приближения Украины к вступлению во Всемирную торговую организацию. Во всяком случае американцы связывают эти вопросы. Они согласны с тем, что есть значительный прогресс в процессе продвижения Украины к ВТО. Но существуют некоторые известные всем законопроекты, которые должны быть одобрены Верховной Радой. В первую очередь это касается проблем с интеллектуальной собственностью. Соответствующий законопроект не прошел одобрения, что является одним из препятствий на пути ускорения Соединенными Штатами решения этих вопросов. Они будут глубоко обсуждаться в апреле на заседании украинско-американского экономического комитета. После этого можно будет говорить о сроках признания Соединенными Штатами за Украиной статуса страны с рыночной экономикой или подписания двухстороннего протокола по ВТО. Я думаю, что это произойдет до конца 2004 года.

— То есть проблема лежит в законодательной плоскости и никак не связана с политической мотивацией?

— Политика, разумеется, будет присутствовать, но я не говорил бы, что она будет определяющей. Подождем официального начала президентской кампании в Украине. Пока что не стоит связывать вопрос экономического сотрудничества с тем, как будут готовиться выборы.

— На переговорах, очевидно, не могло не говориться о выборах в США. На чем акцентировалось внимание?

— Американские представители говорили практически одно: борьба на президентских выборах в США будет ожесточенной. Также напомнили, что приблизительно с начала лета все вопросы, кроме, собственно, выборов, отойдут на второй план. (Это происходит традиционно в год американских выборов). Это коснется и внешней политики, а значит — и украинско-американских отношений. Мы констатировали, что в наших интересах за еще остающиеся два- три месяца решить наиболее актуальные проблемные вопросы двухсторонних отношений.

— Не так давно в «Нью-Йорк Таймс» вышла публикация, автором которой была бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Она, в частности, упрекала администрацию Буша в низком уровне внимания к Украине. Вы разделяете подобную критику?

— Бывший государственный секретарь США имеет право на собственное мнение. Количество визитов представителей Штатов не уменьшилось, другое дело, что меньше контактов на высшем и высоком уровнях. Но мы все знаем, почему это произошло. Этот период мы пережили и сегодня мы возобновляем нормальный диалог. Состоялась короткая встреча президента Джорджа Буша с Леонидом Кучмой. 24 — 25 марта мы ожидаем прибытия в Киев заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа. Также договорились, что в период между визитом господина Армитиджа и Стамбульским саммитом состоится поездка министра иностранных дел Украины Константина Грищенко в США — приблизительно в мае. Вашингтон готов обеспечить серьезную и высокую программу этого визита. Так что количество контактов не уменьшается, а уровень постепенно возрастает.

— В каком контексте на переговорах говорилось о президентских выборах в Украине?

— США повторили свою позицию о том, что они хотели бы видеть выборы прозрачными и демократическими. На что я ответил: на сегодня нет никаких оснований для сомнений. Нужно дождаться начала президентской кампании и тогда делать выводы.

— Некоторые украинские политики часто называют призывы Белого дома к прозрачности на выборах вмешательством во внутренние дела государства. Вы такое вмешательство заметили?

— Нет. США подчеркнули, что не собираются становиться ни на чью сторону — оппозиционного или пропрезидентского кандидата. В Вашингтоне утверждают, что для них главное — сам процесс выборов: президент должен быть избран демократическим путем. Думаю, что таким заявлениям нужно верить. Во всяком случае оснований для обратной реакции не было.

— На днях в Украину прибыла группа американских экспертов для изучения проблемы ликвидации твердого ракетного топлива в Павлограде. Можно ли считать, что решение этого вопроса сдвинулось с мертвой точки?

— Очень на это надеюсь. Поскольку Павлоград был одним из главных вопросов, поднимавшихся в Вашингтоне. Для нас абсолютно неприемлемо, когда США фактически отказываются от своих обязательств. С экологической точки зрения уровень риска чрезвычайно высок. Любые альтернативные проекты неприемлемы — будь то сжигание или уничтожение взрывом. Можно применить такие способы для ликвидации одной-двух тонн твердого ракетного топлива, но если взять его общее количество, то это экологически просто неприемлемо. Так же это невозможно с точки зрения существующих законодательных норм в Украине. Невозможно и по географическим причинам: аргументы в пользу того, что, мол, такая ликвидация успешно осуществляется в России, не совсем уместны. Украина — не Россия: у нас нет таких пространств. Мы договорились дождаться экспертов. Очень рад, что они приехали, потому что даже неоднократное откладывание их визита воспринималось как нежелание сотрудничать в этом плане. Американские эксперты должны еще раз изучить наши предложения, предложить свое видение. Но хочу подчеркнуть, что ни один способ, кроме гидроразмыва, не является приемлемым.

— Говорилось ли на переговорах об участии украинских компаний в восстановлении Ирака?

— Безусловно. Мы призывали США к более активной позиции по привлечению Украины к экономическим проектам в Ираке. В первую очередь речь шла о восстановлении аэропорта в Аль-Куте. Нас заверили, что этот проект находится в списках приоритетных вопросов. Но не на общеиракском, а на местном уровне. На сегодня американцы ожидают от нас конкретной документации по этому проекту. Наше посольство в Багдаде этот проект уже готовит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать