Украинским политикам важно усвоить уроки Тбилиси,
убежден депутат Сергей ШЕВЧУК
— Многие масс-медиа сообщают, что Грузия на грани гражданской войны. Грузинская оппозиция проводит многолюдные протесты, на улицах — бронетранспортеры. Как вы считаете, отдаст ли под давлением этих событий президент Шеварднадзе власть?
— Никто и никогда власть не хочет отдавать. Но нужно побеждать цивилизованными методами. Формально власть может остаться у действующего президента еще на год — до выборов, но «де-факто» регионы будут демонстрировать дерзкое неповиновение. Такие же открытые оппозиционные действия будут предпринимать и как минимум пять-шесть партий оппозиции, которые надеялись победить на честных демократических выборах. Эту победу, как им кажется, у них отняли… Таким образом, прежде всего сам Шеварднадзе окажется во внутренней эмиграции, преимущественно в своей загородной резиденции. Хотя наиболее безопасное место для него в Грузии будет на агитационных плакатах, где старейший постсоветский политик совсем не будет слышен и там еще люди будут его терпеть.
— Процесс выборов можно разделить на три этапа. Первый подготовительный — составление избирательных списков. Второй — собственно голосование, которое должно быть демократическим и свободным. И третий этап — подсчет голосов. Если проанализировать события в Грузии, то на каком этапе произошли те нарушения, которые привели к такому обострению ситуации?
— Международные наблюдатели отметили целый ряд недостатков. В частности, это касается первого этапа подготовки к выборам. В первую очередь, закон о выборах был сформирован грузинским парламентом в спешке и принят за очень короткое время, собственно, перед выборами. И хотя парламентарии стремились извлечь уроки из предыдущих выборов, которые были признаны недемократическими, сделать хоть шаг к цивилизованному волеизъявлению граждан, принятый грузинским парламентом избирательный кодекс стал далеко не идеальным законодательным актом.
— Известно, что очень большое влияние на избирательный процесс в Грузии имели западные международные организации, которые давали советы, как все сделать лучше…
— Хочу откровенно сказать, что все эти советы оказались малоэффективными. Что я имею в виду? Американский дипломат Бейкер предложил схему, которая так и называется в Грузии «формула Бейкера по формированию состава избирательных комиссий», где власть должны представлять пять человек, а оппозиционные партии — от одного до трех. А вышло так, что в сумме представители действующего президента Грузии получили подавляющее количество голосов в избирательных комиссиях. Это, разумеется, сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии событий.
Второй совет был следующий. Поручить составить списки избирателей одной международной организации за довольно значительные средства (суммы называются разные — от двух до четырех миллионов долларов). И грузинская сторона на это предложение согласилась. Обещанные «совершенные» списки, которые составили умельцы из международной организации, были настолько неправдивыми, что возник вопрос: что же пресловутые советники все это время делали и куда делись деньги? Оправдание было таким: дескать, отсутствуют компьютеры, несовершенные программы и сами грузины не умеют пользоваться предоставленным программным продуктом. Вот такой оказался результат… И снова, в спешном порядке избирательные комиссии начали за месяц до выборов готовить новые списки избирателей! Работа не была доведена до конца и в результате в некоторых участках до 10%, а кое-где и до 20% граждан не были включены в списки. А в день голосования грузинский избирательный закон запрещает составлять дополнительные списки. Все это вызвало огромное возмущение грузин. Извините за прямоту, но представьте людей, которые спустились с гор, чтобы проголосовать за своего кандидата или какую-то политическую силу, а их выталкивают за двери, потому что не находят их фамилий в списках…
— Сообщалось также об определенных метках, которые наносились на руки избирателей, чтобы избежать повторных голосований...
— Представьте, это тоже «изобретение» западных советников — так называемое маркирование. Что это значит? Это значит, что всем, кто приходил на избирательные участки (даже пусть это и сам Шеварднадзе!) нужно было ставить метку на большом пальце правой руки. К тому же, специальным устройством просвечивали руку ультрафиолетовыми лучами, чтобы метка — если она есть — светилась. Приспособления для нанесения этих меток были розданы во все комиссии, дескать, это не позволит никому голосовать повторно на других участках... Кстати, священники в регионах напомнили слова из Библии, что сатана метит неверных людей. Поэтому во многих селах пожилые люди вообще не пришли: зачем им себя метить, если это — грех? Но ведь известно, старшее поколение — это традиционный процент электората, который, по обыкновению, стойко приходит на выборные участки.
— И как, «клеймо избирателя» сработало?
— Возможно, в Косово этот вариант и был необходим, однако, во- первых, Грузия — не Косово, там нет гражданской войны и это было унижение самой Грузии как государства. А во-вторых, грузины, как и все люди на постсоветском пространстве, очень склонны к изобретательности. Поэтому уже через час они снова приходили уже со смытыми метками (они быстро нашли способ их смывать!) и все это очень смахивало на карикатуру.
— Был ли задействован в голосовании так называемый «скрытый резерв» — такие силы как армия и полиция?
— Я был свидетелем того, как в городе Мсцхета на одном участке — из всех 650 человек, которые пришли в день голосования и проголосовали, треть была приведена строем и строем же команда полицейских проголосовала. Конечно, наблюдатели могли догадываться за кого… Хотя сам день голосования проходил более-менее нормально. Мы ездили с семи утра до десяти вечера по участкам разных регионов Грузии и видели, что происходило. Стоит отметить и некоторые действительно интересные вещи, которые можно было бы ввести и у нас, например, прозрачные урны для голосования. Поэтому нельзя было массово вбрасывать бюллетени. К тому же и прорезь в урне была такой, что пропускала только один конверт.
— Что же произошло во время подсчета голосов? Ведь именно на этом этапе произошли изменения с определением лидеров?
— Как известно, первые же итоги в первые дни после голосования показали, что лидирует блок Михаила Саакашвили — лидера националистов, далее — блок «Демократы — Бурджанадзе» и третье место у партии власти «За новую Грузию». Сегодня мы слышим совсем другое: первой идет партия власти, второй — пророссийский блок от Аджарии (автономный округ, где, как в советские времена, почти все население проголосовало за своего лидера). Итак, сначала по сумме голосов выходило, что побеждала оппозиция, которая, имея большинство в парламенте, могла бы избрать своего спикера и таким образом руководить в парламенте. А сегодня партия власти, блок аджарцев и еще группа промышленников, которые также присоединяются к Шеварднадзе, получат численное преимущество. Это вызывает справедливое возмущение демократических сил Грузии, которые выходят на улице и протестуют.
— Чем, на ваш взгляд, это может закончиться?
— Сложно прогнозировать, во что это может вылиться уже завтра. Честно говоря, зная вспыльчивый характер этой нации, и видя многие факты фальсификации, а также учитывая тяжелое экономическое положение в стране, низкий жизненный уровень ее граждан — не думаю, что акции протеста в Грузии завершатся так быстро, как это было в Азербайджане. Мне кажется, к сожалению, что грузинское общество еще будет определенное время резонировать от своих так неудачно проведенных выборов. Для нас же важно, усвоят ли уроки Грузии украинские политики накануне выборов президента нашего государства? Ведь мы убедились, что якобы малые нарушения и едва заметные отклонения от демократического волеизъявления граждан на выборах порождают позже большие общественные возмущения.
Выпуск газеты №:
№212, (2003)Section
День Планеты