Перейти к основному содержанию

Украинский кризис на четверых

Брюссель приглашают к переговорам между Вашингтоном, Москвой и Киевом
09 апреля, 12:11
ФОТО РЕЙТЕР

Позавчера госсекретарь США Джон Керри вышел с новой инициативой для деэскалации ситуации в отношениях между Украиной и Россией. Как сообщила официальный представитель госдепартамента США Джен Псаки, госсекретарь США Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров обсудили возможность проведения на протяжении ближайших 10 дней прямых переговоров между США, Россией, ЕС и Украиной по вопросу поиска мирного решения украинского кризиса. По ее словам, ныне проходит обсуждение сроков и повестки дня этой встречи. Вместе с тем госпожа Псаки отметила, что госсекретарь США Джон Керри дал понять, что любые последующие попытки России дестабилизировать ситуацию в Украине принесут дополнительные потери для России. Более того, прибавила представительница Госдепартамента, в США хорошо понимают, что за нынешними событиями на юго-востоке Украины прослеживается российское вмешательство.

Кроме того, глава американского внешнеполитического ведомства «призвал Россию публично объявить о непричастности к действиям сепаратистов и провокаторов (в Украине), а также призвал к разрядке и диалогу. Он дал понять, что любые последующие попытки России дестабилизировать ситуацию в Украине будут иметь свою цену», — подчеркнула Псаки.

Со своей стороны глава российского МИДа Сергей Лавров отметил «важность реального диалога о федеральном строе Украины и закреплении ее внеблокового статуса, а также неотложной необходимости, особенно в условиях нарастающих протестных выступлений на юго-востоке Украины, глубокой и транспарентной конституционной реформы с полноценным участием всех политических сил и регионов».

Вчера глава украинского МИДа Андрей Дещица, в своем втором разговоре с российским коллегой в контексте обострения пророссийскими силами ситуации в отдельных городах на Востоке Украины «заявил о недопустимости внешнего вмешательства в дела Украины». Он также призвал «российскую сторону обеспечить выполнение предыдущих договоренностей о деэскалации опасной ситуации вокруг украинских границ».

«День» обратился к экс-послу Украины в США Олегу ШАМШУРУ с просьбой прокомментировать заявления госдепартамента США об организации переговоров между Украиной, Россией, США и ЕС.

«ЛУЧШЕ ПЕРЕГОВОРЫ, ЧЕМ ОБМЕН ВЫСТРЕЛАМИ»

— Априори, лучше переговоры, чем обмен выстрелами. Если посмотреть на то, что сказала представительница госдепартамента, озвучивая это заявление, хорошо, что Соединенные Штаты реалистично оценивают обстановку, которая сейчас сложилась в Украине, вокруг Украины и в частности относительно беспорядков, которые имели место в трех областях востока Украины. Вместе с тем очень важно понимать и реалистично оценивать, с чем стороны идут на переговоры. И здесь у меня лично подозрение вызывает возможная позиция России. Я думаю, что, скорее всего, россияне на этих переговорах опять предъявят пакет фактически требований к Украине, начиная с федерализации, которые они или некоторые украинские политики озвучивали в последнее время. Иначе как вмешательством во внутренние дела Украины, желанием так или иначе определять судьбу Украины с Кремля, я эти требования со стороны России не могу охарактеризовать. Поэтому очень важно не дать России, исходя из опыта их участия в международных переговорах такого типа, затянуть время для того, чтобы оттянуть возможное применение против России санкций со стороны международного сообщества нового уровня. То есть важны не переговоры ради переговоров, а ради результата. Вместе с тем мне ныне достаточно трудно представить, что может быть предметом этих переговоров, особенно учитывая позицию России. Но в то же время важно, чтобы мы не дали международному сообществу забыть о том, что Украина стала жертвой агрессии со стороны России. То есть Россия остается страной агрессором. Крым и в дальнейшем остается временно оккупированной территорией Украины. И с другой стороны, мы должны также помнить, что сейчас у нас в Украине — уникальная ситуация для того, чтобы в целом перезагрузить страну, систему управления и вместе с тем выработать новую парадигму наших отношений с Россией. Эти отношения до сих пор базировались или по принципу второсортности, или на цинично-прагматичном подходе наших элит к развитию отношений с Россией. Здесь важно, чтобы эта парадигма была реалистичной и об этом не нужно забывать.

Кстати, Джен Псаки отметила, что госсекретарь США «призвал Россию публично объявить о непричастности к действиям сепаратистов и провокаторов (в Украине), а также призвал к разрядке и диалогу». А со стороны российского МИДа прозвучало заявление, что 150 американских наемников, одетые в форму «Сокола», будут помогать наводить порядок в восточных областях. Как бы вы прокомментировали это?

— Думаю, что заявление Керри абсолютно правильное. Я бы даже сказал, что этот призыв риторический. Потому что, вряд ли, мы можем ожидать от России заявления об отмежевании от этих действий и как раз заявление России об американских наемниках свидетельствует о том, что вряд ли Россия идет с желанием действительно урегулировать ситуацию. И у меня есть очень серьезные сомнения относительно этого.

«ЕСЛИ ЕВРОПА ДАЖЕ НЕПРЯМО ГОТОВА ПРИНЯТЬ НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СО СТОРОНЫ РОССИИ, ТО ЭТО СОЗДАЕТ ОЧЕНЬ ОПАСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ»

А что вы можете сказать о привлечении еще и ЕС к организации переговоров между Украиной и Россией?

— Если мы говорим об эффективном давлении на Россию, то оно должно быть скоординировано между Европой и США.

А как, кстати, вы расцениваете заявления и Штайнмаера, и евродепутата Брока, которые не видят Украину в НАТО, и это совпадает с одним из требований российского ультиматума о закреплении внеблокового статуса нашей страны в Конституции?

— Если говорить о шансах или результатах переговоров, то они не очень высоки именно из-за позиции России. Но, с другой стороны, у меня лично вызывают обеспокоенность те заявления, которые звучат со стороны европейских дипломатов и политиков. То есть если Европа даже не прямо готова принять или удовлетворить некоторые требования со стороны России, то это создает очень опасный прецедент. Что опасно для Украины, то и опасно для всей безопасности в Европе. Фактически она уничтожена, и такие заявления только в интересах России. То есть закрепляют ее положение как страны, которая может произвольно определять судьбу стран, хотя и более слабых и зависимых в той или иной степени от нее, которые находятся вокруг России, или которые она рассматривает как часть зоны своих интересов. Очень важно, чтобы Украина однозначно отбросила попытки сделать ее частью нового русского мира или зоны влияния России.

На одной из конференций в прошлую пятницу украинский эксперт заявил, что ныне для Украины переговоры — это возможность получения передышки. Потому что любые договоренности Россия может нарушить в любой момент. Что скажете?

— Со своей стороны Россия может использовать эти переговоры для того, чтобы затянуть в процесс другие стороны, затянуть время, оттянуть применение санкций, тривиализировать ситуацию в Крыму, чтобы все международные субъекты уже согласились де-факто с тем, что Крым потерян для Украины. А возможно, в худшем случае, просто выиграть время и между тем подготовить новую волну беспорядков на востоке и использовать это. Понятно, будем надеяться на лучшее, что очередная попытка не имеет шансов на успех. Но это не значит, что Россия откажется от попыток в дальнейшем.

«НЫНЕ НУЖЕН ОТКРОВЕННЫЙ ДИАЛОГ С ОБЩЕСТВОМ ОБ ОШИБОЧНОСТИ ВНЕБЛОКОВОГО ВЫБОРА»

Что скажете о роли НАТО в данной ситуации? Не должен ли Альянс больше делать для повышения безопасности Украины, ее вооруженных и других силовых структур, оказывать финансовую помощь?

— Я считаю, что ныне по тем или иным политическим соображениям несвоевременно затрагивать вопрос о вступлении в НАТО. Во-первых, сейчас есть хорошая возможность, чтобы начать диалог с обществом об участии Украины в этой коллективной системе безопасности. Во-вторых, нужно, безусловно, сейчас активизировать сотрудничество с НАТО, в том числе по военной линии, в частности в отношении предоставления технической помощи, а также поставки оружия. Очевидно, что Украина нуждается в этой помощи. И именно сейчас необходимо активизировать военно-техническое сотрудничество. Потому что ситуация в наших отношениях с Россией сложная ввиду агрессивных намерений России.

Не целесообразно ли, по вашему мнению, провести 25 мая заодно референдум о вступлении Украины в НАТО?

— Я понимаю, для чего делаются такие предложения: чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос. В принципе ныне нужен откровенный диалог с обществом об ошибочности внеблокового выбора. Его нужно менять и говорить об участии Украины в системе коллективной безопасности, которая базируется на принципах, за которые умирали люди на Майдане, на принципах демократии и тому подобное. Кроме НАТО, я ничего другого не вижу. Но это нужно объяснить обществу и убедить его, именно учитывая агрессию со стороны России. Потому что наше отношение к России как к братской стране этой агрессией похоронено раз и навсегда пока не изменится политика российского руководства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать