Украинский взгляд на российский гимн
В первые годы после обретения бывшими советскими республиками независимости или после развала Союза, новые государства нуждались в собственной символике. У стран Балтии проблем с этим не было. Новообразованные страны СНГ решали вопросы символики каждая по-своему. Были даже курьезные случаи, когда национальные символы были со временем заменены на бывшие союзные (соседняя Беларусь). Украине с символикой посчастливилось дважды. Прежде всего эта символика существовала — гербом, флагом и гимном независимой Украины достаточно было только воспользоваться. Во- вторых — первый президент независимой Украины Леонид Кравчук начал вводить новую символику не спрашивая на это разрешения Верховной Рады и не проводя референдумов, то есть поставив страну перед фактом. И в дальнейшем, на протяжении почти десяти лет руководители нашей страны с образцовым дипломатическим талантом избегали и избегают всеукраинской дискуссии относительно национальной символики. Такие, бесспорно, мудрые действия наших первых руководителей привели к тому, что украинская государственная символика воспринимается как должное, а молодое поколение уже и не представляет себе другой. Ношение же депутатами-коммунистами красных, а не сине-желтых значков остается их личным делом и не более. Бывший гимн СССР, написанный композитором Александровым, заменил в тридцатые годы Интернационал, и просуществовал в первоначальном виде вплоть до начала шестидесятых, когда из гимна вдруг исчезли слова. Возвратить советскому гимну слова было решено в 1977-м, во время принятия «брежневской» конституции. Написанный Сергеем Михалковым обновленный текст так никто и не запел, а со временем вопрос утратил актуальность. Казалось, что место советского гимна останется вместе с красным флагом и серпом и молотом в архивах и музеях, как документа и не более того.
И вдруг россияне ощутили дискомфорт без гимна со словами. На скорую руку взятая Борисом Ельциным в качестве гимна России мелодия композитора Глинки именно сейчас стала мешать путинской России. Идеологи нового российского президента своевременно вытащили из колоды эту карту, чтобы страна обсуждала именно государственный гимн, а не перманентный экономический кризис, политические проблемы и войну в Чечне. То, что сначала рассматривались три варианта — добавить к мелодии Глинки слова, взять гимном «Боже царя храни», или вернуться к союзному гимну, было задачей с заранее известным ответом, поскольку ни Глинка, ни имперский гимн России у современных россиян не вызывают никаких заметных эмоций. Иначе и быть не могло — именно мелодия Александрова без слов вызывает у одних ностальгию по бывшим временам, у других надежду на возвращение России к статусу «собирательницы земель». А то, что советский гимн совсем не приличествует имперскому двуглавому орлу и трехцветному флагу, уже никого не смущает. В новом тексте гимна на музыку Александрова, оперативно написанном тем же нестареющим Михалковым, нашлось место и для орла, и для триколора. Заменить ими Коммунистическую партию и Ленина оказалось так же просто, как в 77-м заменить Сталина.
Под мелодию нового-старого гимна как-то неудобно будет резко критиковать политические и экономические действия нового президента, а это даст Путину покой по меньшей мере на полгода. Забудутся погибшие подводники и павшие в Чечне, и народ снова объединится вокруг молодого и сильного президента, который возрождает могучую Россию.
Урок отечественные наши имиджмейкеры получат серьезный. Разве можно сравнить действительно острый и интересный спор вокруг гимна России с периодически возбуждаемой у нас дискуссией относительно депутатской неприкосновенности, количества палат и депутатов в парламенте. Народ, конечно, все это единодушно поддерживает, тем не менее отвлечь этим внимание общественности от экономических проблем и свежих политических скандалов никак не удается. Опыт дискуссий «уличного ТВ» по вопросам референдума показывает, что начиная разговор с неприкосновенности и двухпалатности, люди с улицы очень быстро «съезжают» на проблемы зарплат и пенсий, роста цен и другие, о которых нашему реформаторскому правительству говорить с народом очень непросто. Нужен перерыв, тайм-аут хотя бы на полгода, за которые либо реформы начнут давать реальные результаты, либо правительство поменяют. А где взять эти полгода? Россияне показали нашим как это делается, втянув свою страну в спор о гимне с заранее известным финалом.
Остается ждать новых народных инициатив.
Выпуск газеты №:
№227, (2000)Section
День Планеты