Украинской дипломатии - 100
Эксперты «Дня» - о достижениях и вызовах, стоящих перед внешнеполитическим ведомством страны
Сегодня украинская дипломатическая служба отмечает 100-летие с момента основания. Именно 22 декабря 1917 года первый Глава Директории УНР Владимир Винниченко и первый министр иностранных дел УНР Александр Шульгин, которому было 28 лет, подписали акт о создании Генерального секретариата международных дел - первой полноценной государственной структуры украинской внешнеполитической службы. С самого начала приоритетом отечественной дипломатии стала целенаправленная работа, главной целью которой было мировое признание Украины как независимого европейского государства и равноправного партнера в дипломатических отношениях. Сверхзадачей на том этапе была защита только что обретенной государственной независимости и презентация миру украинской идеи.
За период с декабря 1917 года по май 1924 года (закрытие Чрезвычайной дипломатической миссии УНР в Венгрии, последнего дипломатического представительства) была сформирована Украинская дипломатическая служба как государственный институт, наиболее приближенный к современной форме.
Только в течение 1918-1919 годов создана сеть украинских дипломатических представительств. Во время существования Украинского государства основаны четыре посольства 1-го разряда в Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, два посольства 2-го разряда - в Швейцарии и Финляндии, две миссии - в Румынии и скандинавских государствах.
На сегодняшний день Украина установила дипломатические отношения с более 180 странами мира. Среди важных достижений отечественной дипломатии стоит отметить присоединение Украины к ОБСЕ, Совету Европы, ВТО и другим важным международным организациям, заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а позже Соглашения об ассоциации с ЕС, подписание Хартии об особом партнерстве с НАТО, непостоянное членство в СБ ООН в 2000-2001 и 2016-2017 гг., председательство во многих международных организациях, отмечается на сайте внешнеполитического ведомства.
Важным достижением, отмечается в сообщении, является обеспечение международной политической и практической поддержки Украины во время противодействия российской агрессии, о чем, в частности, свидетельствуют соответствующие резолюции ООН и других влиятельных международных организаций, сохранение длительного санкционного давления на государство-агрессора, соблюдение международным сообществом политики непризнания аннексии Крыма.
Согласно Указу Президента от 21 ноября 2005 года, установлен и ежегодно отмечается 22 декабря профессиональный праздник украинских дипломатов - День работников дипломатической службы.
«День» попросил дипломатов и экспертов поделиться мыслями относительно успехов украинской дипломатии за сто лет и рассказать, какие вызовы стоят перед внешнеполитическим ведомством.
Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко:
- С точки зрения ретроспективы, интересно и важно отметить формальную и содержательную стороны поступательного генезиса украинской дипломатии за 100 лет. Так, с формальной точки зрения достаточно легко проследить три характерных этапа в истории украинской дипломатии.
Первый связан с самим образованием государственного учреждения народного внешнеполитического ведомства УНР в далеком 1917 году, подписанием первого мирного многостороннего договора в Брест-Литовске и первым дипломатическим признанием Украины и распространением в мире ее первых дипломатических представительств.
Второй этап - советской дипломатии с 1944 года и полной оторванности от предыдущего дипломатического периода - когда Украина не была самостоятельной и участвовала только в отдельных делах международной жизни, преимущественно в многостороннем формате международной дипломатии, хотя и здесь ее эксперты и представители достойно проявили себя при создании организации Объединенных Наций и в работе ее специализированных органов в Нью-Йорке, Вене и Женеве и ЮНЕСКО в Париже.
Третий этап - с момента восстановленной независимости - снова вернул суверенный статус Украины на международной арене, с ее новым дипломатическим признанием в пределах признанных всеми странами мира территориальных границ.
Содержательный взгляд на 100-летний рубеж выглядит и более сложным, и, как теперь становится понятно, в известной степени взаимопересекающимся во всех трех периодах ее истории. Украине времен независимости пришлось снова решать «ранее пройденный» вопрос установления двусторонних дипломатических отношений и оперативного развития дипломатических представительств за рубежом. В то же время в начале этого этапа значительной качественной помощью стало наличие профессиональных специалистов-международников и дипломатов, подготовленных в предыдущий период.
Однако в новый период появились и новые требования и вызовы выбора новых приоритетов в международной жизни и партнерстве, прежде всего относительно отношений с Североатлантическим альянсом и интеграционной Европой, решение которых, к сожалению, задержалось во времени. За исторически короткий срок Украина вернулась и к ситуации, когда, как и 100 лет назад, независимость государства необходимо защищать на дипломатических полях мира и в прямом противостоянии вооруженной агрессии со стороны соседней России и оккупации ею части украинской территории.
Отстаивание территориальной целостности страны, противодействие гибридной агрессивной дипломатии России на международной арене пока формируют задачи от альфы до омеги внешнеполитической деятельности страны и главный приоритет для ее действующей дипломатической службы. От того, удастся ли украинской дипломатии добиться максимальной дипломатической поддержки международного сообщества в этой борьбе, в конечном счете зависит все дальнейшее независимое суверенное продвижение Украинского государства.
«ДИПЛОМАТИЯ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»
Маркиян ЛУБКИВСКИЙ, украинский дипломат:
- 100 лет украинской дипломатической службы - это столетие борьбы, поражений и побед, но главным достижением Украины и ее дипломатии, безусловно, является обретение в 1991 году независимости и дальнейшее широкое международное признание. Если внешняя политика традиционно считается продолжением внутренней, то украинская дипломатия, к сожалению, оказалась заложницей бестолковой внутренней политики, некомпетентного управления государством, неспособности обеспечить собственным гражданам достойных условий жизни. Именно по этим причинам украинской дипломатии не удалось реализовать за 26 лет с момента обретения Украиной независимости такие важные задачи, как членство в ЕС и НАТО. Именно поэтому эти два ключевых приоритета должны стать главным делом для нашего государства и дипломатов на ближайшую перспективу. В этом же контексте вижу и восстановление и развитие добрых, равноправных и взаимополезных отношений со всеми ближайшими соседями. Об агрессоре здесь речь не идет. Третьим приоритетом считаю действенную защиту украинских граждан за границей наши: дипломаты должны приходить на помощь своим гражданам 24 часа в сутки. Четвертым важным приоритетом, а одновременно и серьезным вызовом для украинской внешнеполитической службы сегодня является противодействие российской агрессии и восстановление территориальной целостности Украины: установление контроля над нашими восточными территориями и возвращение Крыма. Пятой, не менее важной задачей вижу возвращения из российского плена всех наших граждан, незаконно схваченных и удерживаемых агрессором. Украинская дипломатия, как и вся наша страна, переживает сегодня непростые времена и требует особого внимания со стороны государства. Только существенное кадровое усиление внешнеполитической службы, системное и качественное обучение молодых специалистов, обеспечение достойных условий труда дипломатов на уровне не ниже детективов НАБУ способны дать эффект и обеспечить успешную реализацию перечисленных выше сложных задач.
«УКРАИНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ДОСТОЙНО ДЕРЖИТ УДАР В ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ВОЕННОЙ АГРЕССИИ СО СТОРОНЫ РОССИИ»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:
- За сто лет амбициозная задача установить достижения, несмотря на то, что значительная часть этого века была годами страшных испытаний для украинской дипломатии. Мы помним времена УНР, когда государство только утверждалось, дипломатическая служба фактически создавалась с нуля. Поэтому говорить о каких-то значительных достижениях, наверное, не приходится. Потому что тогда речь фактически шла о выживании государства во время войны.
Были ли какие-то достижения, если УНР исчезла с политической карты мира и страна была оккупирована большевистской России? Очевидно, мы должны с грустью констатировать, что главной цели дипломатия не выполнила, но это тоже нам намекает, не дипломатией единой должно быть сильно государство.
Что касается советских времен, то достижением этого периода было то, что Украина была одним из основателей ООН. Но мы должны понимать, что украинская дипломатия была полностью зависима от Москвы. И за этим достижением стоит определенный расчет Москвы иметь больше в этой международной организации. Поэтому именно в силу этих обстоятельств украинская дипломатия не могла проявлять самостоятельность.
Говоря о достижениях во времена независимой Украины, следует отметить, что, как в и период УНР, дипломатия вынуждена была создаваться фактически с нуля. Люди, которые работали в дипломатическом ведомстве в начале 1990-х годов, знают, как трудно находились кадры в МИД, в каких условиях им приходилось тогда работать, когда фактически документы писались на коленях. Тогда не хватало даже техники.
Если говорить о достижениях по сравнению с началом 1990 годов, то, я считаю, что украинская дипломатия состоялась. В дипломатическом ведомстве работает много высокопрофессиональных людей. Украинская дипломатия достойно держит удар в трудные времена военной агрессии со стороны России, и мы можем только представить, какие финансовые и интеллектуальные ресурсы использует Россия, чтобы дискредитировать Украину и чтобы победить не только военной силой, но и информационной в рамках гибридной войны. С моей точки зрения, в этом смысле мы не даем России достичь своей цели.
По моему мнению, успех дипломатии заключался в том, что дипломаты действовали не одни, а вместе с гражданами Украины, с общественными организациями, украинской диаспорой за рубежом, а также политиками Украины.
В последние годы после агрессии России я заметил, что представители разных фракций на встречах с иностранцами представляют интересы Украины в один голос. А это то, что трудно было представить во все предыдущие годы.
В этом, наверное, и кроется будущая сила нашей дипломатии. Потому что мы должны понимать, что дипломатия, внешняя политика страны не исчерпывается силами только карьерных дипломатов, а усилиями всех граждан Украины. Как мы знаем, дипломатия может быть народной.
Если при этом вспомнить, что, несмотря на серьезную нехватку средств дипломатических служб, дипломаты все равно показывают высокий класс. И главное при этом, что они показывают также высокий уровень патриотизма.
В этом смысле я хотел бы напомнить о заявлении дипломатов во время Оранжевой революции в поддержку демократического развития страны или о таком же заявлении дипломатов во время Революции Достоинства. Ни одно другое ведомство не продемонстрировало такого уровня патриотизма.
Думаю, что этот патриотизм и любовь к родине позволяют дипломатам защищать Украину на должном уровне, несмотря на все вызовы, которые перед ними сегодня стоят.
В последние годы мы наблюдаем усиление дипломатической агрессии России в отношении других стран мира, что должно еще больше мобилизовать нашу дипломатию и наших партнеров.
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - ДОБИТЬСЯ ПОБЕДЫ НАД ВРАГОМ НА ДИПЛОМАТИЧЕСКОМ ФРОНТЕ»
Юрий КОСТЕНКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:
Относительно достижений украинской дипломатии за годы независимости.
Первое. Мы успешно прошли этап признание Украинского государства международным сообществом. Были открыты посольства в основных государствах, была развита дипломатическая служба, причем в очень короткий период - за год-два, в то время как в других государствах этот период длился долгое время, даже десятилетиями. И это могу сказать из своего австрийского опыта, тогда мы это сделали очень быстро.
Второе достижение. Бесспорно, за эти годы независимости Украинское государство начали за рубежом четко выделять из постсоветского пространства, особенно после последних событий украинско-российской войны, нас перестали олицетворять с Россией. В мире произошел очень важный геополитический слом, нас увидели как нового игрока. Это очень важно, поскольку в первые годы в Австрии, Германии, где я работал, очень часто приходилось слышать о том, что Украина ассоциировалась с Советским Союзом. Сейчас восприятие Украины в мире изменилось.
Третье. До 1991-1992 гг. украинская дипломатия советского сорта была ориентирована на международные организации. Мы перестроили нашу международную работу в Министерстве иностранных дел и во всех других учреждениях внутри государства с рельсов многосторонней дипломатии в первую очередь на рельсы двустороннего и стратегического сотрудничества с партнерами, известными вам, и уже во вторую очередь - с международными организациями. Хотя трудно сказать сейчас, что для нас важнее в условиях войны: ЕС или НАТО в сравнении с двусторонними отношениями. Но думаю, украинская дипломатия точно уделяет внимание и двустороннему треку, и многостороннему. Это три бесспорных достижения.
Относительно поражений. К сожалению, нам не удалось построить дипломатическую службу так, как этого хотелось с самого начала. То есть мы не смогли ее обеспечить соответствующими кадрами. Первые годы нашей дипломатической работы после независимости, когда в МИД был принцип «Язык знаешь? Заходи, гостем будешь» нанес значительный ущерб. В дипломатической службе было много случайных людей. Сегодня мы точно знаем, что в ряде посольств были откровенные враги Украинского государства и возглавляли эти посольства враги, которые сейчас находятся в Москве. Поэтому этот процесс кадрового обеспечения объективно очень сложный и до сих пор остается большим недостатком. И это понятно. У нас не было соответствующей подготовки кадров, в 1991-1992 гг. в МИД не хотели идти на маленькую зарплату, а шли в бизнес, юридические, частные, международные структуры, где зарплата была на порядок выше. А молодежь не очень привлекало работать в МИД с маленькими зарплатами и перспективами работы за рубежом в ненормированном времени. Это было одним из очень существенных недостатков.
Поскольку когда я был первым заместителем министра, много занимался Россией, то конечно, считаю огромным недостатком сегодня, что мы за эти 25 лет не смогли понять до конца, насколько коварным оказался враг, насколько коварной оказалась РФ, когда даже подписывали соглашения о Черноморском флоте и никто не собирался их выполнять.
Три года я возглавлял делегацию по делимитации границ. Делимитацию провели, но во многом она оказалась приблизительной, фиктивной благодаря тому, что Россия не собиралась делать правильную границу. А до демаркации они совсем не дошли. Таким образом они сегодня имеют очень важный аргумент, независимое Украинское государство сегодня не имеет с Россией международно признанной границы. А то, что делается на Донбассе, - это результат всех коварных действий, которые мы, конечно, не могли понять ни в 2001, ни в 2010 годах. Это колоссальный недостаток, что мы проиграли.
Что касается задач украинской дипломатии, то они очень простык. Только вперед.
Задача одна - в условиях войны нам нужно укреплять фронт европейских и западных государств. Надо активно работать с Востоком, а это в первую очередь Индия и Китай, которые, к сожалению, далеко нас не поддерживают, что видно из последнего голосования по Крыму на Генассамблее ООН.
Надо активно работать для того, чтобы убеждать международное сообщество всеми существующими средствами: и дипломатию на уровне руководства государства, министров, культурной дипломатии, показывать, что европейская интеграция - это для нас не слова, которые произносятся и как пузырьки разлетаются, а это истинная наша цель, к которой мы стремимся.
Я не раз подчеркивал, что все проблемы нашей дипломатии и в нашем министерстве не могут быть иными, чем проблемы, которые есть в других министерствах и в нашем обществе. То, что видят здесь зарубежные представительства, наши коллеги за рубежом, бесспорно, их волнует: это и коррупция, и неумение, и стремление определенных лиц в нашем государстве к наживе. Все это они видят, и это тормозит наше продвижение и развитие. Дипломатию должна поддержать наша работа внутри государства, работа по созданию единого фронта, чтобы мы победили в этой войне. Ведь без победы ничего не будет. Хотят разорвать Украину, уничтожить наши евроатлантические и натовские устремления. Сколько бы мы ни говорили, что идем в Европу, но если у нас с одной стороны будет такая рана, как Донбасс, а с другой - Крым, то, конечно, никакая Европа нам не светит, я уже не говорю о НАТО.
Поэтому наша главная задача - добиться победы над врагом на дипломатическом фронте. Это прежде всего.
"КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СЕГОДНЯ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ УКРАИНЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕТ"
Игорь ТУРЯНСКИЙ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, ветеран дипломатической службы Украины, член Национального союза журналистов Украины:
- 2017-й - это особый год для украинской дипломатии. Прежде всего, потому, что именно в этом году она отмечает условное столетия своего существования, несмотря на то, что из этого долгого пути выпало 20 лет - с 1924-го по 1944-й. А во-вторых, это год начала новой жизни украинской дипломатии независимого государства: именно в декабре 1991 года началась волна признания независимой Украины мировым сообществом и установления дипломатических отношений иностранных государств с Киевом. Именно в этом году, который уже подходит к концу, Украина наконец получила долгожданный безвизовый режим со странами - членами Европейского Союза, вступило в силу Соглашение об ассоциации с ЕС, это также год назначения главы миссии Украины при НАТО, которым стал первый заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко после того, как два с половиной года эта должность была вакантной. На фоне бесконечных разговоров о необходимости вступления нашего государства в эту военно-политическую организацию украинская позиция выглядела не совсем последовательной и понятной. Кроме того, 2017-й - это год завершения двухлетнего пребывания Украины в Совете безопасности ООН как непостоянного члена. Это также год, когда Президент хотел на скорую руку, за один месяц, до 22 декабря, Дня работников украинской дипломатической службы (мне не нравится слово "работников", лучше было бы "сотрудников", потому что дипломатическая служба является особенной частью государственной службы нашей страны) принять проект нового закона "О дипломатической службе". Слава Богу, на Банковой и в Верховной Раде поняли, что этого впопыхах делать нельзя, поэтому его утверждение якобы перенесли на февраль следующего года. Это я считаю разумным шагом.
Но я не могу, к сожалению, отнести к достижению украинской дипломатии принятие резолюции "Положение дел в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь" как в Третьем комитете, так и на пленуме Генеральной ассамблеи ООН. Потому что второй год подряд эта резолюция получает 70 голосов. А то, что говорят, что она сильнее предыдущей, потому что Россию в ней назвали агрессором, с моей точки зрения, мало о чем говорит широкой украинской общественности, поскольку это агрессивную страну уже давно в мире де-факто признают именно такой. Кроме специалистов, редко кто читает резолюции ООН. Когда объявляется, за резолюцию было подано 70 голосов, читатели украинских СМИ спрашивают, а сколько всего членов ООН, а их 193 человека. 70 - "за", 26 - "против", 76 стран воздержались и 26 не участвовали в голосовании. Выводы напрашиваются сами по себе. Что же делала вся украинская дипломатия за границей, если за год она не смогла убедить ни одну страну, чтобы она отдала свой голос за резолюцию? Посмотрите на список 26 сторонников России, проголосовавших "против": Беларусь - дружественная соседняя Украине страна, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения. Это страны, как и Украина, которые тоже страдали от российского порабощения. А Уганда, Филиппины, Эритрея? 21 страна вообще не приняла участия в голосовании. И среди них Сенегал, Туркменистан, Марокко, Ливан, Азербайджан. Работала ли Украина с руководителями упомянутых государств, министрами иностранных дел, послами? В дипломатии наскоком ничего не решишь. Только постоянная, настойчивая и убедительная работа может привести к положительному результату. Высокий уровень контактов требует соответствующего уровня участников переговоров и с украинской стороны - специальных представителей президента, министра иностранных дел, его заместителей. Так делала Украина, когда, например, она боролась за избрание в состав непостоянных членов Совета безопасности ООН. Такие подходы, к сожалению, забыты на Михайловской площади. Почему? С этими странами надо было хорошо поработать на разных уровнях. "Deutschland über alles" - это плохо, и "Украина превыше всего" - это тоже плохо. Но сегодня Украина в том состоянии, в котором она находится, заслуживает лучшего к себе отношения.
Не слишком впечатляющими, с моей точки зрения, выглядят достижения Украины за 2016-2017 годы в Совете безопасности ООН как ее непостоянного члена. Когда Украина председательствовала в феврале 2017 года в этом важном органе Организации Объединенных Наций (председательство там происходит на ротационной основе), по ее инициативе был обсужден важный вопрос о кибербезопасности. А вопросы об аннексированном Крыме, временно оккупированных районах Донецкой и Луганской областей как-то отошли на второй план. Почему нельзя было пригласить, например, новоизбранного Генерального секретаря ООН в Украину, чтобы он, как говорится, на месте ознакомился с ситуацией и увидел воочию агрессивные действия России на украинской территории? В июне прочитал в газете "Україна молода" (когда Польшу выбрали непостоянным членом Совета Безопасности вместо Украины на 2018-2019 годы) острый комментарий, в котором говорилось о том, что, возможно, Польша будет защищать интересы Украины в ООН лучше, чем сама Украина. Для меня этот комментарий прозвучал довольно неприятно.
Так что я лично эти высокие слова о том, что мы всех победили и были лучше, не совсем понимаю.
Полтора года назад, выступая на совещании послов 24 августа 2016 года, Президент сказал, что в ближайшее время будут заполнены вакансии послов Украины в иностранных государствах. В то время таких вакансий было около 20. На сегодняшний день та же ситуация. Поверьте мне, как человеку, который отработал на дипломатической службе 41 год и был первым послом Украины в Турции и вторым послом Украины в Южно-Африканской Республике: нет посла - посольство стоит, все ждут, кто приедет, кто за ним стоит, с кем он знаком. Это нынешняя украинская дипломатия: вместо работы начинаются кадровые размышления. А кадровой политики сегодня в дипломатической службе Украины, к сожалению, нет.
- Какие задачи стоят перед украинской дипломатией в ближайшем будущем?
Задача дипломатической службы любого государства - создавать и способствовать созданию таких внешнеполитических условий, чтобы государство укрепляло свой авторитет на международной арене, развивалось внутри страны и жило спокойно. Но не все или почти не все зависит от украинской дипломатии. Потому что, как Вооруженными Силами руководит Президент - Верховный главнокомандующий, так и дипломатией тоже руководит Президент. И без него никто не сделает ни одного шага. Поэтому наша украинская дипломатия в режиме постоянных консультаций с Президентом и его администрацией. Если бы эти советы приводили к положительным результатам, это было бы неплохо.
Сейчас мы много говорим о миротворцах. По моему мнению, ни в коем случае нельзя допускать миротворцев на временно оккупированные территории. Россия видит их роль только в охране миссии ОБСЕ. А введение миротворцев - это превращение ОРДЛО в следующее Приднестровье. Поэтому задача украинской стороны, на мой взгляд, - не допустить принятия резолюции Совета безопасности ООН относительно миротворцев в российской редакции. За все время существования миротворцев ООН с 1956 года, когда они получили название "Голубые шлемы", более миллиона человек приняли участие в миротворческих операциях. Из них три с половиной тысячи погибло. Сегодня Украина участвует в миротворческих операциях в девяти странах. За это время погибло 54 украинских миротворца. Кстати, Путин на своей пресс-конференции подавал это российскому обществу так, что Россия дважды соглашалась на предложения Украины, а мы отказывались. То есть он снова хочет показать, что Россия за мир и дружбу с Украиной, за ликвидацию конфликта, а Украина все время отказывается от российских "мирных" предложений. При этом я не слышал, чтобы Министерство иностранных дел опровергло такие утверждения российского президента.
Подготовила Наталья ПУШКАРУК, "День"
Section
День Планеты