«Уникальный случай»
Провозглашение независимости Косово может повлечь изменение мирового порядка?В минувшее воскресенье мир, кажется, стал свидетелем рождения нового, 193 го государства на планете. Какожидалось, край Косово провозгласил себя независимым государством. За принятие декларации проголосовали 109 депутатов парламента. В декларации, зачитанной премьер-министром Косово Хашимом Тачи, говорится, что Косово будет демократической страной, уважающей права всех этнических общин.
На момент подготовки номера новое государство еще не признала ни одна страна. Против независимости Косово категорически возражает Сербия, по-прежнему считающая край своей провинцией. Белград угрожает применить против края экономические и политические санкции, однако исключает использование военной силы. Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница осудил объявление независимости края, назвав Косово «лжегосударством». Коштуница подверг критике США, которые, по его словам, «готовы нарушить мировой порядок ради своих военных интересов». «Косово — это Сербия», — заявил сербский премьер. Россия также против признания Косово независимым государством. В Москве заявляют, что одностороннее провозглашение независимости Косово противоречит принципам международного права. По мнению МИД России, «решения косовских руководителей чреваты эскалацией напряженности и межэтнического насилия в крае, новым конфликтом на Балканах». Сразу после объявления независимости Косово Россия, один из постоянных членов Совета Безопасности ООН, потребовала экстренного созыва Совбеза. «Одностороннее признание независимости Косово, с точки зрения международного права, является нелегитимным актом, ибо глубоко противоречит положениям резолюции 1244 СБ ООН, противоречит Хельсинскому Заключительному акту, договоренностям контактной группы», — сказал первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков телеканалу «Вести». Полномочный представитель России при ООН Виталий Чуркин выразил надежду, что России удастся убедить другие государства в недопустимости признания независимости Косово.
В пятницу Москва пригрозила изменить свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии в случае одностороннего объявления независимости Косово. В свою очередь президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что никто не имеет права ставить под сомнение границы и территориальную целостность Грузии. Между тем, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сказал в воскресенье, что «у Южной Осетии и Абхазии больше политико-правовых оснований для признания их независимости, чем у Косово. [...] Уверен, что независимость Южной Осетии и Абхазии будет признана в ближайшее время».
Известно, что независимость Косово поддерживают США и некоторые страны Евросоюза, включая Британию, Францию, Германию и Италию. Однако, по меньшей мере, шесть членов ЕС — Кипр, Греция, Словакия, Испания, Болгария и Румыния — дали понять, что не пойдут на немедленное признание нового государства. Ожидается, что Великобритания, Германия, Бельгия и Франция незамедлительно признают независимость края. США настаивают, что единственный выход из тупика — «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. «Мы как страны ЕС и члены НАТО готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение стабильности и безопасности в регионе», — заявил вчера представитель Бельгии в ООН Йохан Вербекке. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд сказал, что пришло время Евросоюзу продемонстрировать свою способность принимать ответственные решения.
Похоже, что Украина соизмеряет свои действия в отношении признания Косово с позицией ЕС. Официальный Киев заявил, что выработает свою позицию после того как ознакомится с позицией Брюсселя. Вместе с тем, глава украинского МИДа Владимир Огрызко, находясь в Брюсселе, отметил, что ситуация с Косово не может быть прецедентом для других замороженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза, в частности, в Молдове, Грузии и Азербайджане. Огрызко также считает, что в интересах Украины сохранять свое присутствие в этом регионе в составе сил KFOR. «Мы уже доказали, что можем работать и давать позитивный результат», — подчеркнул он.
Безусловно, сигналы в поддержку Косово постоянно посылает Вашингтон. 17 февраля президент США Джордж Буш заявил, что США вместе с союзниками не допустят волны насилия в Косово в связи с объявлением краем независимости. По словам американского президента, ситуация в Косово после объявления независимости должна быть стабильной, и он положительно относится к усилиям правительства края, которое отстаивает также и права проживающих там сербов. Кандидат в президенты США, сенатор-демократ Барак Обама заявил, что независимость Косово является уникальным случаем и не должна стать прецедентом для других точек мира. «Объявленная сегодня лидерами Косово независимость завершает цепь событий, начавшихся с кровавого распада бывшей Югославии. Независимость Косово является уникальной ситуацией, следствием невосстановимого разрыва в результате действий Слободана Милошевича и никоим образом не является прецедентом для кого-либо в регионе или в остальном мире», — говорится в распространенном в Вашингтоне заявлении сенатора Обамы.
К слову, Евросоюз демонстрирует не только на словах, но и на деле свою роль в Косово. 16 февраля Брюссель одобрил отправку миссии в количестве около двух тысяч человек в Косово. Решение о направлении миссии вступило в силу, поскольку никто из 27 членов Евросоюза не высказался против плана направления этой миссии. Главой гражданско-полицейской миссии ЕС в Косово (EULEX Kosovo) назначен французский генерал Ив де Кермабон, а специальным представителем ЕС в этом сербском крае — дипломат из Нидерландов Питер Фейта. На размещение миссии отведено 120 дней. В этот переходный период в Косово, который с 1999 года находится под управлением ООН, продолжит деятельность миссия этой организации — UNMIK.
КОММЕНТАРИЙ
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Что касается парада суверенитетов, то это такое публицистическое преувеличение. Существует два типа стран. В западноевропейских, которые являются стабильными, с богатой историей, есть сепаратистские настроения, но, конечно, они развиваются по своим закономерностям и принципам, и вряд ли, скажем, сепаратисты Фландрии всерьез будут считать Косово прецедентом или чем-то, что на них влияет. Для них это просто унизительно — сопоставление с Косово.
А есть страны нестабильные и еще не устоявшиеся, такие, как Босния, Македония, Грузия и прочие постсоветские страны. Там, конечно, все со страхом ждали этого момента. И события могут развиваться по-другому. Скажем, это решение может послужить дополнительным стимулом для всяких деструктивных тенденций. Что касается самих Балкан, Сербия Косово отвоевывать не будет. Это совершенно очевидно. Сербы навоевались и никакого «драйва» к реваншизму у них нет. Благодаря Милошевичу они сейчас воевать не могут. А что касается провокаций — они возможны. Например, со стороны сербов, живущих либо в Сербии, либо оставшихся в Косово, чтобы как-то попытаться повоевать. Либо это могут быть какие- то радикалы из среды албанского населения, которые хотели бы окончательно расквитаться с сербами. Но второе, на мой взгляд, маловероятно, потому что косовским властям и Евросоюзу, который взял на себя ответственность, просто жизненно важно обеспечить порядок. В противном случае моральный ущерб будет гигантским. Я предполагаю, что могут быть серьезные проблемы в Боснии. Потому что боснийские сербы в свое время тоже хотели самоопределиться и присоединиться к Сербии. Но им тогда, в 1995 году, сказали, что так нельзя: в современном мире надо жить в многонациональных и мультикультурных государствах и не строить государственность на этническом принципе. Сейчас в Косово этот принцип, как видно, больше не действует. Государство строится на этнической основе. Поэтому я думаю, что сербы в Боснии вполне могут спросить: почему косоварам можно, а им — нет.
Вторым возможным очагом является Македония, где значительное албанское меньшинство, которое, через не знаю сколько лет, может естественным путем стать большинством в силу демографических процессов. Тогда албанский вопрос для Балкан может оказаться довольно значительным и существенным в течение ближайших лет.
Что касается ссылки обеих сторон на Хельсинский заключительный акт, то ссылаться можно на все что угодно. Это не имеет отношения к международному праву. Это политические решения со всех сторон. С точки зрения международного права, на мой взгляд, безусловно, сербская и российская позиции более корректны. Но это, в общем, ни на что не влияет, потому что сами принципы международного права последовательно размываются все последние 15 лет, со времени окончания холодной войны. Эти принципы, равно как и международные институты, теряют значение. И мы видим возврат к эдакой более реальной и практической политике, основанной на интересах и представлениях великих держав, а также на принципах, которые скорее возвращают к XIX веку, чем ведут в XXI. Это будут бесконечные ссылки на разные законодательные акты. Но не в этом дело. Никто никому ничего не докажет.
Я думаю, что по сравнению с Косово в Приднестровье, Абхазии и Северной Осетии довольно разные ситуации. Потому что с Молдовой отношения, в целом, явно нормализуются, что влияет на позицию России по конфликту. Да и вообще там конфликт гораздо менее острый, чем в Грузии. В Приднестровье довольно своеобразная ситуация. Ведь Приднестровская Республика не строится на этническом принципе. Там люди разных национальностей. С одной стороны, это упрощает задачу, потому что нет такого острого противостояния. А с другой стороны — усложняет, потому что основ для независимости меньше. В конечном итоге основой, как мы видим, является этнических фактор. Приднестровье — это немножко отдельная история. В целом, я думаю, что Россия никого сейчас признавать, конечно, не будет. Россия не будет торопиться с необратимыми шагами. Можно лишь ожидать демонстративного расширения развития отношений со всеми тремя непризнанными территориями, без признания. Речь идет об активизации гуманитарных контактов, экономического сотрудничества. И пока Россия будет ждать, ибо имеется масса факторов, которые могут на этот процесс повлиять.
Мировые правила, действовавшие раньше, сейчас почти не работают или работают в очень слабой степени. Новые правила нужны. Но правила — это не такая вещь, которую можно согласовать в любой момент. Мне кажется, что на сегодняшний день нет ни готовности ключевых игроков обсуждать новые правила, ни возможности. Потому что прежний порядок продолжает тихо рассыпаться. Но процесс еще не завершен. А когда он окончательно завершится, когда станет понятно, что к нему бесполезно апеллировать, тогда, думаю, сам собой начнет вызревать какой-то новый тип. А сейчас процесс движения продолжается.
Выпуск газеты №:
№30, (2008)Section
День Планеты