«Уважительная причина»
Нужно ли ехать на День Победы в Москву?Заявление Виктора Ющенко о том, что он намерен праздновать День Победы в Украине, сразу вызвало бурное обсуждение. Некоторые российские СМИ охарактеризовали такое решение не иначе как демарш российскому руководству. Так ли это?
Вряд ли. Несомненно, реакция Кремля может оказаться хоть и не публично, но довольно жесткой. Достаточно вспомнить скандал, поднятый в России в связи с тем, что на торжества 9 Мая отказались приехать лидеры Эстонии и Литвы. Правда, ситуация с решением Президента Украины кардинально отличается: он не давал никаких оценок историческим событиям и не высказывал своего мнения относительно самого празднования в Москве. Более того, речь идет не об однозначном отказе посетить торжества в России, а о компромиссном решении. «Я себя неловко буду чувствовать, если в Киеве будут собираться ветераны войны, а я буду стоять на иной трибуне. Я думаю, это легко поймет и господин президент Владимир Владимирович Путин, и другие мои коллеги», — заявил в минувшую субботу Президент Украины. При этом, сообщает Интерфакс-Украина, Виктор Ющенко отметил, что намерен посетить Москву 8 Мая.
Впрочем, уже вчера пресс-секретарь главы государства Ирина Геращенко заявила, что график Виктора Ющенко на День Победы 9 Мая пока находится в стадии доработки. Означает ли это, что решение Президента будет «откорректировано»?
Напомним, что в конце прошлой недели Киев посетил президент Грузии Михаил Саакашвили. Вполне возможно, что вопрос московских мероприятий в мае обсуждался в ходе переговоров. Как сообщает Би-Би-Си, грузинский лидер не намерен посещать Москву на День Победы в связи подготовкой визита американского президента Джорджа Буша, который прибудет в Тбилиси 10 мая.
Является ли заявление Виктора Ющенко демаршем? Как на него могут отреагировать в Москве? Об этом — мнения экспертов.
Александр СУШКО, директор и эксперт Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
— Оценки российских масс-медиа о якобы демарше Виктора Ющенко — дело самих российских масс-медиа. Желательно, чтобы эти оценки были действительно независимыми и объективными. О каком демарше можно говорить? 9 Мая — это такой же государственный праздник в Украине. Это день, когда руководство государства всегда чествовало ветеранов, которые собираются на центральной улице Киева. В этом случае решение Президента — абсолютно адекватное. Кроме того, он заявил, что будет в Москве на день раньше для того, чтобы вместе с Владимиром Путиным также отдать дань уважения другим жертвам этой войны. Поэтому тут нет никакой проблемы. Другое дело, что Россия аранжировала события вокруг этого празднования таким образом, что оно выглядит так, будто все обязаны быть в определенное время и в определенном месте. Это определенная российская традиция превращать чествование жертв войны в какой-то помпезный праздник и еще ставить себя в его центр. Вклад Украины в День Победы не меньший. И в Украине также нужно чествовать ее героев и ее жертвы. Я не вижу ошибки в решении Президента. Московское празднование больше касается определенных политических амбиций российской элиты, которая «забросила» это мероприятие на повестку дня международных отношений и таким образом занимается не столько чествованием ветеранов, сколько флиртованием с международным сообществом на предмет того, кто разделяет российскую трактовку Второй мировой войны, а кто не разделяет.
Очевидно, что в России будет внутренне болезненная реакция на решение Виктора Ющенко. Но в результате выборов она была еще более болезненной. Это право выбора ценностей, которые исповедует государство. Откуда вообще взялась мысль, что «каждый порядочный руководитель должен 9 Мая быть в Москве»? Это только амбиции. В этом случае украинское руководство нашло компромиссную форму — Виктор Ющенко примет участие в торжествах в России и он также будет среди украинских ветеранов, что, на мой взгляд, более важно для президента государства, нежели то, чтобы еще раз пожать руку соседнему президенту.
Мария ЛИПМАН, главный редактор внешнеполитического журнала «Pro et Contra», (Москва):
— Решение Виктора Ющенко отличается от решений лидеров Литвы и Эстонии, которые отказались приезжать в Москву, мотивируя свою позицию тем, какую негативную роль сыграл Советский Союз в их истории. Вильнюс и Таллинн заявили на политическом уровне о том, что действия России в прошлом рассматриваются ими как оккупационные, которые лишили их государственности на длительный период. Это действительно резкая позиция к сегодняшней России. Относительно украинского Президента, то он свой отказ присутствовать 9 мая объясняет уважительными причинами. В отличие от балтийских стран его аргументы сводятся не к политическому протесту против той роли, которую играет сегодня или играла в прошлом Россия. Это, конечно, значительная разница. Россия придает Дню Победы исключительную важность — и внутриполитическую, и международную. Для нее, несомненно, чрезвычайно важно знать, какие страны будут присутствовать, а какие не будут. Отсутствие Украины — это вещь значимая.
Пока что рано говорить о том — пропало ли то напряжение в отношениях Украины и России, которое возникло после оранжевой революции. Хотя уже можно сказать: Россия воздержалась от того, чтобы вымещать досаду за свое позорное поражение в Украине на отношениях с сегодняшним украинским руководством. Мне кажется, что на сегодняшний день остается надежда на то, что будущие отношения с Украиной будут строиться на реалистической и прагматической основе. Но рано об этом судить, потому что помимо уязвленного самолюбия, помимо обид, существует еще масса объективных проблем в отношениях. Сейчас можно сказать одно, что то, о чем говорилось вначале — неприятие сигналов, отказ в первые дни прекратить уголовное дело против Тимошенко, резкие российские заявления — все это отошло в сторону или исчезло совсем.
Выпуск газеты №:
№54, (2005)Section
День Планеты