Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В Берлине случились два бунта — русский и польский

19 февраля, 00:00

Существенных же организационных перемен нет. По-прежнему, рядом с официальной конкурсной программой шагает панорама (именно в ней была представлена, и не без успеха, короткометражная картина нашей Киры Муратовой «Письмо в Америку») и форум, в котором главенствуют ленты поискового истинно творческого характера. Кроме того, есть ретроспективы актеров Жанны Моро и Роберта Де Ниро, а также прелюбопытнейшее собрание фильмов под названием «Искусственные создания».

Нынешний фестиваль в Берлине — юбилейный. Поэтому неудивительно, что за прошедшую неделю его посетили, как никогда, много звезд, главным образом, американского кино. Судите сами, Леонардо Ди Каприо, Джордж Клуни, Мэтт Деймон, Гвинет Пэлтроу, Том Круз, Джим Керри, Мэл Гибсон, Мила Йовович, Дензил Вашингтон... и зрители! Залы полнехоньки — а ведь фильмы показываются в нескольких десятках залов.

Важнейшим событием стало вручение Кире Муратовой премии Американского кинофонда (спонсором является известная компания «Филипп Морис») с формулировкой «Режиссеру, чьи фильмы говорят о свободе и демократии». Премия именная — ее лицом является знаменитый поляк Анджей Вайда. Кстати, по привычке, Муратову отнесли к российской режиссуре и на торжественной церемонии в городской Ратуше всячески подчеркивалось, что одесский режиссер имеет украинскую прописку и гражданство. Акцентировала на этом внимание и сама режиссер, добавив, правда, что она русскоязычная, а потому кладите, мол, на ту полку, на какую хотите.

Программа конкурса блещет именами режиссеров — живых классиков. Открыла фестиваль картина Вима Вендерса «Отель «Миллионов долларов» — сложная, слишком вычурная. Другая немецкая знаменитость, Фолькер Шлендорф, представил ленту «Легенды Риты» — довольно-таки скучный рассказ о немецкой террористке, подружившейся со Штази.

Лучшей, на мой взгляд, европейской картиной в конкурсе является «Небесный крюк» югослава Любиши Самарджича. Фильм сделан буквально по следам событий. Его герои живут в Белграде и на них с неба периодически сыплются натовские бомбы. Тем не менее, жизнь идет своим чередом. В ней все так же семь пудов любви, ненависти и всяческих фантастических нелепостей.

А наиболее заметным фильмом продолжает оставаться «Красный дом» знаменитого китайского режиссера Чжена Имоу. Это история родителей рассказчика, главным образом их любви. Потрясающая нежность и пронзительная лиричность, которой так недостает в современном кино, где любовь чаще всего показывается как аттракцион, как зрелище.

Как и всегда, в последние годы на Берлинале много американцев. «Три короля» Дэвида Рассела повествуют о событиях, связанных с «Бурей в пустыне» 91 года. Война показана безо всяких прикрас, как тяжелейшее испытание для человека. «Пляж» Дэнни Болла наверняка обречен на популярность. Молодые зрители с шумным восторгом приветствовали своего идола — Леонардо Ди Каприо. Экзотичность восточно-азиатского материала, сам фабульный ход — строительство и крушение еще одной романтической утопии, вызывают большой интерес публики. Ну, а автор оскароносного «Английского пациента» Энтони Мингелла в своем «Талантливом мистере Рипли» в чем-то повторил повествовательные «пациентские» изыски, выстроив сложную прихотливую конструкцию.

Россия, понятное дело, пыталась объяснить себя миру, а потому показала экранизацию пушкинской «Капитанской дочки» — фильм «Русский бунт» Александра Прошкина. Вполне профессионально сделанная картина, хотя и несколько затянутая, а в итоге — скучноватая. На пресс-конференции режиссер объяснил журналистам, что Россия за двести последних лет фактически не изменилась. А потому материал, с которым он работал, в известной степени современен. Вот снимали в оренбургской степи, где живут те же люди, что и описанные Пушкиным...

Анджей Вайда, по поводу своего «Пана Тадеуша», ничего такого не говорил — видимо Польша, в его представлении, все же изменилась. Режиссер является членом Большого жюри, поэтому показ картины был обставлен как чествование выдающегося мастера. Фильм показался несколько литературным, к тому же в нем многовато пафоса театрального пошиба. Но есть и другие мнения о фильме, вполне восторженные.

Итак — финиш. Еще будут картины Оливера Стоуна и Милоша Формана, который три года назад отхватил здесь «Золотого медведя». Интрига сохраняется... В воскресенье, 20-го, торжественное закрытие фестиваля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать