В каком направлении идти Украине?
«Евровидение» стало большой пиар-кампанией как украинской культуры, так и новых украинских властей. В Киев и так после оранжевой революции приезжают все больше европейцев. И, как рассказывает директор крупной турфирмы Екатерина Лонская, многих привлекает как раз революционная романтика.
«Сейчас появилась новая экскурсия в Киеве — по местам «помаранчевой революции». Это все те места, где у нас стояли палатки, где были митинги: Кабмин, Верховная Рада, Майдан Незалежности, администрация президента», — говорит Лонская. Но эйфория революции постепенно проходит, и перед страной вновь встает вопрос: в каком направлении идти дальше?
ОЧЕРЕДИ ЗА БЕНЗИНОМ
Как раз на исходе ста дней нового правительства Юлии Тимошенко в Украине разгорелся бензиновый кризис. Таксист Алексей рассказывает, что бензин иногда приходится искать по полдня. «Если есть бензин на заправке, 92-й или 95-й, то, естественно, очередь. Машин 20— 30 стоит», — говорит он. На заправках ЛУКОЙЛа ввели норму отпуска по 10 литров на машину, а Юлия Тимошенко обвинила во всем российских нефтетрейдеров и пообещала покупать нефть в других странах. О бензиновом кризисе много говорят в коридорах власти. Независимый политолог Владимир Фесенко считает, что торопиться с обвинениями в адрес Москвы рано. «Понятна риторика, которая объясняет, что проблемы с бензином — это некая война российских нефтяных компаний против оранжевой республики. Но для серьезных экономистов понятно, что дело здесь не в каких-то политических мотивах российских нефтетрейдеров или российской власти, которая за ними стоит», — считает Фесенко.
Сами бизнесмены также считают, что власти просто решили подчинить себе рынок нефтепродуктов. Председатель Совета предпринимателей при правительстве Дмитрий Швец называет такую политику непродуманной, могущей отпугнуть западных инвесторов: большого притока западных денег в Украину так пока и нет. «Мы имеем то, чего не было раньше: от Украины есть серьезные ожидания инвесторов. Весь мир обратил внимание на Украину как на инвестиционно привлекательную страну. Но с другой стороны, действия нынешнего состава Кабинета Министров вызывают опаску у нас, у бизнесменов», — говорит Швец.
НЕО-ОЛИГАРХИ
Есть и позитивные шаги: наведен порядок на таможне, начата борьба с коррупцией, которую, правда, за несколько месяцев искоренить невозможно. Но, вместе с тем, полная неясность в вопросе с реприватизацией. Как считает Владимир Фесенко, это заставляет западный бизнес занять выжидательную позицию. А в самой Украине на смену олигархам поколения Кучмы могут прийти новые — поколения Ющенко. «По сути дела, сейчас идет формирование новой клановой системы. Естественно, одной из фигур в ней является глава правительства Юлия Тимошенко. Но потенциальными, а иногда и реальными нео-олигархами являются тот же Петр Порошенко, глава секретариата Зинченко и целый ряд других фигур», — считает Фесенко.
В этой атмосфере ожидания западных инвестиций украинские власти попытались привлечь и московские деньги: Виктор Ющенко провел знаменитую встречу с российскими олигархами. Впрочем, экономика Украины связей с Россией не потеряла и при новой власти: на восток по- прежнему эскпортируются металл, зерно, сахар, кондитерские изделия, авиационные двигатели. А вот та самая встреча, вспоминает глава Совета предпринимателей Дмитрий Швец, многим его коллегам не понравилась. «Почему отдаются преференции? Я считаю, что надо было собрать в присутствии президента бизнесменов украинских и российских, которые между собой работают, и договариваться о правилах игры. А отдельно собирать российских олигархов, на мой взгляд, неправильно. Потому что мы, украинские предприниматели, чувствуем себя какими-то ущербными. Почему на нас не обращают внимания, а общаются с российскими олигархами? Я понимаю, что у них больше денег. Но мы же свои!» — говорит Швец.
И об этом говорят в Киеве многие: вместо того, чтобы ждать милостей то от Запада, то от Востока, украинскому правительству еще только предстоит создать нормальные условия для работы своего, украинского бизнеса. Пока же этот процесс стоит на месте — как машины без бензина.
Выпуск газеты №:
№87, (2005)Section
День Планеты