Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В Туркменистане новый лидер

Украине придется отвоевывать потерянные позиции
13 февраля, 19:50
ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня в Туркменистане будет объявлен победитель президентских выборов, состоявшихся в прошлое воскресение. Это на заседании народного собрания Халк Маслахати сделает председатель центральной избирательной комиссии Мерет Овлагулиев. Как сообщили «Дню» в посольстве Украины в Туркменистане, до начала заседания Халк Маслахати, которое запланировано на сегодня в 9 часов утра по туркменскому времени, никакая информация предаваться огласке не будет. Однако сейчас большинство наблюдателей более чем убеждены в том, что на выборах с большим преимуществом победил исполняющий обязанности президента страны, заместитель председателя правительства Гурбангулы Бердимухаммедов. Об этом свидетельствует и сообщение пресс-службы Президента Украины, в котором говорится, что глава украинского государства Виктор Ющенко осуществит рабочий визит в Туркменистан для участия в церемонии инаугурации новоизбранного президента этой страны и проведет встречу с президентом этой страны Гурбангули Бердимухаммедовым. Экс-министр здравоохранения Бердимухаммедов в течение последнего десятилетия тесно сотрудничал с Сапармуратом Ниязовым. В ходе избирательной кампании Бердимухаммедов обещал продолжить курс Туркменбаши, дать гражданам больше свободы, социальной защиты, обеспечить неограниченный доступ к интернету, поднять уровень образования и повысить пенсии.

Как может повлиять на ситуацию в регионе Центральной Азии избрание нового президента Туркменистана? Как это отразится на отношениях Украины и Туркменистана? Нанесла ли вред интересам Украины в Туркменистане ситуация относительно приезда в нашу страну туркменских оппозиционеров в середине декабря прошлого года? Сможет ли Украина отвоевать потерянные позиции в Туркменистане и с кем ей придется конкурировать? Об этом в комментарии украинского эксперта.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений ШАРОВ , политолог, Киев:

— На сегодняшний день Туркменистан определяет баланс газа в Евразии. Это ключевая страна с точки зрения энергетической безопасности континента, особенно в условиях растущего дефицита на энергоносители, международной «энергетической лихорадки» и усиления геополитического соперничества за контроль над энергодобывающими регионами мира. Цена вопроса настолько высока, что не может быть связана с одним политиком или элитной группой в Туркменистане. В течение ближайших лет Туркменистан будет занимать одно из ключевых мест в энергетических и геополитических раскладах ключевых международных игроков (Россия, Китай, США, Великобритания, Иран). Стабильность новой власти и внутренняя безопасность Туркменистана будет определяться, в первую очередь, соблюдением новым руководством Туркменистана договорных обязательств относительно экспорта газа, заключенных во время президентства Сапармурата Ниязова. Любая попытка отойти от них или изменить ключевых операторов и потребителей туркменского газа повлечет за собой соответствующее внешнее вмешательство и внутреннюю дестабилизацию страны. Более того, имеющиеся в наличии и перспективные объемы добычи туркменского газа в договорно-правовом плане уже почти распределены на много лет вперед. Интересы ключевых игроков, в первую очередь России и Запада (не говоря уже об интересах Китая), в вопросах международных транспортных коридоров для энергоносителей Каспийского региона и Центральной Азии, в частности туркменского газа, кардинально расходятся. Это в свою очередь создает мощный элемент международного давления на новое руководство Туркменистана и нового президента страны. Какой путь изберет новоизбранный президент Туркменистана и его ближайшее окружение не до конца понятно, поскольку нельзя сформировать реальный прогноз на предвыборных заявлениях кандидата. В то же время, характер и тон Мюнхенской 43-й конференции по вопросам безопасности, интерес США направить туркменские и казахстанские энергоносители через Южный Кавказ, а также растущее геополитическое соперничество между США и РФ указывают: у туркменского руководства не будет много времени для того, чтобы определиться. В то же время, отсутствует гарантия того, что новый президент будет способен проводить политику бывшего президента С. Ниязова. В плане моделей дальнейшего регионального позиционирования окончательный вариант выбора Туркменистана может варьироваться в уже существующих моделях — Казахстана, Узбекистана и Киргизстана.

Роль и влияние ЕС в туркменских делах не являются весомыми. Поскольку там присутствуют другие игроки. В частности, речь идет о США и Великобритании, которые имеют ключевые интересы в Центральной Азии и, в частности, в части, которая касается энергоносителей и энергетических транспортных коридоров. Их влияние будет зависеть от того, насколько эти страны и в известной степени ЕС смогут найти механизмы влияния на внутриполитические расклады Туркменистана. Если они смогут на себя переориентировать часть туркменской элиты, сделав безотказное предложение, тогда можно говорить о каких-то элементах влияния и создания оснований для проведения соответствующих реформ, которые закрепят присутствие Запада в политикуме этой центральноазийской страны. На сегодняшний день интересы Запада не выпукло представлены в кадровом плане, а в определенной мере либеральные заявления нового руководства Туркменистана говорят больше о намерениях, чем о реальных шагах.

Что касается вопросов отношений с Украиной? Если наша страна, с одной стороны, будет просить газ у Туркменистана, а с другой — принимать на своей территории оппозиционеров, безусловно, мы газ не получим. Туркменистан является восточной страной с определенными традициями, и такой шаг они однозначно воспринимают, как вражеский. Безусловно, визит оппозиционеров нанес Украине достаточно серьезный вред в вопросах энергетической безопасности. Более того, этот шаг причинил вред для диверсифицированной на сегодня поставки газа из Туркменистана и России. Как известно, доверие на Востоке выстраивается годами, а может быть потеряно в течение достаточно короткого времени. Украина экзамен не выдержала и вероятно окончательные заключения для себя еще не сделала. Все, безусловно, будет зависеть еще и от того, какую внешнюю политику будет проводить наше государство и кто станет министром иностранных дел, насколько внешняя политика будет целостной и стратегически взвешенной, а не будет политикой ветвей власти.

Тяжело прогнозировать, как будут в дальнейшем развиваться наши двухсторонние отношения. Понятно одно: туркменского газа становится очень мало. Его объемы уже в договорно-правовом плане зарезервированы на много лет вперед.

На мой взгляд, в стратегическом плане Украина, не имеющая влияния и веса в регионе Центральной Азии, должна занять максимально реалистическую и прагматическую линию отношений с Туркменистаном, которая полностью будет игнорировать внутриполитические расклады и внешнеполитические симпатии этой страны, а сосредоточиться на вопросах долгосрочных поставок газа и расширения торгово-экономического сотрудничества. Попытки отдельных горячих политиков поиграть в международную «демократию», присоединяясь к линии ключевых международных игроков или демонстрируя преданность любому хору «международных ценностей» приведет к тому, что Украина останется без туркменского газа. Поэтому в интересах Украины при любой власти в Туркменистане выстраивать дружескую и деидеологизированную схему двухсторонних отношений, которая бы удовлетворяла интересы нашей энергетической безопасности.

Сегодня тяжело говорить, понимает ли хорошо украинская власть проблематику отношений с Туркменистаном. Основные принципы энергетической безопасности и деидеологизированное отношение к главным странам поставщиков энергоносителей должны быть закреплены на соответствующем законодательном уровне, в частности, в законе об основных принципах внешней и внутренней политики. Когда четко в законе будут выписаны принципы построения такой политики, тогда не будет таких «ляпов» с приглашением оппозиционеров.

Следует также взять во внимание, что Украина в стратегическом плане почти «проиграла» Туркменистан. Имеется в виду потеря времени и возможностей последних двух лет относительно заключения долгосрочных договоров на гарантированные поставки туркменского газа в Украину на 20 — 30 лет. Россия фактически является главным оператором туркменского газа. На незначительные остатки или возможности по добыче газа уже претендует Китай, с которым Украина не может конкурировать. Поэтому в любом случае — хотим мы этого или нет — мы будем вынуждены договариваться с Россией и Туркменистаном на тех условиях, которые предусматривают отказ от игр в демократию и геополитику. Мы очень отстаем с точки зрения юридически- оформленных договоренностей, что создает очень много рисков для нашей энергетической безопасности на перспективу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать