Перейти к основному содержанию

Валентин ВЕЛИЧКО: «Политика изоляции показывает, что это дорога в никуда»

12 марта, 00:00

Одним из главных внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь является укрепление партнерских отношений с соседними государствами, создание вокруг страны «пояса добрососедства», — заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Украине Валентин Величко на встрече с журналистами «Дня», которая состоялась накануне начинающегося сегодня визита в Киев министра иностранных дел Беларуси Михаила Хвостова. Наше государство является для Минска одним из стратегических направлений в двустороннем сотрудничестве, сказал Валентин Величко. По его словам, в Беларуси положительно оценили деятельность международных наблюдателей от Украины на президентских выборах прошлой осенью. Теперь депутаты Национального собрания и члены Центризбиркома Беларуси будут международными наблюдателями на парламентских выборах в Украине. А расширять двустороннее сотрудничество Беларусь предлагает в рамках разных международных организаций, в том числе ОЧЭС.

— Казалось бы, нет никаких оснований думать, что у обеих сторон нет стремления к максимально взаимовыгодным и дружественным отношениям. Тем не менее, какие проблемы в двусторонних отношениях вы видите?

— В торгово-экономических отношениях мы идем навстречу друг другу. Ранее в Украине было очень хорошее налоговое законодательство, когда НДС оплачивался не на границе при ввозе товара в Украину, а после его реализации. В Республике Беларусь взимали НДС сразу при ввозе, что создавало проблемы. Соответствующее соглашение в свое время не было подписано. Затем и Украина перешла к взиманию налога на границе, и теперь вопрос требует дополнительного решения. Такие проработки ведутся, но проблема НДС остается наиболее сдерживающим фактором.

Украинское законодательство предусматривает, что товары, поступающие в Украину, должны быть растаможены в регионе, где находится офис. Одно из наших крупных представительств — «Белнефтехим» — расположено в Киеве. А поставляем мы калийные удобрения в Сумы, Херсон, Донецк. Соответственно, возникает множество вопросов. Таможенники могут дать открепление, а могут и не дать. Каждый регион заботится о своем местном бюджете.

У нас общая река — Днепр, по которому ранее было очень развито судоходство. Железная руда, уголь шли из Украины в Европу речным путем. До 30 барж ежесуточно проходило, они перегружались в железнодорожные вагоны, которые далее шли в Польшу, Германию. Сегодня эта транспортная схема не работает. Мы в прошлом году провели 5 караванов в Николаев с калийными удобрениями. Но мы так намучились — река поделена, у каждого своя лоцманская служба, портовые сборы, шлюзование... Если эти проблемы будут решены, выиграет в первую очередь Украина. Будет задействовано примерно 50 судов, более 40 из них будут украинские. Калийные удобрения будет получать порт Николаев. При этом никоим образом не уменьшатся транспортные перевозки удобрений по железной дороге, которые составляют около 1 млн. тонн.

Одним из сдерживающих факторов в развитии двусторонних торгово-экономических отношений была проблема нестабильного белорусского рубля, вернее его курсовая разница. Третий год валюта стабильна, мы убрали такие понятия, как «реэкспорт», «резидент», «нерезидент», расчеты идут в национальных валютах — открываем гривневые корреспондентские счета, рублевые, не надо нам валютных, долларовых перерасчетов.

— Когда будет ратифицирован договор о границе между нашими странами?

— По сути дела, граница выверена, подписана президентами Беларуси и Украины. Ратификация сегодня не влияет ни на пограничников, ни на приграничных жителей, поскольку территориальных претензий нет ни у одной из стран. Выполнение белорусской стороной внутригосударственных процедур более существенно для международных структур. На уровне глав государств Беларуси и Украины была достигнута договоренность, что одновременно с ратификацией договора решается вопрос долговых обязательств. Уже подписан соответствующий протокол на уровне экспертов. Пока проблемой соглашения о долговых обязательствах остается методология расчета. В данный момент Украина предлагает ту методологию расчетов, которую провела с Россией. Сейчас этот вопрос в рабочей стадии.

— Вы говорили о поясе добрососедства, который создает вокруг себя Беларусь. Однако приоритетным является сотрудничество с Россией. Назовите, пожалуйста, плюсы от существования Союза Беларуси и России для рядовых белорусских граждан.

— Существуют разные степени интеграции. Двусторонняя основа, ЕвразЭС, СНГ. В рамках подписанного договора о Союзе принято более 25 законов на двусторонней основе. Например, у нас нет сроков для оформительских документов, связанных с видом на жительство. Гражданин РФ переезжает жить в Беларусь по сроку действия паспорта, и получает вид на жительство. Все имущественные права, которые имеют граждане Беларуси, распространяются и на граждан России: право собственности, дарения, наследования, завещания. Не принимая гражданство, можно пользоваться всеми имущественными и другими правами, закрепленными в законодательных актах Республики Беларусь и РФ, кроме избирательного права. Последнее — отдельная тема. Это уже более глубокий процесс интеграции, связанный с созданием Союзного государства.

Вы можете свободно переехать, например, из Минска в Новосибирск, и там будете получать пенсию, адекватную той, которую получали в Беларуси. Российские и белорусские звания приравниваются. Здесь полковник — там полковник. Сегодня более 3,5 тысяч белорусских студентов учатся в российских вузах на равных условиях. В медицине вопросов больше. Подписано соглашение, но оно пока не выполняется. Неотложка оказывается и там, и там. Но в России медицина уже страховая, у нас она пока остается плановой.

Так уж получилось, что Беларусь в свое время стала сборочным цехом СССР. Передовые технологии ВПК, электроники, нефтехимии построены в послевоенные годы. В советское время 26% нефтехимии производилось в Беларуси. Но основа — сырьевые ресурсы РФ. Одна наша экспортная единица требует 65% импортных комплектующих. По поставкам в Беларусь на первом месте находится Россия, на втором — Украина. Газ и нефть мы получаем из РФ гораздо дешевле, чем другие страны.

Конечно, проблема перемещения нелегалов через территорию Беларуси на Запад остается актуальной. Вы думаете, нечестных людей у нас нет? У вас то хоть отметки делают, поезда, автомобили осматривают. У нас же идут поезда из России в западном сообщении, и никаких контролей до западной границы нет. Поэтому в больших количествах нелегалы накапливаются в Беларуси.

— Насколько вероятно, что из Украины в Беларусь и обратно нужно будет ездить по загранпаспортам (такая возможность рассматривалась соответствующими ведомствами наших государств)?

— На уровне консульских управлений сегодня можно принять такое решение. Но надо сосчитать, сколько граждан сегодня имеют новые паспорта. У нас загранпаспортов нет. Национальный паспорт дает права выезда во все страны. Паспорта СССР у нас уже практически изъяты. А что будет делать Украина? У нас уже произведена замена более 85% паспортов. По нашим данным, в Украине этот показатель меньше.

— Беларусь хотела бы в обозримом будущем вступить в ЕС?

— Трудно сказать, что в обозримом будущем, но в свете того, что нашим ближайшим партнером и союзником является Российская Федерация, которая объявила стратегический курс на сближение с ЕС, не думаю, что Беларусь будет противоречить такому курсу. Другое дело, насколько Евросоюз готов рассматривать нас как какого-то партнера хотя бы на первоначальном этапе. В настоящий момент мы не видим, чтобы нас были готовы принимать такими, какие мы есть.

Политика изоляции показывает, что это дорога в никуда. Надо учитывать одну существенную деталь. Республика Беларусь сегодня потребляет столько же, сколько и производит. Она в этом плане как бы независима. Продовольствием обеспечивает себя сама, промышленными товарами тоже. Никто никаких внешних кредитов не дает. Страна живет, исходя их своих реальных возможностей.

Депутатов несуществующего парламента 13-го созыва приглашают на Запад для встреч. А кого эти бывшие депутаты представляют — оппозицию, не оппозицию, страну, не страну? Трудно даже назвать. Необходимо учитывать, что есть государство Республика Беларусь со своим выбранным курсом развития, с которым необходимо считаться.

— После событий 11 сентября Россия очень активизировала свои контакты с Западом, с НАТО. Уже идет речь о «двадцатке». Если Россия вступит в НАТО или найдет какие-либо другие формы сотрудничества, как поступит Беларусь?

— Есть прописные истины, которые не говорят о том, что, создав Союзное государство, Беларусь будет поглощена и станет одной из западных провинций или областью РФ. Есть союзное правительство, высший государственный совет, главным для которых является экономическое развитие. Но суверенитет никто ни у кого никуда не забирает. Никто никому не запрещает строить отношения на двусторонней основе. Есть обязательства, которые уже прописаны перед СНГ, перед пятеркой, перед двойкой, перед другими международными организациями.

Мы первые, кто стал безъядерным государством. Белорусская граница на Западе является также границей РФ. Больше там нет ни воинских формирований, ни ПВО, ничего. За два километра — уже НАТО. Поэтому у нас общее с Россией ПВО, общее ВВС. Нам абсолютно незачем сверхзвуковые самолеты, куда мы будем на них летать? Взлетел, набрал высоту и ты уже оказался за границей. Поэтому здесь есть сбалансированный двусторонний российско-белорусский подход.

— Какой будет позиция Беларуси в случае ожидаемого весьма скоро вступления балтийских стран в НАТО?

— Будут новые обстоятельства — будут новые подходы. На данный момент у нас есть военная доктрина, она обсуждена, утверждена Президентом Беларуси, она поддержана народом. Удобно ли для других или нет, но мы интересы своего государства будем отстаивать на всех уровнях. А торгово-экономические отношения со странами Балтии у нас наладились. Сегодня Латвия и Литва торгуют с Беларусью на $200 миллионов больше, чем составляет товарооборот Беларуси с Украиной.

— Как сейчас чувствует себя Беларусь, как на передовой противостояния России и Запада или как в зоне российской ответственности?

— Ни о каком передовом крае и речи быть не может. Это достаточно абстрактное понятие, передовой край. Мы жили вместе, помогая друг другу, так как может быть «зона безответсвенности» между Россией и Беларусью, или Россией и Украиной? Это в любом случае наши общие интересы. Десятилетие показало, что никто нас не ждет. Можно долго и красиво говорить, но в итоге мы ничего не получим.

— Может ли ситуация измениться настолько, чтобы Беларусь снова стала ядерной страной?

— Став безъядерным государством, Республика Беларусь в числе первых объявила инициативу безъядерной Европы. Не обладая ядерным потенциалом, став не на этот путь, каждая страна избирает свой курс.

— У ОБСЕ и Минска совсем не простые отношения. Насколько достоверны сведения о том, что Беларусь готова пересмотреть свое участие в этой организации? Почему сейчас в страну не пускают главу миссии ОБСЕ?

— Не хотел бы это детализировать, говорить о том, чем иногда занималась консультативно- наблюдательная группа. Есть официальные документы, которые показали, что в таком плане это не помощь, а даже определенная дестабилизация. Нравится кому-то это отношение или не нравится, но оно, видимо, будет таким. Миссия ОБСЕ сегодня уходит из балтийских государств. Там нет проблем, а в Республике Беларусь они есть?

— Последние события в Молдавии и Грузии показывают, что создается не столько пояс добрососедства, сколько дуга нестабильности. Не видите ли вы проблемы в будущем СНГ?

— Мир, конечно, изменился и меняется каждый месяц. Но есть линия, есть концепция, она совершенствуется и проводится в жизнь, что убедительно показала прошедшая недавно встреча глав государств СНГ в Алматы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать