Перейти к основному содержанию

Валерий ЛИЦКАЙ: украинские гарантии должны быть реальными

25 октября, 00:00
В понедельник лидер Приднестровья Игорь Смирнов посетил Киев по приглашению Президента Украины и был принят Леонидом Кучмой. Сообщается, что на этой встрече Президент Украины высказался за разрешение проблемы, возникшей из-за решения Молдовы заменить старые таможенные печати, с учетом всех заинтересованных сторон и ранее подписанных документов. В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Молдову премьер-министра Украины Анатолия Кинаха, кстати, так и не была достигнута договоренность о создании совместных таможенных постов на украинско- молдавской границе. В то же время украинские лидеры всегда заявляли, что Киев исходит из признания территориальной целостности Республики Молдова, но выступает за наделение Приднестровья максимально широкими автономными правами. Интервью с членом делегации Приднестровья, министром иностранных дел непризнанной республики Валерием Лицкаем, свидетельствует, что Тирасполь, мягко говоря, имеет другую точку зрения на свои перспективы и отношения с Кишиневом и более настроен диктовать свои условия. Рассчитывая, по всей видимости, на возможный ввод в регион украинских миротворческих подразделений. По всей видимости, приднестровцы, не желая говорить об этом на официальном уровне, не хотят иметь с Молдовой ничего общего, не имея в то же время никакой международной поддержки (руководство Приднестровья зарубежные вояжи обычно совершает с российскими паспортами). Неурегулированная проблема должна бы ставить перед украинским руководством достаточно острые вопросы. @AU Игорь СЕРГЕЙЧУК, агентство Пресс-КИТ, специально для «Дня»

— Как можно оценить недавний визит премьер-министра Украины в Молдову с точки зрения руководства Приднестровья?

— Как... Должен сказать, что нас не допустили к работе делегации украинского премьера. Хотя мы имеем право участвовать во внешней политике Молдовы, и ранее наши представители постоянно принимали участие в работе украинско- молдавской комиссии. И на этот раз мы предполагали рассмотреть на встрече с Анатолием Кинахом несколько интересующих нас вопросов. Мы отправили запрос через Посольство Украины и через МИД Молдовы, но нас просто «аккуратно» не допустили к этой работе. Это неудивительно, потому что такой же маневр был предпринят, когда приезжал российский премьер. И туда нас не пустили. Потому мы не имеем детальной информации о ходе визита и вынуждены судить по прессе, по так называемым косвенным признакам.

Я считаю, что это был нормальный рабочий визит. Каких- то особых успехов не было. Насколько я знаю, большинство вопросов решено.

То, что нас непосредственно касается и нас интересует, — это вопрос о границе. Ведь мы просили о встрече с украинской делегацией не из праздного любопытства. Мы имеем несколько сот километров границы с Украиной. Мы ее контролируем, охраняем. И потому просто непонятно, как Украина и Молдова собираются ее делимитировать без нашего участия. Именно поэтому нам пришлось приезжать в Киев и уже здесь обсуждать эти вопросы. Хотя могло бы состояться нормальное трехстороннее обсуждение во время визита Анатолия Кинаха в Молдову.

— Какова вообще повестка дня приднестровской делегации на переговорах с Украиной?

— Повестка дня включает около 10-и вопросов. 90 процентов из них — текущие экономические. Из политических вопросов мы хотим добиться нынешнего таможенного кризиса на украинско-молдавской границе. А также решить вопрос о направлении украинских миротворческих войск в ПМР.

— Расскажите о сути таможенного кризиса. Только ли в новой таможенной печати, введенной Молдовой, ее суть?

— Нам удалось получить проект протокола о совместных постах, который Молдова представила Украине. Это чудовищный документ, где черным по белому написано, что молдавские таможенники находятся на украинской территории на совместных постах, а украинские пограничники должны обеспечивать им физическую защиту. При этом молдавский таможенник может показать пальцем на любого человека, проезжающего через границу Приднестровья и Молдовы, и того должны арестовать и в наручниках доставить в Паланку, где передать молдавским властям. Так и написано в скобках «в наручниках». Любой груз, на который указывает таможенник, должен под защитой украинских пограничников быть доставлен в Паланку и передан властям Молдовы. Это уже не просто экономическая блокада…

Вообще, с конца августа Молдова полностью изменила стратегию по отношению к Приднестровью. Одновременно было запущено три программы борьбы: дипломатической, пропагандистской, банковской и в центре всего — экономической.

Я могу смело сказать, что это уже, наверное, пятая экономическая война за последние годы. Мы уже знаем, как эта система будет реализовываться шаг за шагом. Они начали с того, что ввели на таможенных постах новую печать. Для нас это очень болезненный элемент, потому что мы — экспортная республика. Мы живем только за счет того, что мы продаем. И, естественно, без таможенной печати наш бюджет будет трещать по швам.

В новых таможенных правилах Молдовы есть ссылки якобы на требования ВТО. Но это абсолютный вымысел, потому что ВТО дает 5 лет на постепенную, плавную адаптацию всех элементов. Во-вторых, у ВТО нет никаких обязательных требований по таможенным печатям. Есть международные стандарты по таможенным делам. Так вот, спешной необходимости заменить печати не было.

На самом деле идет борьба за право контроля.

— Господин министр, какими могут быть следующие шаги руководства Молдовы?

— Не исключено — следующим ходом Молдовы будет блокада наших банковских связей и счетов, наверняка, в дело будет запущен «черный пиар», мол, у нас отмываются деньги террористов и нечто подобное. Но в то же время молдавская сторона не против того, чтобы наши заводы работали через Центральный банк Молдовы.

Далее будет объявлено о необходимости обязательной регистрации наших предприятий в Кишиневе. Если не зарегистрируешься, не получишь ни таможенной печати, ни банковских счетов. Зачем это делается? Для решения ключевого вопроса — права собственности. Как только наши предприятия у них зарегистрируются, молдавское правительство объявит их собственностью Республики Молдовы. И тогда зарегистрированный завод должен платить налоги в казну Молдовы, а не нам. И, естественно, при необходимости, его можно продать, любую его сделку оспорить в международном суде. Его можно заблокировать.

А когда возьмут заводы, будут иметь банковскую и таможенную удавку, они приступят к ликвидации нашего бюджета. Ведь предприятия не смогут платить в наш бюджет — республика рушится, население поднимается на протесты, голодные бунты; все — Молдова побеждает.

— Имеет ли все это, по вашему мнению, прямую связь с предстоящими вскоре в Приднестровье президентскими выборами?

— Вы правы, все нацелено на то, чтобы сорвать нам выборы. Это политический аспект. Но существует также экономический. На кону 200—400 миллионов долларов, которые могла бы получить Молдова, если бы сумела быстро реализовать наши заводы. Эти деньги им нужны, как воздух, ведь правительству нечем рассчитываться за внешний долг.

Положение молдован отчаянное. Они бросились к россиянам: сбавьте цену на газ. Если бы те на 20 долларов сбавили цену, Молдова получила бы 200 млн. косвенного кредитования. Это приблизительно столько, сколько им не хватает по процентам выплатить. Да если бы еще и с Приднестровья содрали 200 — тогда смогли бы хоть как-то перебиться. Но россияне цену на газ не сбавили. У них остались только мы. Вот почему важным моментом сегодня становится узурпация Приднестровья.

— И какими вы видите пути урегулирования этой проблемы?

— Мы будем торпедировать все их решения и по всем направлениям. Мы имеем опыт контрборьбы и достаточное количество рычагов. Ведь, по сути, мы контролируем около 90% транспорта Молдовы, 60% газопроводов. А водозаборы, в том числе для Кишинева, также идут из Днестра. То есть они в наших руках.

Можно остановить все поезда, которые проходят через нашу территорию. Опыт уже есть, в 1992 году до 5 тысяч вагонов держали. Но ведь это нанесет вред не только Молдове, но и Украине.

Так же и с электричеством, с газом. Мы можем в одночасье закрыть все газопроводы, в том числе — стратегические. Это возможно сделать уже сегодня плюс один день. Все схемы отработаны. Но мы ждем зимы. Наши удары особенно эффективны зимой. Без газа, без света Молдове будет тяжело. Также мы не будем пропускать ГСМ. Мы остановим все потоки угля, бензина. Вот тогда это будет настоящий удар. Но если мы разорим Молдову, голодное население хлынет к нам, пойдет в Украину. Вот такова, я бы сказал, вынужденная перспектива. И не дай Бог, как говорится, чтобы пришлось ее реализовывать.

— Можно ли более конкретно о возможности ввода украинских миротворческих войск в Приднестровье?

— Мы еще в 1995 году обратились с письмом к Президенту Украины с просьбой направить к нам украинских миротворцев. Мы считаем, что если Украина является страной-гарантом, то гарантии должны быть реальными. По крайней мере, такие же, как предоставляет вторая страна-гарант — Россия. У нее есть рычаги — присутствие миротворческих войск. Украина должна участвовать во всех элементах механизмов гарантий как равная сторона.

Украина ответила согласием. Потом в Одессе в 1998 году мы поставили вопрос конкретно. Но россияне его заблокировали. Появилась фраза: «Украина будет участвовать, но в настоящее время в качестве военных наблюдателей». Сегодня в ПМР есть 10 украинских наблюдателей. Они прекрасно работают.

Сейчас опять поднимаем эту проблему. Почему? Потому что россияне уходят. Они стремительно выполняют программу по фланговым ограничениям Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Практически все танки ликвидированы, и до 1 декабря тысяча российских миротворцев останется вообще без тяжелых вооружений. Нарушается баланс в нашем регионе.

— Получается, вы бы хотели, чтобы взамен в Приднестровье вошли украинские солдаты с украинской техникой?

— Прежде всего, нужен механизм чрезвычайного реагирования. Нужна рота, предел счастья — батальон в триста штыков. Главное — присутствие флага. Ведь, в случае обострения ситуации, заложен так называемый механизм пружины — наращивание миротворческих войск в зависимости от напряженности. Но без Украины наращивание невозможно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать