Перейти к основному содержанию

Вальтер ШВИММЕР: «Мы хотим помочь Украине на пути к демократии»

21 октября, 00:00

Находясь в Украине, председатель комитета министров Совета Европы Хальдер Асгримссон и генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер неоднократно отмечали, что цель их визита — помочь Украине выполнить взятые на себя обязательства. Однако первые лица СЕ, чей визит случайно совпал с разгаром избирательной кампании, а, следовательно, с обострением наиболее существенных проблем перехода к демократическому обществу, не могли обойти вниманием и ход выборов. Комментируя проблему «равных возможностей» кандидатов в президенты, Вальтер Швиммер (безотносительно к конкретным лицам), в частности, отметил: «Для обеспечения демократических принципов каждый кандидат должен иметь доступ к СМИ, свободно высказывать свои мысли, все официальные или государственные СМИ должны быть объективны в освещении избирательной кампании». Свои наблюдения об избирательной кампании представители СЕ намерены сравнить с впечатлениями наблюдателей от ОБСЕ, работающих в Украине во время выборов. По окончании визита господин Швиммер дал пресс-конференцию, результаты которой, в том числе и интервью корреспонденту «Дня», предлагаем вниманию читателей:

— Я убежден, что наш визит в Украину будет иметь положительные последствия. Чтобы быть откровенным, замечу, что эти положительные последствия вполне необходимы.

Следует принять во внимание, что Украина уже опоздала на одиннадцать месяцев с выполнением своих обязательств, взятых перед СЕ. Украина в лице органов власти, имеются в виду Президент, правительство и парламент, взяла на себя обязательства в течение трех лет с момента присоединения к СЕ реализовать важную правовую реформу, то есть принять новые Административный, Административно-процессуальный кодексы, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и так далее, осуществить реформу судебной системы, ратифицировать протокол №6 к Европейской конвенции по правам человека, означающий отмену смертной казни, а также другие конвенции, скажем, Европейскую хартию о региональных языках и языках нацменьшинств. К сожалению, сроки выполнения этих обязательств прошли. Итак, мы прибыли в Украину, чтобы обсудить вопрос выполнения этих обязательств и то, как мы можем помочь Украине в сложном процессе перехода к демократическому обществу.

Выполнение этих обязательств требует полного сотрудничества между всеми ветвями власти, между правительством и парламентом. И исполнительная и законодательная власти несут ответственность и за благо Украины, и за выполнение стандартов СЕ.

Уже остается не так много времени, ведь Парламентская ассамблея Совета Европы постановила в июне, что украинская делегация будет лишена некоторых прав, если к январю Украина не выполнит некоторые обязательства. Мы прибыли сюда не для того, чтобы вмешиваться в президентскую избирательную кампанию, поддерживать или оппонировать кому-либо из кандидатов, это исключительное право народа Украины — избирать своего президента на основе полной информации и демократического открытого общества.

— Вы неоднократно на встречах с официальными лицами Украины указывали, что готовы оказать помощь в выполнении Украиной своих обязательств. В чем конкретно она может выражаться?

— У нас есть конкретная программа, осуществляемая нами вместе с Европейским Союзом. Это Программа демократической стабильности, в рамках которой может быть оказана разнообразная помощь в создании законопроектов, подготовке высших чиновников и судей. Мы можем поощрять страны — члены СЕ оказывать специальную помощь. Насколько мне известно, уже существует двухстороннее соглашение между Украиной и Австрией о помощи в реформировании пенитенциарной системы.

Следовательно, есть широкая сфера, в которой мы можем содействовать переходному процессу в Украине. Наконец, у нас есть Венецианская комиссия «Демократия через право», членом которой является и Украина. В рамках этой комиссии могут даваться рекомендации по проведению правовой реформы. Я также считаю парламентскую процедуру мониторинга элементом такой помощи, потому что цель этого мониторинга заключается не в том, чтобы применить к Украине определенные санкции, а в том, чтобы помочь стране распознать те сферы, где ей требуется помощь.

— Как вы расцениваете заявление заместителя спикера парламента Мартынюка о том, что смертная казнь в Украине не будет отменена?

— Мы, конечно же, не согласились с этим заявлением. Отмена смертной казни сегодня является четким и твердым стандартом СЕ. Украина обязалась отменить смертную казнь при вступлении в СЕ, это является международным обязательством Украины. Конечно, мы ценим тот факт, что с марта 1997 года Украина выполняет мораторий на исполнение смертных приговоров и, разрешите мне ремарку, лично я убежден, что смертная казнь должна быть отменена во всем мире. Было бы большой ошибкой считать, что смертная казнь помогает в борьбе с преступностью. Я лично убежден в обратном. В странах, где применяется смертная казнь, вы найдете и более высокий уровень преступности.

Но что также важно для Украины — СЕ предоставляет правовые инструменты, помогающие в борьбе с преступностью. Мы проработали Конвенцию против коррупции, которая является сегодня одним из самых опасных преступлений. Мы также имеем Конвенцию против терроризма. Я думаю, что положительное сотрудничество с другими европейскими странами, отвечающими одним и тем же стандартам, — намного лучшее средство в борьбе с преступностью, чем смертная казнь. К тому же, сотрудничество в области борьбы с коррупцией, терроризмом, отмыванием денег тоже входит в пакет предложений помощи Украине в движении к демократическому обществу.

— У вас были встречи с медиа-чиновниками. Услышали ли вы подтверждение данных о нарушении свободы слова?

— Мы услышали много обвинений с обеих сторон.

— Были ли даны вам какие- либо обещания или гарантии того, что Украина сможет довыполнить свои обязательства к январю следующего года? Или в отношении Украины будет все-таки начат процесс приостановки полномочий парламентской делегации в ПАСЕ?

— У меня сложилось мнение, что в стране имеется сильное желание выполнить свои обязательства. Но мы напомнили в парламенте, что именно на парламент возлагается ответственность за проведение правовых реформ. Мы напомнили всем органам власти, что они разделяют общую ответственность за соответствие стандартам Совета Европы и за благосостояние народа Украины.

Я не могу говорить от ПАСЕ. Впервые о невыполнении Украиной обязательств было сказано в январе этого года. Был определен еще один срок с четким указанием того, какие возможны санкции. Я думаю, что ПАСЕ готов подождать выполнения нескольких (но не всех) обязательств. ПАСЕ будет настаивать на выполнении важнейших обязательств. Я надеюсь, что после выборов парламент начнет реализацию необходимых реформ. Я думаю, что это важно для самой Украины. Это послужит примером и для всей Европы, ведь СЕ заинтересован в утверждении демократии в соседних странах: Беларуси, а также Союзной Республике Югославия. И пример Украины (страны — члена СЕ) должен быть четким: вы можете быть членом этой организации только тогда, когда вы отвечаете определенным стандартам. Я надеюсь, что Украина выполнит свои обязательства, чтобы тем самым показать хороший пример другим странам.

— Самое большое внимание вы уделяете работе Минюста. Какой, по вашему мнению, должна быть роль Министерства юстиции?

— На Министерство юстиции возлагается ответственность за разработку законодательства и направление в парламент соответствующих законопроектов. Насколько мне известно, в большинстве случаев это было сделано. Теперь идет медленный процесс принятия этих законов в парламенте. И кто-то, возможно, может обвинить меня, сказав, что «очень медленно» — это тоже преувеличение.

— Считаете ли вы справедливым утверждение, что у Украины было достаточно времени для выполнения обязательств, то есть для перехода к демократическим основам общества?

— Я, конечно, понимаю, что переходный процесс для Украины — большой страны, не имевшей традиций независимого существования во времена Советского Союза, — это сложный процесс. Да, мы принимаем во внимание, что есть немало экономических сложностей. Но, по нашему мнению, существует четкая связь между этими реформами и экономическим процветанием. Если не будет нужного законодательства, скажем, Гражданского, Коммерческого кодекса, то не смогут развиваться малые и средние предприятия бизнеса, иностранные инвесторы будут сомневаться, вкладывать ли свои деньги в Украину. Невыполнение этих обязательств будет иметь отрицательное влияние и на экономическую ситуацию в Украине, так что это полностью в интересах страны — как можно быстрее провести реформы, которые не были реализованы.

— Определили ли вы для себя главную причину затягивания выполнения обязательств?

— Я бы не хотел сейчас об этом говорить. Свою оценку я сделаю в том случае, если обязательства не будут выполнены к январю. У нас уже сложилась определенная картина, и к тем, кого следует обвинить, покритиковать за невыполнение обязательств, мы четко обратимся в январе. Но надеюсь, что в этом не будет необходимости.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать