Вашингтон официально признал сирийскую оппозицию
Вячеслав ШВЕД: Россия больше не сможет перекрывать кислород в отстранении АсадаВчера Соединенные Штаты признали Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил. Об этом президент США Барак Обама заявил в интервью телеканалу ABC news. «Мы решили, что сирийская коалиция по своему составу является довольно репрезентативной, олицетворяет в себе разнообразные организации и отражает интересы большинства сирийцев», — сказал Обама. Он также заметил, что это признание — «большой шаг», налагающий на НКСРОС ответственность «за обеспечение равенства интересов всех партий и соблюдение прав человека». В то же время, британская газета The Independent сообщила, что страны Запада уже разработали план вмешательства в сирийский конфликт, поскольку он уже достиг своей «кульминации».
«День» обратился к заведующему отделом исследований стран Ближнего Востока и азиатско-тихоокеанского региона НИСИ Вячеславу ШВЕДУ и попросил прокомментировать его это решение, а также насколько признание Национальной коалиции изменит ситуацию в регионе.
— Это был ожидаемый шаг. Однако американцы, в отличие от своих европейских коллег — Франции, Великобритании и всего ЕС, — подходили к этому вопросу тщательно и осторожно, — говорит пан Вячеслав. — Не так давно Вашингтон имел серьезные проблемы с атаками на американское посольство в Ливии. Тогда там трагически погиб посол США. Поэтому для американцев было важным, чтобы сирийская оппозиция в своем новом формате продемонстрировала жизнеспособность и то, что в нее вошли все главные силы, противостоящие режиму Асада, — не только сунниты, Братья-мусульмане, но и представители христианских кругов, курдов и других этнорелигиозных групп, проживающих в Сирии.
В первый день, когда эта коалиция была создана, Госдепартамент США приветствовал это, но заметил, что тщательнейшим образом будет изучать ее и только потом примет решение. Все понимают, что США — главная сила, выступающая мотором, и от создания этого нового формата, а также от позиции США, материальной и военно-технической помощи зависит дальнейший успех сирийской оппозиции.
За время, пока США изучали ситуацию, повстанцы продемонстрировали первые серьезные успехи в борьбе, и фактически бои уже ведутся на подступах к Дамаску. Они начали сбивать боевые самолеты и вертолеты. Это — показатель того, что главный козырь Асада — ВВС — уже не могут надежно его прикрывать.
На мой взгляд, после признания США Национальной коалиции состоится массовое признание НКСРОС как единого представительского легитимного органа сирийского народа. Это будет иметь качественные и решающие последствия для того, чтобы эта коалиция была представлена перед всем миром как политическая сила, способная взять власть у Асада, который окончательно себя дискредитировал.
Большое значение имели переговоры между госсекретарем США Хиллари Клинтон и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а также визит президента РФ Владимира Путина в Турцию, в центре которого был сирийский вопрос. Некоторые высказывания российских должностных лиц говорят об определенных сдвигах в позиции самой Москвы. Я думаю, что Россию заставят стать частью решения сирийской проблемы и она больше не сможет перекрывать кислород международному сообществу в отстранении Асада.
Относительно того, как это признание повлияет на ситуацию на Ближнем Востоке. Многое будет зависеть от баланса сил и каким образом состоится «финал» этой трагедии. То есть способны ли повстанцы, противостоящие режиму Асада, на диалог и способен ли он мирно покинуть свою должность? Если так, то это будет означать, что кровавой развязки не будет.
Впрочем, сирийский кризис имеет еще один очень опасный элемент — химическое оружие, которым обладает Башар Асад. Многие аналитики говорят, что существует большая вероятность того, что он может использовать это оружие против повстанцев. С другой стороны, оно может перейти к экстремистски настроенным структурам типа «Аль-Каиды», и результаты будут весьма печальными. Военные силы США, НАТО и ряда арабских стран готовы сегодня вмешаться для того, чтобы не допустить неконтролированного распространения этого оружия.
Уничтожение режима Асада будет означать качественно новую структуру всего Ближнего Востока. Де-факто, Сирия сегодня — эпицентр «арабской весны». Падение режима Асада будет означать изменение геополитического баланса в интересах тех стран, которые находятся в авангарде трансформационных процессов, происходящих на Ближнем Востоке. Во-вторых, значительно ослабится Иран, ведь режим Асада — его ключевой союзник в арабском мире. Исходя из этого, Ирану придется внимательно прислушиваться к тем условиям, которые ему выдвигает международное сообщество и которые подтолкнут его к серьезным переговорам с ним.
Выпуск газеты №:
№228, (2012)Section
День Планеты