Венгерский поворот
На Будапешт обижаются из-за уступчивости перед ЕСВенгрия согласилась по требованию Европейского Союза ограничить на семилетний срок потоки своих рабочих в страны — члены европейского объединения. На этом настаивали прежде всего Австрия и Германия, которые беспокоятся из-за возможного неконтролируемого наплыва дешевой рабочей силы из государств бывшего соцлагеря. Аналогичные требования поставлены и другим кандидатам на вступление в ЕС — Польше и Чехии, чьи шансы на вхождение в ЕС очень высокие, однако развитие их экономик еще слишком низкое для конкуренции с западноевропейскими. Однако и Прага, и Варшава, и до сих пор Будапешт отвергали подобные предложения-требования как противоречащие, во-первых, основополагающим правам ЕС (о свободном передвижении граждан, капитала, услуг и товаров), а во-вторых, подчеркивающие вроде как второсортность новых членов в еврообъединении.
Правота в любом случае была на стороне стран-кандидатов и казалось бы более логичным, соответствующим прежде всего законодательству Евросоюза, если бы на уступки пошли в Брюсселе. Будапешт решил действовать по собственной тактике, согласившись с представителями ЕС, чтобы, очевидно, как можно скорее стать полноправным (хотя, судя по последнему решению, полноправность будет больше декларативной) членом организации. В Евросоюзе решение Венгрии приветствовали и одобрили, надеясь, что ее примеру последуют и другие слишком требовательные претенденты на присоединение. Ответственный за расширение ЕС Гюнтер Ферхойген заявил, что Венгрия теперь является первым кандидатом, который вплотную приблизился к завершению переговоров о вхождении в ЕС. Вместе с Венгрией такими счастливцами, проинформировал Ферхойген, могут стать Чехия, Словения и Кипр. Представитель ЕС прогнозирует, что с этими странами переговорный процесс завершится уже до конца 2002 года.
Не с таким оптимизмом встретили шаг венгров другие кандидаты на вступление, над которыми зависли те же ограничения о передвижении рабочих. Министр иностранных дел Чехии Ян Каван заметил, что венгерское решение «ограничило наши возможности для маневров». Руководитель МИД Венгрии Янош Мартони между тем заявил, что никто и ни у кого этих возможностей не отбирал. Однако очевидно, что остальным странам-апликантам отныне будет довольно неудобно перед представителями ЕС в переговорах. Видимо, их теперь будут рассматривать как безосновательно сопротивляющихся предложениям ЕС (иначе политику Варшавы или Праги в вопросе рабочих потоков Брюссель вряд ли будет воспринимать). Первым испытанием и для стран-членов, и для кандидатов должен стать саммит Евросоюза, который состоится на этой неделе в шведском городе Гетеборг. Евросоюзовцы, кроме того, вынуждены кое-что разъяснить своим будущим коллегам по организации. В частности, какие последствия за собой может потянуть референдум в Ирландии, население которой фактически высказалось против расширения ЕС. И не морочат ли странам- кандидатам в конечном счете мозги?
Выпуск газеты №:
№104, (2001)Section
День Планеты