Владимир ХАНДОГИЙ: Украина готова начать ПДЧ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080328/458-3-1.jpg)
Первый заместитель министра иностранных дел Владимир Хандогий хорошо знает натовскую кухню. Он был послом Украины в НАТО и сейчас курирует это направление во внешнеполитическом ведомстве, возглавляя Межведомственную комиссию по вступлению Украины в НАТО. Украинский дипломат уверен, что несмотря на скептицизм некоторых стран-членов НАТО относительно готовности нашего государства получить в Бухаресте План действий относительно членства (ПДЧ), Киев достигнет желаемого на этом саммите Организации Североатлантического договора. Есть ли основания для такого оптимизма, и действительно ли Украина готова начать работу в рамках ПДЧ? Почему до сих пор Президент Украины не подписал Целевой план Украины — НАТО на 2008 год? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Владимира ХАНДОГИЯ.
— Владимир Дмитриевич, насколько Украина готова к получению ПДЧ? Ведь у некоторых стран-членов НАТО есть сомнения относительно готовности нашей страны перейти к такому уровню сотрудничества с Альянсом.
— Готовность Украины может быть политическая, организационная и экономическая. Мне кажется, что мы готовы по всем составляющим. Нужно просто осознавать, что ПДЧ — это начало процесса. Собственно, к ПДЧ готовы все желающие вступить в НАТО. Именно для этого придумали ПДЧ, чтобы государство, желающее вступить в НАТО, прошло соответствующий подготовительный период. Для этого и разрабатываются национальные программы ПДЧ, охватывающие все сферы жизни страны — экономическое, политическое, гражданское общество, правовую систему, оборонную реформу. То есть готовность к ПДЧ — это абсолютно нормально, и она есть в Украине.
Другое дело, что существует обеспокоенность Альянса касательно организационных возможностей нашего государства. Речь идет о наличии соответствующей структуры, координации этой работы. Но я думаю, что все это будет сделано, когда мы будем иметь реальную задачу по выполнению этого плана действий относительно приобретения членства. А для этого как раз и нужны организационные изменения. Кстати, Совет национальной безопасности и обороны рассмотрел этот вопрос, и мы все ждем официальной публикации этого органа. Я думаю, что это решение внесет определенные коррективы в существующую сегодня систему координации.
Как известно, сейчас на базе МИД существует Межведомственная комиссия по вступлению Украины в НАТО. Понятно, что на сегодняшний день она, возможно, удовлетворяет потребности координации. Но с обретением ПДЧ и переходом к более интрузивному механизму, я думаю, эта координация должна осуществляться, в первую очередь, в плоскости исполнительной власти. Мне кажется, роль Кабинета Министров должна серьезно вырасти. Так же, как у нас есть вице- премьер по вопросам европейской интеграции, то, возможно, на него будут возложены обязанности евроатлантической интеграции.
— А может, будет создан пост вице-премьера по вопросам евроатлантической интеграции?
— Может, и так. Но это должно быть политическое решение. Но, несомненно, в Кабинете Министров и структурах центральных органов исполнительной власти должны появиться соответствующие подразделения, которые бы опекались именно этим направлением. Я думаю, что здесь проблем не будет с точки зрения готовности.
— Вы говорите об организационной готовности, а как насчет политической?
— Мы все понимаем, что она была продемонстрирована в письме трех, потом была подтверждена в письме двух. А вчера, выступая перед послами, премьер-министр снова подчеркнула свою позицию, заключающуюся в том, чтобы получить приглашение в ПДЧ уже в Бухаресте. То есть на сегодняшний день, с моей точки зрения, есть политическая готовность, и мы должны не упустить этот шанс.
— Но ведь некоторые западные послы упрекают нас в том, что мы несерьезно относимся к ПДЧ, существует раскол среди элит в отношении этого вопроса...
— Раскол в элите всегда будет. Вряд ли удастся убедить коммунистическую партию или прогрессивных социалистов, и даже Партию регионов. Мы знаем, что законодательная база в Украине, дающая нам основания вообще ставить вопрос о членстве в НАТО, создавалась во времена других правительств, и в том числе при участии Партии регионов. Насколько я понимаю, у Партии регионов проблема со временем и привлечением граждан к разрешению этого вопроса. Но этот вопрос был снят после принятия в парламенте соответствующего постановления. Если внимательно почитать этот документ, то Партия регионов, проголосовав за это, открыла путь к ПДЧ уже сейчас. А вопрос членства после прохождения соответствующих процедур, в том числе ПДЧ, должен быть решен на основании результатов референдума согласно закону о референдуме. Исходя из постановления, проголосованного в парламенте, у Партии регионов нет сегодня возражений относительно ПДЧ.
— А будет ли такая позиция оппозиционной партии учтен 2 апреля, когда лидеры стран- членов НАТО будут рассматривать прошение Украины?
— Безусловно, я считаю, что с точки зрения наших внутренних реалий у Североатлантического альянса не может быть возражений. Мы готовы начать ПДЧ. Дело во внешних факторах. Возможно, здесь лежит скептицизм некоторых стран в плоскости внешнего воздействия на это решение. Здесь, как говорят, геополитический выбор Альянса.
— Владимир Дмитриевич, а сколько стран против предоставления Украине ПДЧ в Бухаресте? Разные СМИ называют от пяти до семи стран.
— Я бы всех предостерег от списков, количества и всего прочего. Понимаете, что такое консенсус? Это не голосование. В НАТО по этому вопросу голосования не будет. Здесь не будет: кто за, кто против, кто воздержался. Консенсус — это все или ничего. Кто нарушит консенсус, чья аргументация повлияет на формирование консенсуса или на его отсутствие — это немножко другой вопрос. Поэтому я бы не стал сейчас называть страны. Но я уверен, что подавляющее большинство стран НАТО за предоставление Украине ПДЧ. И я думаю и надеюсь, что это решение будет принято в Бухаресте. Других модальностей я не знаю, мы их не рассматриваем. С точки зрения Украины, у нас есть абсолютно четкая заявленная цель, и мы работаем на результат.
— А если в Бухаресте не будет желаемого результата, будет ли это означать для нас поражение?
— Этот гипотетический вопрос. Если гипотетически не будет ПДЧ, то будет что-то другое. Я убежден, что мы не останемся на этом уровне, на котором мы находимся сегодня. А именно — на уровне Интенсифицированного диалога, который когда принимался, назывался Интенсифицированным диалогом относительно членства в Альянсе. И мы его ведем сегодня, начиная с 2005 года. Мы предпримем следующий шаг в Бухаресте. Это однозначно. Наше сотрудничество будет повышено на новый уровень. И я уверен, что это будет ПДЧ. Если не ПДЧ, то других механизмов просто не существует на сегодняшний день. Гипотетически возможна только отсрочка, если представить себе, что для формирования и закрепления консенсуса требуется немножко больше времени. Все другие формы мы проходили. У нас есть Хартия об особом партнерстве с 1997 года, у нас есть план действий и ежегодные целевые планы от 2003 года. А теперь Интенсифицирован диалог. То есть все эти механизмы мы завершили, и потому для нас ПДЧ — единственный следующий шаг.
— Но говорят, что на встрече Юлии Тимошенко с Яапом де Хоопом Схеффером генсек НАТО сказал, что на Интенсифицированном диалоге и «конь не валялся».
— Действительно, в отношении Интенсифицированного диалога у нас была пауза. Но она касалась, скорее, внешнего измерения. Было меньше делегаций, поездок, меньше прессы. Но работа продолжалась. И даже в условиях предыдущего правительства целевой план на 2007 год был выполнен, как этот было признано Альянсом, приблизительно на 80%. Также был выполнен целевой план на 2006 год. То есть работа по приближению, достижению критериев членства в НАТО продолжалась. Действительно, НАТО отмечало уменьшение активности в таком направлении, как борьба с чрезвычайными ситуациями и их предупреждение. Когда-то это было одно из ведущих направлений нашего сотрудничества. Вспомните аварию на коллекторе в Харькове, когда НАТО помогло ликвидировать эту аварию. В Харькове до сих пор это помнят. Вспомните большое наводнение в начале 2001 года. И тогда НАТО с использованием своего механизма предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями оказало помощь Закарпатской области. Это всегда было активное направление нашей работы. К сожалению, последний год оно сводилось практически к нулю. Именно поэтому министр чрезвычайных ситуаций Владимир Шандра посетил недавно штаб-квартиру, и фактически было реанимировано это и другие направления сотрудничества с НАТО. Межведомственные консультации высокого уровня, состоявшиеся в НАТО в середине марта, в которых участвовали заместители министра обороны, юстиции, министра чрезвычайных ситуаций. Я возглавлял эту делегацию. Они признали, что нам удалось возобновить на необходимом уровне Интенсифицированный диалог, и на сегодня снят вопрос касательно того, что нам нужно еще что-то доделать в этом формате. Такого вопроса сегодня не существует. И нам это удалось сделать за короткий период деятельности нынешнего правительства.
— Кстати, правительство приняло целевой план на 2008 год, а почему его до сих пор не подписал Президент?
— Дело в том, что существует процедура. Правительство действительно согласовало план, переданный в Секретариат Президента. Там он был доработан и опять возвращен в НАТО для окончательного согласования. Буквально на днях мы ожидаем согласования. Это двусторонний документ. Это дело не только Украины, необходимо, чтобы все пункты плана были согласованы с натовской стороной. А там своя процедура. Буквально вчера мы получили окончательно согласованный план от НАТО. И теперь этот текст проходит окончательную вычитку и сверку.
— И до саммита НАТО он будет опубликован?
— В этом определенный символизм, конечно, есть. Но, кстати, мы уже работаем по этому плану, невзирая на то, что он до сих пор не утвержден. В прошлом году годовой план был официально опубликован в мае. Я не хочу, чтобы это повторилось.
Выпуск газеты №:
№58, (2008)Section
День Планеты