Внешняя политика: успехи есть, удовлетворения — нет
Самые большие достижения во внешней политике государства, о которых доложил Тарасюк, таковы: активизация отношений с Европейским Союзом (страны–члены ЕС на последнем саммите решили разработать стратегию в отношении Украины, к чему так стремился Киев); начнутся консультации о возможности создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС; продвигается делимитация украинско-российской сухопутной границы (чему так долго противилась Москва); объявлено о начале так называемой «Харьковской инициативы» между украинскими предприятиями и США (хотя, конкретных ее результатов для Украины пока что не видно), Украина утверждается в роли регионального лидера (что, скорее всего, является надеждой). Впрочем, Тарасюк совершенно правильно заявил, что в то же время год прошедший не дает оснований чувствовать такое же удовлетворение, как год назад. Ведь Украине не удалось стать ассоциируемым членом Евросоюза, ни добиться приглашения в Европейскую конференцию (из стран–членов и стран-кандидатов в члены ЕС), не решен с Россией вопрос заграничной собственности бывшего Союза.
К этому вполне можно было бы добавить — не саму «сдачу» так называемого «иранского контракта» (Украина не является его стороной), а форму, в которой это было сделано — под очевидным давлением США, отсутствие прогресса в переговорах с Румынией по поводу раздела морской экономической зоны и континентального шельфа (дипломаты считают, что Бухарест намерен передать дело в международный суд). В начале года многое говорилось о намерении конгресса США сократить ежегодную помощь Украине из федерального бюджета из-за проблем американского бизнеса. Качественного увеличения зарубежных инвестиций в Украину так и не произошло, зато была проблема с Евросоюзом из-за чрезмерной любви украинского руководства к «ДЭУ». Было объявлено о новых антидемпинговых процессах против украинских производителей в различных уголках мира — вместо этого о скором принятии Украины во Всемирную торговую организацию уже вообще речь не идет. Поскольку для вступления во ВТО следует соответствовать ее стандартам, к чему власть и близкие к ней структуры явно не готовы.
Победа на «туркменском фронте», материализовавшаяся в поставках газа, кажется сомнительной, учитывая его цену для потребителя. Не видно ощутимых побед в соперничестве за пути каспийской нефти.
Один из высокопоставленных украинских дипломатов считает качественный рост контактов с той же Польшей еще несравнимым с удельным весом России в украинской политике. За ратификацию же Госдумой России украинско-российского договора, по его словам, возможно, придется платить слишком дорого — в частности, потерей уже приобретенного Украиной на «западном» направлении.
Провозглашенное стратегическое партнерство Украины с Россией и США пока что в его видимой части оборачивается огромной стратегической зависимостью от Москвы и Вашингтона, а маятник «многовекторности» часто колеблется в сторону того, кто последним говорил с Президентом. Отсутствие европейского лобби во власти вряд ли может ускорить европейскую интеграцию. Международный имидж Украины слишком уж подпорчен «делом Лазаренко», и это в глазах западного обывателя намного весомее, чем все успехи государства вместе взятые.
По-видимому, невозможно за семь лет бывшую советскую провинцию превратить во влиятельное хотя бы в собственном регионе государство — хотя шансы есть, работа ведется и неформальное образование ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) тому пример. Главное же — стало ясно: чтобы государство уверенно чувствовало себя на международной арене, чтобы с ним считались все, начиная от США и заканчивая вождем нигерийского племени, нужно, чтобы каждый ее гражданин чувствовал себя человеком. Нынешняя украинская власть окончательно доказала, что это ей не под силу.