Перейти к основному содержанию

Внешняя политика: успехи есть, удовлетворения — нет

03 января, 00:00

Самые большие достижения во внешней политике государства, о которых доложил Тарасюк, таковы: активизация отношений с Европейским Союзом (страны–члены ЕС на последнем саммите решили разработать стратегию в отношении Украины, к чему так стремился Киев); начнутся консультации о возможности создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС; продвигается делимитация украинско-российской сухопутной границы (чему так долго противилась Москва); объявлено о начале так называемой «Харьковской инициативы» между украинскими предприятиями и США (хотя, конкретных ее результатов для Украины пока что не видно), Украина утверждается в роли регионального лидера (что, скорее всего, является надеждой). Впрочем, Тарасюк совершенно правильно заявил, что в то же время год прошедший не дает оснований чувствовать такое же удовлетворение, как год назад. Ведь Украине не удалось стать ассоциируемым членом Евросоюза, ни добиться приглашения в Европейскую конференцию (из стран–членов и стран-кандидатов в члены ЕС), не решен с Россией вопрос заграничной собственности бывшего Союза.

К этому вполне можно было бы добавить — не саму «сдачу» так называемого «иранского контракта» (Украина не является его стороной), а форму, в которой это было сделано — под очевидным давлением США, отсутствие прогресса в переговорах с Румынией по поводу раздела морской экономической зоны и континентального шельфа (дипломаты считают, что Бухарест намерен передать дело в международный суд). В начале года многое говорилось о намерении конгресса США сократить ежегодную помощь Украине из федерального бюджета из-за проблем американского бизнеса. Качественного увеличения зарубежных инвестиций в Украину так и не произошло, зато была проблема с Евросоюзом из-за чрезмерной любви украинского руководства к «ДЭУ». Было объявлено о новых антидемпинговых процессах против украинских производителей в различных уголках мира — вместо этого о скором принятии Украины во Всемирную торговую организацию уже вообще речь не идет. Поскольку для вступления во ВТО следует соответствовать ее стандартам, к чему власть и близкие к ней структуры явно не готовы.

Победа на «туркменском фронте», материализовавшаяся в поставках газа, кажется сомнительной, учитывая его цену для потребителя. Не видно ощутимых побед в соперничестве за пути каспийской нефти.

Один из высокопоставленных украинских дипломатов считает качественный рост контактов с той же Польшей еще несравнимым с удельным весом России в украинской политике. За ратификацию же Госдумой России украинско-российского договора, по его словам, возможно, придется платить слишком дорого — в частности, потерей уже приобретенного Украиной на «западном» направлении.

Провозглашенное стратегическое партнерство Украины с Россией и США пока что в его видимой части оборачивается огромной стратегической зависимостью от Москвы и Вашингтона, а маятник «многовекторности» часто колеблется в сторону того, кто последним говорил с Президентом. Отсутствие европейского лобби во власти вряд ли может ускорить европейскую интеграцию. Международный имидж Украины слишком уж подпорчен «делом Лазаренко», и это в глазах западного обывателя намного весомее, чем все успехи государства вместе взятые.

По-видимому, невозможно за семь лет бывшую советскую провинцию превратить во влиятельное хотя бы в собственном регионе государство — хотя шансы есть, работа ведется и неформальное образование ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) тому пример. Главное же — стало ясно: чтобы государство уверенно чувствовало себя на международной арене, чтобы с ним считались все, начиная от США и заканчивая вождем нигерийского племени, нужно, чтобы каждый ее гражданин чувствовал себя человеком. Нынешняя украинская власть окончательно доказала, что это ей не под силу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать