Перейти к основному содержанию

Во что обходится миру кризис в Турции?

14 мая, 20:27
ФОТО РЕЙТЕР

Парламентские выборы в Турции пройдут в июле, на четыре месяца раньше срока, что позволит, хотя и с трудом, избежать конституционного кризиса, связанного с выбором следующего президента страны. Тем не менее обострение политической нестабильности в Турции нанесло ущерб как ее внешней политике, так и ее положению на мировой арене.

В центре конфликта находятся премьер-миннистр Ресеп Тайип Эрдоган, возглавляющий умеренно-исламистскую Партию справедливости и развития (ПСР) и Ясар Буюканит, глава Генерального штаба турецкой армии, которая считает себя хранительницей светской республиканской традиции, заложенной Кемалем Ататюрком. Когда этой весной Эрдоган вознамерился сменить кресло премьер-министра на президентское, военные круги и светские политические партии выразили серьезное недовольство. Генерал Буюканит сказал в апреле, что новый президент страны должен быть светским «не только на словах, но и по сути».

Неоднократно встречаясь и общаясь с Эрдоганом, я нашел, что он умеренный и здравомыслящий человек. Более того, ПСР пользуется широкой поддержкой турецких избирателей и показывает прекрасные результаты по части экономического роста, законодательной защиты прав человека и улучшения положения курдского меньшинства в Турции. Министр иностранных дел Абдулла Гул, близкий сподвижник Эрдогана по ПСР, настаивал на том, чтобы Турция подала заявку на вступление в ЕС. Поэтому, когда Эрдоган решил номинировать Гула в качестве кандидата от ПСР на пост президента, я был удивлен силе противодействия со стороны сторонников светского государства.

Представители светских организаций утверждают, что нынешняя умеренность ПСР отражает систему сдержек и противовесов власти президента со стороны светских групп. Они доказывают, что, если ПСР будет контролировать пост президента, она может перестать проводить умеренную политику. Они с озабоченностью отмечают, что другие члены ПСР, такие, как спикер парламента Булент Аринк, известны своим явным религиозным и социальным консерватизмом.

Когда турецкий парламент попытался избрать президента 27 апреля, Гул не получил достаточного количества голосов, чтобы победить в первом туре. Главная оппозиционная партия утверждала, что голосование недействительно, а Генеральный штаб заявил о том, что «с озабоченностью наблюдает за ситуацией». В Стамбуле прошли массовые общественные демонстрации в поддержку светской традиции, установленной Ататюрком. Вопрос рассматривался в верховном суде Турции, который аннулировал голосование парламента, фактически лишив Гула возможности баллотироваться, что привело к решению Эрдогана о проведении досрочных выборов.

За этими событиями внимательно наблюдали в Вашингтоне и Брюсселе. Соединенные Штаты оказывали давление на Евросоюз, чтобы он ускорил рассмотрение заявки Турции на вступление в ЕС, но членство Турции уже на тот момент вызывало возражения в нескольких странах ЕС. Они были продиктованы озабоченностью по поводу мусульманской культуры Турции и ее большого населения, а также тревогой о том, что любое дальнейшее расширение приведет к чрезмерному размыванию границ «европейского проекта».

Сейчас противники вступления Турции в ЕС ухватились за последние события, чтобы доказать, что страна не отвечает стандартам демократии, необходимым для полного членства. Они указывают, что вооруженные силы Турции свергли четыре избранных правительства, начиная с 1960 года, и продолжают играть несоразмерно большую роль в турецкой политике. Хотя решение верховного суда и апелляция к электорату означают, что турецкая демократия на данный момент не пострадала, прогресс переговоров о вступлении Турции в ЕС еще более замедлился.

Это не на пользу ни Турции, ни Европе. С замедлением переговоров у турецких политиков будет меньше стимулов продолжать реформы, необходимые для членства в ЕС. Турция страдает от национализма, и экстремистские группы уже организовали несколько неприятных инцидентов, в том числе нападения на представителей меньшинств и преследование деятелей культуры, таких, как Нобелевский лауреат, писатель Орхан Памук. Если Турция начнет удаляться от Европы, заявление ЕС о том, что эта организация с успехом играет роль «мягкой силы» в мировой политике, окажется под серьезным сомнением.

Если говорить о более широкой картине, то Турция не только является важным участником НАТО, имеющим влияние как на Балканах, так и на Ближнем Востоке, но и играет жизненно важную роль в мире в целом. Один из ключевых вопросов политики ХХI века заключается в том, как мир справится с возвышением исламских политических организаций. Для радикальных исламистов (и кое-кого на Западе) подъем ислама создает условия для «столкновения цивилизаций», которое они приветствуют как средство поляризации общества, позволяющее им получить среди мусульман более широкую социальную базу для вербовки в свои ряды.

Но Турция в состоянии показать, насколько поверхностен такой сценарий, продемонстрировав совместимость либеральной демократии с исламом. К сожалению, этого, видимо, не в состоянии понять неоконсерваторы из администрации Буша. По их мнению, сигналом для волны демократизации, которой суждено преобразовать Ближний Восток, должно было стать вторжение в Ирак и устранение режима Саддама Хусейна. Вместо этого их действия породили «электократию», которая, в отсутствие либеральных учреждений, заменила тиранию суннитского меньшинства тиранией шиитского большинства и религиозной гражданской войной между сектами.

Вторжение в Ирак фактически навредило и Турции, как экономически, так и вследствие усиления базы для террористической курдской организации PKK, действующей с территории северного Ирака. Результатом стало резкое усиление антиамериканских настроений в турецкой политике. Если бы неоконсерваторы вместо этого сосредоточили свое внимание на укреплении «мягкой силы» Турции, они бы сделали намного больше для дела демократии на Ближнем Востоке.

КСТАТИ

Более миллиона человек вышли на митинг в турецком городе Измир, чтобы выразить недовольство планами правительства, грозящими традиционному светскому устройству государственной системы. На митинге в Измире звучали призывы к оппозиционным светским партиям объединиться и ослабить позиции ПСР. Главный лозунг демонстрации гласил, что Турция — светское государство — и должно таким оставаться и впредь. Это уже четвертая крупная демонстрация с того момента как правящая Партия развития и справедливости (ПСР) выдвинула министра иностранных дел страны Абуллу Гюля на президентский пост. Многие в Турции подозревают, что Гюль станет проводить исламистскую политику. Сам он отвергал эти предположения, а потом и вовсе отозвал свою кандидатуру.

Джозеф С. НАЙ-младший — профессор в Гарварде, отмеченный наградой «За выдающиеся заслуги», и автор книги «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать