Вопрос "Дня"

Слухи о том, что Пентагон создает спецподразделение по пропаганде, прозванное журналистами «министерством правды», привели к язвительным комментариям и острым вопросам. Западные общества явно «не оценили» нововведения. В результате Пентагон на прошлой неделе официально объявил, что подобного подразделения создаваться не будет — следовательно, дыма без огня не было. «День» в связи с этим постарался выяснить у украинских экпертов: — О чем свидетельствует попытка создания подобного пропагандистского подразделения, и не может ли это означать начала очередной «холодной войны»?
Георгий ПОЧЕПЦОВ, доктор
филологических наук: — Официальное исчезновение структуры еще не означает ее реального уничтожения. Эти функции в полном объеме выполнялись и до появления данной структуры. Будут они выполняться и позже. Мир живет сегодня по законам информационной цивилизации, где возросла реальность виртуальных объектов. Например, есть такая норма: ни одно событие не происходит без предварительной информационной подготовки. Любой военный конфликт начинается и завершается информационными пи-ар акциями, поскольку выигрыш в войне или мире вначале осуществляется в головах людей, а не на поле боя.
Эти методы активно используются и в мирной жизни. Например, в политике — это выборы, в экономике — это продажа продуктов и брендов. Причем они своего рода взаимозаменяют друг друга: Милошевич ушел не в результате войны, а выборов.
В целом нам показывают только верхушку айсберга, а по ней сложно оценивать реальность. Тем более, верхушку эту мы не видим, а только слышим рассказы о ней.
Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук:
— Для меня совершенно очевидны причины, руководствуясь которыми правительство США пыталось стимулировать такого рода проекты. Прежде всего это связано с распространением в мире антиамериканизма. События 11 сентября показали, что антиамериканизм имеет уже не только эмоциональную природу, но может угрожать жизни тысяч невинных людей, а также экономике — и не только Соединенных Штатов, но и мировой экономике в целом. Естественно, вполне понятны причины, по которым американцы пытаются найти пути смягчения этого мирового явления. Степень распространения и эмоционального накала антиамериканских настроений прямо пропорциональна степени ущемления национального достоинства представителей очень многих государств. Которые, не имея возможности жить, как американцы, культивируют идею о том, что из-за широкого распространения экономического и политического влияния Америки в мире, другие государства не могут улучшить качество и уровень жизни своих граждан. То же самое было и с антисоветизмом, когда был силен и экспансивен Советский Союз. Поэтому мне кажется, что сама по себе идея создания такого ведомства имеет достаточно серьезные основания. В таких идеях я не вижу признаков возникновения угрозы новой «холодной» войны. Более того, мне представляется, что как раз отказ Америки от такого пути смягчения антиамериканизма, скорее, свидетельствует о том, что может быть сделана ставка не на разъяснение, не на пропаганду достоинств своего образа жизни и своей международной политики, а на всевозможные силовые решения. Это не всегда военная сила — это сила и уверенность в том, что действия США и без пропаганды принесут необходимые для нее результаты. Кроме того, у американцев есть серьезные основания эту проблему постоянно держать под контролем, поскольку всплеск сочувствия американскому народу после 11 сентября уже пошел на спад, и последняя Олимпиада об этом свидетельствует. Мы видим, что некоторые неуклюжие действия Олимпийского комитета, (которые, кстати говоря, непосредственно инспирировались не американцами, а канадскими судьями) были списаны на то, что американцы хотят самоутвердиться за счет опять же несчастных представителей других государств.
Я думаю, что идея пропаганды себя должна быть в центре внимания каждого государства. Сколько уже мы слышали жалостливых высказываний наших политиков о том, что Украину никто не знает и не уважает, что надо нам пропагандировать самих себя. Я считаю, что вместо этих разговоров давно пора думать о том, как создать определенную систему пропаганды того реально позитивного, что есть в Украине. Это не было бы свидетельством того, что Украина хочет развязать «холодную» войну с кем-либо. Она бы донесла всему миру целый ряд своих достижений. И в этом смысле я бы приветствовал, если бы существовало в Украине ведомство, которое бы работало с мировой общественностью. Это тот самый пи-ар, который у нас используют только как грязную технологию в выборах. А ведь это целая система воздействия на общественность — и не только на «внутреннюю», но и на международную .
Василий СТОЯКИН, политолог:
— На самом деле этот шаг, как его объявление, так и его же отмена, является новостью скорее смешной, чем интересной. Речь в данном случае идет просто о каком-то комическом эпизоде, связанном со взаимоотношениями американских государственных служб, а никак не с «холодной» войной или какими-то другими вещами. Это самое простое ситуативное объяснение.
Проблема же заключается в следующем. Америка уже давно последовательно и очень красиво создает свой имидж в мире. Это нормальная функция каждой страны. Более того, в США этим занимается отнюдь не одна служба. Самая «простая организация» называется Голливуд. Практически каждая голливудская фирма, которая снимает фильмы, создает весьма положительный имидж США — «накручивает» американский патриотизм. Откровенно говоря, создание «идеологического отдела» для внешнего пользования в американском министерстве обороны в этом отношении является пропущенным моментом. Меня удивляет то, что его до сих пор не существовало. Очевидно, здесь произошла какая-то путаница, потому что, наверняка, идеологическая служба в армии США все-таки существует. В данном случае, скорее всего, произошло пересечение функций уже реально существующей службы и новосозданной, в результате чего американцы решили обойтись без дублирования.
Выпуск газеты №:
№42, (2002)Section
День Планеты