Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Воскрешение Шамиля

24 июля, 00:00

Еще несколько месяцев назад начальник Генерального штаба российских вооруженных сил генерал Анатолий Квашнин бодро отрапортовал журналистам о уничтожении самого известного из чеченских полевых командиров — Шамиля Басаева. Российские журналисты, которых давно уже не пускают дальше базы российских войск в Ханкале, писали о серьезном ранении Басаева и о его не менее серьезных разногласиях с президентом Ичкерии Асланом Масхадовым…

И вот Шамиль Басаев, живой и как будто здоровый появляется вновь — обнародованные чеченцами видеокадры демонстрируют его совместную пресс-конференцию с Асланом Масхадовым, утверждающим, между прочим, что у него с Басаевым великолепные отношения: пресс-конференция была созвана для того, чтобы сообщить о назначении Басаева заместителем главнокомандующего.

Конечно, уже сегодня в российских СМИ напишут о том, что это агония боевиков и усиление радикалов. Но какая-то уж больно долгая и бодрая получается агония. Почему начальник Генштаба объявляет убитым человека, слухи о смерти которого оказываются сильно преувеличенными генералами? Почему доблестные российские спецслужбы, контролирующие ситуацию в Чечне настолько, что уже готовы передать этот контроль чеченской милиции, не способны не только добраться до Масхадова и Басаева, но и помешать им проводить заседания и пресс-конференции — о военных операциях я уж и не говорю? Кто на самом деле контролирует ситуацию в Чечне?

На каждый из этих вопросов можно дать десятки противоречивых ответов, но суть ситуации сводится к совместной ответственности за происходящее как российских военных, так и противостоящих им боевиков. Если бы российские силовые структуры действительно захотели бы, они смогли бы найти и Масхадова, и Басаева, и других полевых командиров. Но, как верно кто-то заметил еще в самом начале чеченской войны: «Басаев имеет столько конфиденциальных обязательств перед российскими силовиками, что останется неуязвим хотя бы потому, что с его смертью горная Чечня станет неуправляемой».

И Басаев действительно остается неуязвимым. Потому что является одной из фигур, само присутствие которой на чеченской, с позволения сказать, политической сцене, превращает военную кампанию в кампанию финансовую — к взаимному удовлетворению сражающихся сторон. Потому что всегда появляется вовремя, как чертик из табакерки — то в Буденновске, как раз тогда, когда российское руководство не знало, как ему выйти из сложившейся после президентских выборов ситуации и вывести войска из Чечни, то в Дагестане, когда российское руководство не знало, как ему выйти из сложившейся перед президентскими выборами ситуации и ввести войска в Чечню. Конечно, все это можно считать всего лишь простым совпадением событий, а Басаева — безмозглым фанатиком, только и мечтающим о том, как захватить очередной роддом или расстрелять очередную колонну российской бронетехники. Но когда Шамиль был фактическим главой чеченского правительства при Масхадове, он продемонстрировал, что способен организовывать теневой бизнес не хуже многих российских чиновников, а договариваться с приезжими из Москвы способен лучше многих российских региональных руководителей — ну кому из них можно поручить вторжение в Дагестан? Теперь российская политическая элита вновь начинает готовиться к выборам — вначале парламентским, а затем и президентским. И заместитель главнокомандующего ичкерийскими повстанцами Шамиль Басаев будет ей очень кстати…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать