Война за Карабах завершилась
Кто выиграл и кто проиграл?Боевые действия в Карабахе остановлены на основании заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении. Еще сразу после взятия Шуши азербайджанская армия начала наступление в сторону столицы Нагорного Карабаха Степанакерта (Ханкеди) и внезапно все изменилось.
Интересно, что в ходе боевых действий стороны три раза договаривались о прекращении огня, но каждый раз договоренность не выдерживалась не только часы, минуты. Похоже, что на этот раз мир, с известными оговорками и ограничениями, действительно наступил.
Как теперь известно, переговоры шли несколько дней, но стороны никак не могли договориться. Переломным моментом стал захват Шуши и полная дезорганизация армянской обороны в центре фронта.
Безнадежность для обороняющихся усиливалась начавшимися активным продвижениям азербайджанской армии не только на юге, откуда шло наступление на Шушу, но также на востоке в районе Ходжавенда и севере. Теперь армянская оборона оказывалась в полном окружении, так как оказалась перекрыта главная дорога через Лачин, что грозило полным прекращением снабжения всей карабахской группировки.
Французская газета Le Monde в репортаже из Карабаха писала в те дни, что «Армянские войска, разбиты в клочья. С десятками окровавленных, истощенных раненых, в кузовах военных машин они убегают в госпиталь в долине Степанакерта. Другие, изможденные, спускаются с гор, не зная, возобновят ли они бой. Они были отброшены назад артиллерийским огнем и снайперскими выстрелами».
В такой военной обстановке дальнейшие боевые действия грозили не только поражением на поле боя, но также полным экономическим и финансовым коллапсом всей Армении. Ничего не оставалось, как соглашаться на условия, продиктованные в значительной мере победителем.
Второй вопрос. Почему Баку согласился на прекращение боевых действий буквально в шаге от выполнения главной задачи возвращения контроля над всей территорией Карабаха.
Ответ находится в нескольких плоскостях.
Во-первых, хотя армянские войска и потерпели ряд серьезных поражений и потеряли стратегическую инициативу, они еще какое-то время могли сопротивляться, что грозило затянуть военные действия на неопределенный период и привести к большим потерям азербайджанской армии. Бои переходили в горную и лесистую местность, где сложно использовать тяжелую технику, и затруднена логистика.
Во-вторых, приближается зимний сезон с ухудшением погоды. Дожди и низкая облачность практически лишат азербайджанскую армию возможности использовать дроны и концентрировать огонь артиллерии на критически важных позициях противника. Как следствие, затягиваются боевые действия с изложенными выше и другими негативными последствиями.
В-третьих, несколько дней назад министр финансов Армении Атом Джанджугазян заявил, что один день войны обходится его стране в $30 млн. Если принять эту цифру, то за 35 дней войны Ереван потратил более $1,3 млрд. При том, что весь бюджет Армении на 2020 год составляет около $4 млрд, а ее золотовалютные резервы составляют всего $2,4 млрд.
Экономически Азербайджан сильнее Армении, но и для него такая война весьма накладна и тяжело отражается на экономике. Война есть война и негативные последствия очевидны даже для добившегося в ней успеха.
В-четвертых, было совершенно очевидно, что Россия не допустит полного разгрома Армении. С достигнутым Баку в Москве готовы примириться, но на большее Кремль не согласен. К тому же у него есть рычаги воздействия на Азербайджан. Как военные, так и политические.
В-пятых, союзник Азербайджана Турция также не была заинтересована в продолжении военных действий, так как заставляла держать серьезную группировку в ее восточной части, в то время как в Сирии войска Асада при российской поддержке предприняли ряд атак на турецкие наблюдательные посты и бомбардировки в том числе и турецких позиций. Анкаре очень нужны войска на своих южных границах.
Вероятно, что выработка позиций Баку и Анкары произошла на переговорах в Баку президента Ильхама Алиева с турецкими министрами иностранных дел Мевлютом Чавушоглу и обороны Хулуси Акаром.
Согласно документу Азербайджан возвращает большую часть Карабаха и прилегающих районов под свой контроль. Это гораздо больше того, на что соглашался Алиев в начале боевых действий в сентябре.
Второй важнейший элемент — снимается вопрос о статусе Нагорного Карабаха, на чем всегда настаивала Армения. Теперь это полностью территория Азербайджана в международном и правовом понимании. Оспорить такое положение в будущем будет практически невозможно.
Сейчас много пишут, что в выигрыше оказались Азербайджан, что очевидно, и Россия. Последнее утверждение московских пропагандистов основано на том, что миротворческий контингент будет все-таки российским. Видимо на этот категорически настаивала Армения, и Азербайджану пришлось согласиться.
Однако, здесь заложена и неопределенность, которая в ближайшем будущем может серьезно подорвать достигнутый и пока еще хрупкий мир. Алиев и турецкая пресса говорят, что на основе договоренностей министерств обороны России и Турции в составе миротворцев должны быть и турецкие наблюдатели. Характерно, что в Москве и Ереване опровергли такую возможность, но проблема из технической может превратиться в политическую и в дальнейшем в военную.
Тактически можно говорить об успехе России, так как она остается на территории Карабаха, и будет контролировать дорогу в Нахичевань. Тем не менее, этот успех, если он вообще таковой, является относительным. Срок пребывания миротворцев ограничен 5 годами и навряд ли Азербайджан в дальнейшем согласится на их пребывание.
Важно и то, что российский контингент не будет иметь тяжелого вооружения, что существенно ограничивает его возможности. В основном они будут сводиться к мониторингу за ситуацией и возможному разделению в случае необходимости сторон.
Возникшая политическая турбулентность в Армении Кремль попытается использовать для свержения Никола Пашиняна. Тем не менее, националистический подъем совсем не означает, что возможности премьера полностью подорваны. Рвущийся к власти так называемый карабахский клан не пользуется широкой поддержкой в стране, и здесь многое будет зависеть от позиций силовиков, в первую очередь, армии. Как раз военное командование понимает всю глубину поражения и навряд ли поддержит смену власти.
Если Пашинян сумеет укрепить свои позиции, то он просто вынужден будет начать поиск альтернатив на Западе, так для очень многих в Армении последние действия Москвы выглядят как предательство. Если такой поворот произойдет, пусть не сразу, то Москве просто нечего будет делать в регионе.
Еще один бенефициар — Турция. Она явно усилилась на Южном Кавказе и наращивает свои позиции в Центральной Азии. Снова заговорили о Туранской армии тюркоязычных государств, что нашло положительный отклик в Казахстане и Киргизии.
Сильнейший удар нанесен по московской игрушке — ОДКБ. Вся никчемность этой организации была наглядно продемонстрирована за истекшие полтора месяца. Отметим, что союзники Армении по этому блоку — Беларусь и Казахстан поставляли вооружение Азербайджану именно в ходе боевых действий. Со вторым все более или менее понятно. Нур-Султан всегда поддерживал Баку. Вот Лукашенко в очередной раз показал Путину свою игру. Так он ответил на московское давление по возможному транзиту власти в Минске.
По примеру Карабаха может начаться разрешение конфликта в Приднестровье в случае победы 15 ноября Майи Санду на выборах в Молдове. Не обязательно военным путем, но четким выдавливанием российских войск, с участием Украины, с левого берега Днестра.
Положение на Южном Кавказе кардинально изменилось. Позиции России в регионе ослабли, и этот факт будет иметь продолжение, в том числе и в Москве. Здесь разворачиваются нешуточные баталии в начавшемся транзите власти.
Выпуск газеты №:
№214, (2020)Section
День Планеты