Всем назло
Иран овладел ядерными технологиями![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060412/462-3-1.jpg)
Иран впервые успешно изготовил обогащенный уран и таким образом вступил в клуб стран, которые владеют ядерной технологией. Такое заявление сделал президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. В то же время он отметил, что намерения Ирана мирные и не предусматривают создания ядерного оружия. По его словам, Тегеран будет продолжать свой путь, основываясь на международных договоренностях, пока не будет достигнут процесс обогащения в промышленном масштабе. При этом иранский президент отметил: «Запад должен уважать право Ирана на «мирный атом».
США сразу же осудили шаги Ирана. Официальный представитель Белого дома Скотт Макклеллан, в частности, заявил, что Тегеран «двигается в неправильном направлении», и если далее будет настаивать на своем, то США «обсудят возможные дальнейшие действия с другими членами Совета Безопасности и Германией». С критическим заявлением также выступила Россия, которая, к слову, строит в иранском Бушере атомную электростанцию. Председатель международного комитета Российской думы Константин Косачев назвал новый шаг Ирана демонстративным отказом выполнять требования Совета Безопасности ООН. Российский депутат не исключает возможности принятия ООН решения о применении санкций против Ирана.
Следует напомнить, что так называемое ядерное досье Ирана рассматривается в ООН. В соответствии с решением СБ ООН, Тегеран должен до конца апреля прекратить свою программу обогащения урана и вернуться за стол переговоров с Международным агентством по атомной энергетике (МАГАТЭ).
Украинский эксперт, директор Днепропетровского филиала НИСИ Анатолий ШЕВЦОВ в комментарии «Дню» отметил, что еще преждевременно говорить о возможности изготовления иранцами ядерного оружия. По его словам, названная иранскими специалистами степень обогащения урана является пригодной только для изготовления топлива для атомных электростанций. Эксперт считает, что МАГАТЭ должнo взять под контроль ядерную программу Ирана, чтобы сделать невозможной разработку атомной бомбы. По мнению А. Шевцова, ЕС вряд ли согласится на введение санкций против Ирана. «Интерес Украины также заключается в том, чтобы не было санкций, поскольку это только может привести к сокращению поставки нефти и газа. А это в свою очередь приведет к стремительному повышению цен на энергоносители», — отмечает А. Шевцов. По его мнению, выходом из этой ситуации может стать подписание отдельного протокола между МАГАТЭ и Ираном, который будет обеспечивать прозрачность иранской ядерной программы, доступ международных наблюдателей к иранским ядерным объектам.
Каковы возможности Ирана в овладении ядерным оружием? Какое будущее ждет страну в связи с доминированием радикалов во властных институтах? Об этом — в интервью с Мэйром ЛИТВАКОМ, профессором тель-авивского университета.
— В последнее время в средствах массовой информации распространяются слухи о возможности нанесения США авиаудара по Ирану. Что, по вашему мнению, стоит за этим?
— США посылают Ирану сигналы — намеки, чтобы Тегеран сотрудничал с ООН по так называемому ядерному досье, которое сейчас рассматривает МАГАТЭ. Вряд ли США на самом деле нанесут удар по Ирану. Вашингтон таким образом пытается давить на Тегеран, чтобы он пошел на компромисс, который предлагает Россия, или же удовлетворить требования ООН. Это также знак для ЕС и других стран, чтобы они были более жесткими на переговорах с Ираном и достигли на них успеха.
— А где, по вашему мнению, существует та грань, после которой США все-таки перейдут к реальным действиям против Ирана?
— Это может произойти в том случае, если США увидят, что Иран полностью игнорирует требования и резолюции ООН. Важным фактором является и то, что Вашингтон не собирается демонстрировать слабость, хотя в данный момент американские войска «застряли» в Ираке. Применение силы против Ирана зависит от того, какие личности будут причастны к принятию этого решения.
— А возможно ли допустить, что Израиль сможет повторить акцию, которую он осуществил в 1983 году, разбомбив иракский ядерный реактор?
— Нет, это слишком сложная операция для Израиля, который в военном отношении слабее Ирана. Кроме того, ядерные объекты находятся на всей территории Ирана. Осуществить подобную операцию могут скорее американцы, которые очень сильны в военном отношении.
— Некоторые эксперты считают, что Иран имеет право на мирные исследования в сфере атомной энергии, включая производство топлива для собственных атомных электростанций. Это возможно?
— Дело в том, что Иран уже дважды обманывал МАГАТЭ. И если он теперь говорит, что проводит исследования в мирных целях, многие люди этому не верят. Более того, ракеты, которые разрабатывают иранские военные, выглядят более пригодными для несения ядерных боезарядов. Все это кажется очень подозрительным. Трудно поверить, что режим Махмуда Ахмадинеджада, который становится все более радикальным, может преследовать мирные цели.
— Вы считаете, что при нынешнем режиме в Иране невозможно достичь компромисса?
— Я не знаю. Хотя у европейцев, США и России разные взгляды на иранскую ядерную программу, но они все не верят Ирану, который заявляет, что ядерная программа предназначена для использования в мирных целях. Более того, они считают, что цель Ирана заключается в разработке ядерного оружия. Москва также не заинтересована в том, чтобы Тегеран завладел ядерным оружием. Россия поставляет Ирану оружие и имеет большое влияние на эту страну. Москва строит атомный реактор в Бушере, но она работает очень медленно и не хочет завершать его строительство. Создается впечатление, что Иран может противостоять Западу столько, сколько будет ощущать поддержку России. Но если Москва перестанет оказывать поддержку Тегерану, то последний может стать более гибким.
— Принимая во внимание то, что в Иране сейчас при власти радикалы, какое будущее ожидает эту страну? Будет ли становиться она еще более радикальной?
— Действительно, на данный момент радикалы выиграли президентские и парламентские выборы. Консерваторы контролируют все государственные институты и духовные учреждения, которые имеют реальную власть. Все очень напоминает старую советскую систему, когда компартия контролировала государство. Сейчас в Иране священники контролируют все и, к тому же, среди них доминируют консерваторы. В краткосрочной перспективе Иран будет становиться более радикальным. Но об этом нельзя говорить с уверенностью на более отдаленную перспективу. В этой стране происходят изменения, особенно среди молодежи, которая желает большего либерализма. Возможно, это и приведет к другому результату.
Следует отметить, что за последние два года благодаря благоприятной ситуации на рынке иранское правительство получило 40 млрд. долларов от продажи нефти. Среди иранцев есть надежда, что эти средства улучшат условия жизни людей. Пока что этого не происходит. И, вполне возможно, если экономическая ситуация в стране не изменится, то у людей возникнет недовольство. Они будут ставить вопрос, где эти деньги, почему им не становится лучше жить? Такая ситуация может возникнуть в течение трех-пяти лет. Ведь в Иране подобное развитие событий происходило в 1973—1979 годах. В 1974 году стремительно подскочили цены на нефть. В страну поступило много денег от продажи «черного золота», и в связи с этим среди населения была большая надежда на улучшение жизни. Однако все это закончилось революцией 1979 года. Вполне возможно, что подобный сценарий вновь произойдет в этой стране.
— Некоторые эксперты советуют США применить в отношениях с Ираном тактику, которая оправдала себя в установлении отношений с Китаем. Тогда этот подход усилил среди китайской политической элиты позиции прагматиков в борьбе с радикалами.
— Здесь есть разница. Китай не заявлял, что он намерен уничтожить другую страну. Пекин, в отличие от Тегерана, не поддерживает террористические организации. Поэтому США относятся к Ирану с меньшим доверием, чем к Китаю.
Выпуск газеты №:
№62, (2006)Section
День Планеты