Перейти к основному содержанию

«Выборы тысячелетия» как последняя битва президента Милошевича

23 сентября, 00:00

В воскресенье в Югославии состоятся всеобщие выборы. Но относительно их всеобщности есть определенные сомнения — в частности, власть Черногории выборов на территории республики не проводит, но и голосовать гражданам якобы не запрещает. «Выборы нового тысячелетия» — так уже давно высказываются и сербские, и западные аналитики. Выборы на всех участках — президента страны, депутатов в союзную Скупщину, местные выборы, выборы в скупщины Воеводины и Белграда. От результата будет зависеть слишком многое, не только для самой Югославии и ее будущего как союзного государства, но и для Балкан, и для Европы. Именно поэтому тема югославских выборов уже стала ведущей для западной прессы.

За 48 часов до дня начала выборов в Югославии запрещена любая предвыборная агитация. Это не значит, что она в той или другой форме не продолжается — и проправительственные, и оппозиционные медиа используют эзоповский язык. Главный вопрос — кто имеет реальные шансы на победу, и что будет делать президент Слободан Милошевич в случае, когда проиграет выборы?

Предвыборные опросы общественного мнения показывали, что граждане высказываются по большей части в пользу кандидата от Демократической оппозиции Сербии (конгломерата из 18 партий и движений, в который не входила крупнейшая оппозиционная партия, Сербское движение обновления, или СДО) Войслава Коштуницы. Его отрыв от Милошевича, который считается главным кандидатом на победу, учитывая «административный ресурс», достигал в некоторые дни двадцати процентов. Проправительственные газеты и телевидение были другого мнения — согласно их подсчетам, поддержка Милошевича ровно в десять раз больше поддержки Коштуницы. Но, известно, что Милошевич действительно непопулярен в крупнейших городах — Белграде, Новом Сади, Ниши. Зато результаты выборов в селе проконтролировать труднее — а именно за счет сельских округов вполне можно организовать победу уже в первом туре. «Данас», близкая к оппозиции ежедневная газета, сообщила, что уже найден первый использованный избирательный бюллетень за Милошевича. Сколько таких фальшивых бюллетеней может быть по всей стране — неизвестно. Оппозиционные газеты были накануне выборов полны изложениями различных возможных вариантов и предположений относительно реальных результатов голосования и дальнейшего развития событий. Довольно часто считалось, что Милошевич так просто своей власти не отдаст, что он вполне способен использовать армию против собственного народа или развязать гражданскую войну, что число возможных «украденных» у оппозиции при помощи фальшивых бюллетеней или элементарного запугивания может достигать полмиллиона — огромный показатель для 8-миллионной Сербии. И неизвестно еще как проголосуют сербы в Косово, где уже не верят никому из Белграда.

Начальник генерального штаба югославской армии генерал-полковник Небойша Павкович, известный как один из ближайших соратников Милошевича и объявленный международным трибуналом в розыск за военные преступления против мирного населения, считает, что оппозиции нечего бояться, что армия признает победу любого претендента, и гарантирует, что обеспечит спокойную обстановку. Между тем телеэфир и проправительственная пресса были еще до недавнего времени полны сообщений о том, что войска из стран НАТО готовят провокационное вторжение на югославскую территорию — а то и оккупацию страны. На что, как сказал генерал Павкович, армия должна адекватно отреагировать. Что вряд ли прибавляет большего оптимизма сербам и черногорцам.

По-видимому, не слишком хорошую услугу сербам и оппозиции оказали руководители стран Запада и НАТО, призывая сербов сделать правильный выбор. Правда, после этого Милошевич обозвал представителей оппозиции и их последователей гиенами и крысами — что само по себе показало, что он нервничает, и не слишком уже уверен в собственной победе. Кто-то допускает, что выборы будут последней битвой из числа тех, которые он уже проиграл. Кто-то убежден, что Сербии необходимы перемены. Правда, далеко не все разделяют оптимизм заверений, что Коштуница сразу изменит жизнь к лучшему. ЕС пообещал упразднить санкции против Югославии в случае ухода Милошевича с политической сцены — но этого, как представляется, несколько маловато.

Понятно одно. Сербы будут голосовать против. Одни — против Милошевича. Другие — против давления, которое на страну оказывает Запад. Но очевидно, с «выборами тысячелетия» все связывают надежду, что войны и разлад останутся в прошлом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать