Японская дуга
Николай КУЛИНИЧ: Украина способна завоевать свое место на азиатском рынке![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070821/4141-3-1.jpg)
Сегодня гость рубрики «Украина в мире» — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Японии Николай Кулинич. Украинский дипломат работает в этой стране с февраля нынешего года. До этого он занимал должность ректора Дипломатической академии Украины при МИД Украины, а с июня 2001 по ноябрь 2003 года — советника-посла Посольства Украины в Республике Корея, Сеул. Мы предложили ему, как и другим украинским дипломатам, аккредитованным в зарубежных странах, ответить на пять вопросов.
1. В чем ценность или важность Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии для Украины?
2. Какие интересы есть у Украины в Японии, и удастся ли их отстоять?
3. Как развиваются экономические и торговые отношения Украины с Японией? Насколько активно украинский бизнес действует в Японии? Нужна ли для продвижения украинского бизнеса в Японии государственная или законодательная поддержка, а возможно и высшего руководства?
4. Чем интересна может быть Япония для украинских граждан или туристов?
5. Как в Японии относятся к Украине и украинцам? Какой они видят нашу страну?
1. За последние 30 лет АТР превратился из рынка сырья и дешевой рабочей силы в динамичный регион мира, способный стать в XXI веке одним из центров мирового политического, финансового и экономического влияния. Сейчас на долю стран региона приходится 56% общемирового ВНП, 51% мирового промышленного производства, 45% объема мировой торговли товарами и 40% — услуг. На международные морские и воздушные коммуникации приходится около трети мировых грузоперевозок. У региона колоссальные человеческие (более 2-х миллиардов человек) и природные ресурсы. Здесь сосредоточены богатые месторождения полезных ископаемых и стратегического сырья. По оценкам экспертов, совокупный ВНП стран АТР в 2020 году может вдвое превысить совокупный ВНП стран ЕС.
В регионе тесно переплелись стратегические интересы ключевых глобальных игроков — США, ЕС, Китая, Японии и Российской Федерации.
Для Украины развитие всестороннего сотрудничества со странами этого региона имеет также стратегический смысл, а близость подходов нашего государства и стран АТР к решению актуальных международных проблем, отсутствие острых противоречивых вопросов в отношениях, и, в то же время, наличие известного потенциала в торгово- экономическом, научно-техническом, военно-техническом и гуманитарном сотрудничестве создают необходимые предпосылки для поступательного развития двухсторонних отношений и расширения перспективных сфер сотрудничества.
Что же интересует Украину в этом регионе? В первую очередь, экономические интересы Украины в АТР обусловлены значительными природными ресурсами стран региона, динамичными темпами развития их хозяйства. Именно сейчас Украина в состоянии завоевать свое место на азиатском рынке и привлечь свободные инвестиционные средства. В свою очередь, Украина может быть привлечена к разрешению экономических, энергетических, экологических и других проблем региона АТР.
Окончание финансово-экономического кризиса, затронувшего ведущие государства АТР в последнее десятилетие прошлого века, стало предпосылкой для экономического «ренессанса» Японии и заметного роста ее политической роли в глобальном масштабе. Сейчас Страна Восходящего Солнца является одним из ведущих и влиятельных государств мира, которое в своей внешнеполитической деятельности ориентируется на инициативное участие в мировых процессах и взаимодействие с основными «игроками» на международной арене.
Так, например, Япония — чуть ли не самый большой донор проектов, призванных решить глобальные проблемы человечества. Сегодня Япония, как государство, не владеющее ядерным арсеналом, задекларировала амбициозные планы выступить главным посредником в процессе объединения других стран, в первую очередь, США и России, вокруг идеи мирного использования атома и сокращения арсенала ядерного оружия.
В экономической плоскости Япония, опираясь на собственный опыт и новейшие технологии, заявляет о способности предложить международному сообществу весомый вклад в уменьшение мирового спроса на энергоносители и в дело борьбы с глобальным потеплением. В качестве примера в этом контексте приводится историческая параллель с нефтяными кризисами 70 х годов, в результате которых японская экономика переориентировалась на создание эффективной инфраструктуры, что позволило стране приобрести статус ведущего государства в сфере практического применения технологий ресурсо- и энергосбережения.
В некоем роде прорывом для Украины в восточном направлении, более точным определением ее места во внешнеполитических приоритетах Японии можно считать программную речь министра иностранных дел этой страны Т. Асо «Дуга свободы и процветания: Япония расширяет дипломатические горизонты», с которой он выступил в Токио в Институте международных отношений 30 ноября 2006 года.
Новой опорой, вокруг которой будет вращаться внешняя политика Японии, Т. Асо определил дипломатию, ориентированную на «общепризнанные ценности»: демократию, свободу, права человека, верховенство права и рыночную экономику. При этом глава японской дипломатии подчеркнул, что существуют демократии, успешно развивающиеся по внешнему периметру Евразийского пространства, образовывая дугу, которая при содействии Японии должна стать «Дугой свободы и процветания».
Причины обращения руководителя японского внешнеполитического ведомства к таким геополитически масштабным проектам становятся ясны из его видения роли, места и мирового влияния самой Японии, определяющим ее интересы. Так, по словам Т. Асо, «Япония — одно из больших государств мира, чьи приоритеты зависят от стабильности мировой системы». Он подчеркивал, что «страной такого масштаба, как Япония, ни одно происходящее в мире событие не может игнорироваться или не быть связанным с ее интересами». Отсюда — теоретическая подоплека необходимости формирования на нынешнем этапе обновленной внешней политики с определенными национальными интересами и обобщенным названием — в своем роде «брендом», который бы сделал возможным понимание этой политики японским обществом.
Новая внешнеполитическая доктрина Японии «Дуга свободы и процветания», по существу, изменила место Украины во внешнеполитических приоритетах этого мощного государства и предоставила Киеву дополнительный шанс заявить о себе в качестве одного из лидеров Балтийско-Черноморско-Каспийского региона. Логичным и адекватным ответом украинской внешней политики на эту инициативу, а также дальновидным решением с точки зрения геополитических интересов нашей страны должно стать, по мнению многих экспертов, изменение места Японии во внешнеполитических приоритетах Украины.
Важным позитивным фактором является восприятие Украины японским эстеблишментом в качестве наиболее демократического государства постсоветского пространства. К тому же, между странами не существует никаких политических, территориальных, финансовых или других проблем.
Приведенные факторы можно считать предпосылкой того, что дальнейшая динамизация отношений с государством такого уровня расширит наши возможности в АТР, где Япония играет ведущую экономическую, а в последнее время — и политическую роль. Сейчас Токио также начинает осознавать, что Украина, учитывая ее особое геополитическое положение и динамично развивающуюся экономику, также способна занять достойное место на евразийском пространстве, и что она — неотъемлемая часть системы энергетической безопасности и транспортной инфраструктуры Евразии.
2. Основой взаимоотношений «нового типа» между Украиной и Японией могут стать следующие направления сотрудничества:
политическая поддержка Японией процессов создания государства в Украине, становления общественного общества в нашем государстве;
политическое взаимодействие в предотвращении и урегулировании международных конфликтов на основании соответствующих решений ООН;
сотрудничество в рамках международных организаций по таким вопросам, как безопасность, защита окружающей среды, нераспостранение ядерного оружия и тому подобное;
широкое сотрудничество в сферах инвестиций и обмена технологиями; совместные разработки в отрасли энергосбережения;
диверсификация источников, поставщиков, маршрутов и средств транспортировки энергоносителей;
развитие ядерной энергетики (уже являющейся основной для Японии), а также новых источников энергии и разработка мероприятий для уменьшения энергопотребления;
транспортировка нефти из района Каспия к странам Восточной и Центральной Европы;
привлечение японских компаний к комплексной разработке в Украине месторождений урановой руды и технологий для изготовления ядерного топлива;
привлечение японских инвестиций, в том числе в рамках Официальной помощи развития, к перестройке инфраструктуры транспортных коридоров через украинскую территорию, которая будет укреплять статус Украины в качестве транзитного государства.
Практическим наглядным показателем желания Японии участвовать в совместных с Украиной проектах стала активная позиция японской делегации на первом заседании форума «ГУАМ—Япония», прошедшем в Баку 18 июня этого года в рамках саммита ГУАМ.
В частности, в Общем заявлении для прессы, которое подвело формальные итоги встречи, стороны подтверждают стремление к перестройке своих взаимоотношений на основах таких фундаментальных ценностей, как демократия, права человека, верховенство закона и рыночная экономика. Принципиально важным для нашей страны можно считать задекларированные в документе договоренности о сотрудничестве в сфере инвестиций, обмена технологиями, совместных разработок в области энергосбережения. Указанные инициативы фактически открывают для Украины доступ к рынку высоких японских технологий и закладывают фундамент для перехода наших взаимоотношений на качественно новый, более практический уровень. Готовность японской стороны инвестировать в упомянутый политико-экономический проект интеллектуальные, финансовые и организационные возможности свидетельствуют о том, что в среднесрочной перспективе следует ожидать увеличения и активизации японского политического и экономического присутствия в регионе Восточной Европы и Черноморско- Каспийском пространстве.
Таким образом, вполне очевидно, что сотрудничество Украины и Японии будет способствовать стремлению Киева реализовать стратегию диверсификации источников энергоснабжения и внедрить энергосберегающие технологии, а привлечение японских инвестиций — расширить транспортные коридоры и повысить роль Украины как транзитного государства.
Важной предпосылкой такого вывода рассматривается и тот факт, что Япония теперь является одним из крупнейших в мире лоббистов и сторонником использования атомной энергетики. Такая позиция, базирующаяся прежде всего на отсутствии собственных природных ископаемых, а также необходимости сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа и предотвращении парникового эффекта, нашла понимание практически у всех ведущих «игроков» мировой экономики. Поэтому сотрудничество Украины с Японией в области атомной энергетики и энергосберегающих технологий может стать одним из практических составляющих решения украинской энергетической проблемы и, соответственно, элементом национальной безопасности нашего государства.
Сегодня между нашими странами продолжается процесс определения сфер общих интересов и поиск новых возможностей для проработки перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества. Растущий вес на международной арене Украины как одного из ведущих центров постсоветского пространства и ключевого игрока в Черноморско-Каспийском регионе, ее готовность участвовать в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, постепенно привлекают серьезное внимание Японии и способствуют реализации внешнеполитических приоритетов нашего государства в Азиатско-тихоокеанском регионе.
3.1. Двусторонние украинско- японские торгово-экономические отношения в последние годы развиваются с постоянной позитивной динамикой. Так, за последние три года двусторонний товарооборот товаров вырос вдвое, с 465,6 млн. долл. в 2003 году до 947,2 млн. долл. в 2006 г. В этом году мы прогнозируем преодоление предела товарооборота на отметке 1 млрд. дол. и достижение объема более 1,2 млрд. долл.
Несмотря на опережающие темпы роста японского импорта, который за указанный период увеличился в 2,25 раза (с 377,7 млн. долл. до 848,6 млн. долл.), можно констатировать продолжение позитивной динамики роста украинского экспорта в Страну Восходящего Солнца с 88 млн. долл. в 2003 г. до почти 100 млн. долл. — в 2006 г.
Следует отметить, что в 2006 г. произошло значительное увеличение объемов импорта транспортных средств (на 77,67%) по сравнению с 2005 г. Это свидетельствует о популярности продукции японских автомобилестроителей на украинском рынке, из-за высокой надежности и более доступных цен по сравнению с ценами на автомобили европейских производителей.
Новой заметной статьей японского импорта в группе машиностроения в 2005—2006 гг. стали поставки мотоциклов и мопедов как новых, так и бывших в эксплуатации. Японская организация внешней торговли ДЖЕТРО зафиксировала в 2006 г. поставки этих товаров в Украину на сумму более 17 млн. долл. Главным образом это так называемые скутеры, на которые не распространяется процедура таможенного оформления и пошлина, и акциз, а также при пользовании нет необходимости иметь удостоверение на управление скутером. Такая тенденция свидетельствует о перспективности упомянутого товара в Украине и является сигналом для Минпромполитики привлекать инвестиции в развитие производства мопедов на предприятиях нашей страны.
Позитивным фактором остается то, что машинотехнический японский импорт имеет инвестиционное направление и не вытесняет с внутреннего рынка украинскую продукцию. В этом контексте посольство проводит работу по привлечению японских инвестиций в отечественный машиностроительный комплекс с целью создания производства автозапчастей и комплектующих для японских автомобилей, которые импортируются в Украину или собираются на автосборочных заводах в соседних странах (в первую очередь, в России и странах Восточной Европы).
Украинский экспорт в Японию характеризуется, как и в предыдущие годы, низкой степенью переработки и имеет всего 4-5 товарных позиций, которые имели тенденцию к резкому росту. Это, в первую очередь, алюминиевые полуфабрикаты, поставки которых увеличились за первые 5 месяцев 2007 г. в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (31,7% украинского экспорта в Японию). На второе место в структуре украинского экспорта за первые пять месяцев постепенно вышла продукция химической и связанных с нею отраслей промышленности. Позитивным является то, что в 4,6 раза увеличились поставки молочной продукции (сухое и сгущенное молоко). Вместе с тем, к сезонным колебаниям и изменению конъюнктуры в АТР, очевидно, следует отнести отсутствие в 2007 г., в отличие от предыдущих лет, поставок зерновой продукции и практически прекращение поставок ферросплавов, которые были в минувшие годы одной из ключевых позиций украинского экспорта, а также существенное, на 77%, сокращение поставок черных металлов.
3.2. Украинский бизнес довольно осторожно и неактивно действует на японском рынке. Одной из причин очевидно является то, что японские деловые круги после ряда непоследовательных и несогласованных действий со стороны украинской власти относительно отдельных компаний и правительственных проектов Страны Восходящего Солнца опасаются создавать с украинскими партнерами совместные предприятия и планировать долгосрочные проекты. Японский бизнес в отношениях с Украиной отдает преимущество торговым операциям и проектам на основании кредитных ресурсов, не рискуя собственными инвестиционными активами.
В этих условиях следует приветствовать первые значительные совместные производственные проекты среди которых особенно можно выделить два: производство автобусов «Богдан» и грузовиков «Исудзу- Эльф» при участии отечественного холдинга «Богдан» и японских корпораций «Исудзу» и «Соджиц», а также инвестирование и производственную экспансию ведущего мирового производителя табачной продукции «Джапен Тобако Интернешнл Холдинг» (JTІ), который сегодня занимает второе место в Украине по производству сигарет, в частности «Уинстон», «Кэмэл» и других, на Кременчугской и Черкасской табачных фабриках.
Среди представленных в Украине мощных японских бизнес-структур следует выделить представительства ведущих торговых домов Японии: «Сумитомо», «Иточу», «Мицуи», «Марубени», «Мицубиси» и «Соджиц», а также торговые представительства ведущих автомобилепроизводителей — «Исудзу», «Ниссан Моторз» и «Хонда Моторз».
В то же время украинский бизнес в Стране Восходящего Солнца сегодня представлен только представительством авиакомпании «Аэросвит», которая летом этого года организовала три прямых чартерных рейса для японских туристических агентств по маршрутам Осака—Киев—Осака и Токио—Киев—Токио.
Перспективные инвестиционные украинско-японские проекты относятся в первую очередь к области транспорта и энергетики. Базовой основой подготовки и реализации таких проектов является кредитно- финансовое обеспечение со стороны Японского банка международного сотрудничества (ЯБМС) в рамках программы Официальной помощи развития (ОПР), а также ведущих коммерческих японских банков.
29 марта 2005 г. подписаны учредительные соглашения о привлечении иенового межправительственного кредита с целью реализации первого проекта «Реконструкция ДМА «Борисполь». В соответствии с условиями кредитного соглашения, правительство Японии предоставило правительству Украины кредит в сумме до 19 млрд. иен (ориентировочно 173 млн. долл.) на 30 лет, из которых первые 10 лет — льготные, под 1,5% годовых. Начало сотрудничества в рамках программы ОПР должно стать определяющим ориентиром для частных инвесторов Страны Восходящего Солнца делать прямые инвестиции в экономику Украины.
С целью углубления сотрудничества с правительством Японии в рамках программы ОПР для утверждения Украины как транзитного государства, 19.07.2005 было направлено официальное обращение о финансировании второго проекта по программе ОПР — «Строительство мостового перехода через р. Южный Буг в г. Николаеве». Проектом предусматривается строительство моста длиной 2,5 км по новейшим технологиям, которые еще не применялись в Украине, а также 15 км подъездных путей и транспортных развязок. В течение 2006—2007 гг. выполнен значительный объем работ по предварительному согласованию ТЕО проекта и перспектив его реализации. В июне 2007 г. в Токио специалисты ЯБМС совместно с в.о. гендиректора ГГА «Борисполь» Ю. Солончука, николаевского главы В. Чайки и руководителя ТЕМ провели уточнение деталей проекта с целью ускорения проработки первых двух проектов.
Новый перспективный проект в энергетической сфере начат 11 мая 2006 г., когда в Токио корпорациями «Сумитомо» и «Мицубиси Хейви Индастриз» заключены контракты с промышленно-финансовой группой «Индустриальный Союз Донбасса» (ИСД) о поставке Алчевскому металлургическому заводу двух газовых парогенераторов для тепловой электростанции (ТЭС). Благодаря новейшим японским технологиям, в качестве топлива предполагается использовать доменный и конверторный газы этого предприятия и газовые выбросы расположенного рядом Алчевского коксохимического завода. Указанные энергоблоки будут изготовлены на предприятиях промышленной компании «Мицубиси Хейви Индастриз» и в 2008 г. поставлены в Украину. Благодаря внедрению новейших технологий, планируется ежегодно производить 600 МВт электроэнергии без закупки природного газа и энергетического угля, а также сократить выбросы углекислого и других озоноразрушающих газов на 1,4 млн. тонн ежегодно, что сегодня является серьезным фактором загрязнения атмосферы в густонаселенном районе.
Реализация этого проекта станет практическим воплощением договоренностей Президента Украины и премьер-министра Японии, зафиксированных 21.07.05. в Токио в Совместном заявлении о новом партнерстве в XXI веке по реализации Проектов совместного внедрения на основе механизмов Киотского протокола.
3.3. Важной вехой в украинско- японских двусторонних экономических отношениях стал визит в эту страну в июле 2005 года Президента Украины В. Ющенко и участие Украины во Всемирной выставке «ЭКСПО-2005». После 2005 года японцы вновь открыли для себя современную цивилизованную европейскую страну с огромным потенциальным рынком. В мае 2007 года деловые круги второй по экономическому потенциалу страны света со значительным интересом ожидали проведения официального визита премьер-министра Украины В. Януковича. И хотя из-за объективных причин этот визит перенесен, его подготовка к нему дала новый импульс в отношениях между украинскими и японскими бизнесменами. В апреле—мае этого года состоялся обмен визитами делегаций японской федерации бизнеса «Кейданрен» в Украину, а делегации УСПП и ТПП Украины в Японию.
По результатам этих встреч Японская федерация бизнеса приняла решение о создании в своей структуре Комитета по деловому сотрудничеству «Япония—Украина», которая объединяет 83 ведущих корпорации Японии. Целесообразно в поддержку этого решения в октябре—ноябре этого года провести совместное заседание новообразованного комитета с членами Координационного совета по экономическому сотрудничеству с Японией, работу которого координирует Минэкономики и возглавляет министр экономики Украины.
В ходе указанных визитов и откровенного обмена мнениями определились следующие вопросы, которые нуждаются в своем решении.
Перспективным вопросом сотрудничества должна стать реализация проектов совместного внедрения на основе механизмов Киотского протокола. Поэтому создание полнокомплектной законодательной базы и издания соответствующего англоязычного справочного методического пособия для подготовки и внедрения таких проектов будет надежной базой для привлечения японских инвестиций в отечественную энергетику, металлургию, химическую отрасль, а также дегазацию угольных шахт.
Японский бизнес также ожидает решения на современном цивилизованном уровне вопроса относительно возможности функционирования СЭЗ в Украине, подобно тому как эта составляющая инвестиционного бизнеса действует во многих странах Европы и Азии.
По мнению японских аналитиков, учитывая существующие высокие политические и финансовые риски в Украине, ведущие японские корпорации могут отдавать преимущество проектам в Украине при условии получения государственных гарантий или кредитования совместных проектов с ведущими украинскими корпорациями, которые имеют стабильный кредитный рейтинг. Такими корпорациями в первую очередь являются «Укрзалізниця», «Укравтодор», «Укртелеком», «Турбоатом», «Нафтогаз України» и другие. Поэтому сегодня бизнес Страны Восходящего Солнца ожидает предложений по подготовке и введению таких проектов.
Так, например, корпорация «Сумитомо» предлагает содействие в совместном производстве, запуске и следующей коммерческой эксплуатации украинского спутника связи с перспективой продажи услуг связи и телетрансляций на международном рынке таких услуг. Другим перспективным международным проектом может стать участие корпорации «Иточу» в реализации глобальных транспортных проектов в рамках стран ГУАМ и вне их пределов. Эта корпорация заинтересована также принимать участие в украинских ядерных энергетических программах, поскольку является одной из ведущих мировых компаний в этой сфере. Корпорации «Мицубиси» и «Мицуи» во время встреч с министром транспорта Украины в ходе его июльского визита в Токио проявили глубокую заинтересованность в реализации ряда проектов в транспортной сфере и, в частности, лизинга локомотивов и вагонов и строительстве скоростных пассажирских линий на основе сверхсовременных технологий. Корпорация «Марубени», которая выиграла в августе этого года тендер на участие в обеспечении медицинским оборудованием Луганской детской областной больницы, предлагает расширить программу обеспечения украинских медицинских заведений лечебным и диагностическим оборудованием на основе экспортного кредитования.
Перечень таких проектов можно продолжать, но инициатива должна исходить от украинских компаний, предприятий и правительственных структур в виде содержательных и структурируемых предложений, а также технико-экономических обоснований с определением гарантий реализации проектов, защиты инвестиций и обеспечения возвращения кредитных ресурсов.
4. Меня, например, несмотря на то, что я уже второй раз работаю в Японии, эта удивительная страна продолжает приятно поражать и далее, особенно своим гармоничным сосуществованием прошлого и современного, японской ментальностью и философией жизни в сочетании с нескрываемой вестернизацией общества.
Страна Восходящего Солнца привлекает своей самобытной культурой и многовековыми традициями, уникальной окружающей средой и фантастическими природными ландшафтами, высокоразвитой инфраструктурой и современно-футуристичными сооружениями, многочисленными историческими и культурными памятниками. Особое внимание привлекает поразительная японская вежливость, а очень высокий уровень взаимоуважения и толерантности в японском обществе стали залогом укрепления доверия, искренности и дружественного отношения друг к другу. Япония — уникальная страна и перечислять ее преимущества можно очень и очень долго.
Япония имеет большой туристический потенциал, путешествуя по стране можно получать наслаждение от осмотра синтоиских и буддийских храмов, посещения традиционных японских садов, которые «уживаются» с новейшими торгово-офисными центрами, небоскребами и развлекательными районами. Это дает возможность почувствовать одновременно дух истории и «бурные ритмы жизни» ткаих крупных мегаполисов, как Токио, Йокогама, Осака, Нагоя. А прихотливые японские национальные блюда, которые очень популярны во всем мире, позволяют удовлетворить потребности любого гурмана. Очень приятно, кстати, что все более популярной среди украинцев становится японская еда, о чем свидетельствует скорость, с которой появляются у нас японские рестораны и их высокая посещаемость.
Постепенное повышение уровня и стандартов жизни в нашей стране уже открыло японские горизонты туризма среди наших граждан, но ввиду того, что Япония является одной из наиболее дорогих стран мира, туристические туры в эту страну с финансовой точки зрения еще не такие доступные для широкой общественности Украины. Вместе с тем, будем надеяться, что эти времена вскоре уйдут в прошлое. В то же время с каждым годом все больше украинских правительственных и министерских делегаций, бизнесменов, студентов и ученых посещают эту прекрасную страну, что свидетельствует о значительном интересе к ней и готовности к налаживанию еще более плодотворных и дружественных контактов между нашими странами.
5. Наша страна как независимое государство еще очень молода. В августе в этом году мы отмечаем 16 ю годовщину Независимости. Поэтому в далекой Японии Украину еще не очень хорошо знают. Обычно многие японцы хорошо помнят ужасную трагедию, которая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и с грустью вспоминают об этом факте. Они хорошо осведомлены о событиях, которые происходили во время президентских выборов осенью 2004 года. Очень хорошо знают и следят за спортивной карьерой таких выдающихся украинских спортсменов, как Андрей Шевченко и Виталий и Владимир Кличко. Хорошо знают о достижении знаменитого украинского легкоатлета Сергея Бубки и тому подобное.
Несмотря на отсутствие информации о нашей стране среди рядовых граждан, те знания по истории и культуре, современному развитию нашего государства, которыми они обладают, дают основания думать, что они очень положительно относятся к нашему государству. Часто Украина ассоциируется уже не с республикой бывшего СССР, как это было раньше, а — с восточноевропейским государством, которое ставит своей целью достижение европейских стандартов и ценностей жизни.
Со своей стороны, посольство на повседневной основе проводит работу среди японской общественности по популяризации нашей страны, ее самобытной культуры и многовековых страниц истории. В частности, регулярно проводятся тематические конференции, лекции, посвященые украинским выдающимся деятелям, значительным событиям в истории Украины, устраиваются приемы, на которые приглашаются представители правительства Японии, деловых кругов, а также известные общественные деятели. Кроме этого, мы активно сотрудничаем с японскими центральными и местными СМИ, принимаем участие в разнообразных международных симпозиумах, конференциях, которые проходят в Японии. Так, в прошлом году было положено начало проведению «Месяца украинской культуры», в рамках которого прошли гастроли Национального академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко с операми «Аида» и «Турандот».
Хотел бы также отметить, что во многом в ответе на ваш вопрос: «Какой японцы видят нашу страну?» — зависит и от нас с вами. Потому что только благодаря нашим общим усилиям мы можем добиться успехов на пути к дальнейшему утверждению позитивного имиджа Украинского государства, подъема и укрепления его авторитета и роли в мире.
Выпуск газеты №:
№141, (2007)Section
День Планеты